Главная страница


Пояснительная записка



Скачать 210.42 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата11.04.2016
Размер210.42 Kb.
ТипПояснительная записка



Пояснительная записка
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимым школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Угриновича Н.Д.  с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ».

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы ориентированы на выполнение в операционной системе Windows и Linux.  

Цели обучения:

  • формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;

  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Linux;

  • формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;

  • освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

  • ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;

  • ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;

  • понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Владение технологией работы в системной среде Linux является необходимым условием и базовой составляющей для последующего освоения технологии работы в прикладных программных средах общего назначения.

Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы в перечисленных средах в процессе решения конкретных задач. Темы этого направления формируют представление учащихся о модели каждой среды как некоего отражения реального мира.

Темы, связанные с изучением основ алгоритмизации и программирования проводятся в единой логической последовательности, в сочетании теоретических и практических занятий на компьютере.

Часть учебного материала посвящена изучению аппаратной части компьютерной сети.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 8 класса

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 8 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Семакин И.Г.. Хеннер Е.К., Информатика. Задачник-практикум в 2 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  5. Анеликова Л.А., Раздаточные материалы по информатике 7-9 кл. – М.: Дрофа, 2004

  6. Зорина Е.М., Зорин М.В. Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2010.

  7. Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru/

  9. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Основное содержание

8 класс

Общее число часов – 35 ч.

1. Информация и информационные процессы (9 ч.)

Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 ч.)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации работы компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

3. Кодирование и обработка текстовой информации (11 ч.)

Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страниц, величина полей. Колонтитулы.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, реферат, доклад).

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Оптическое распознавание отсканированного текста.

4. Кодирование и обработка числовой информации (5 ч.)

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Табличные расчёты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

5. Коммуникационные технологии ( 2 ч.)Поиск информации в Интернете. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина.

Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:

  • понятие информации и её основные свойства;

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», связь между информацией и знаниями человека;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт;

  • историю развития вычислительной техники;

  • алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • способы представления символьной, графической и звуковой информации в компьютере;

  • устройство компьютера (процессор, системная плата, устройства ввода и вывода, виды памяти);

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • понятие файла;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • основные правила набора, редактирования и форматирования текста;

  • основные объекты текстовых документов и их параметры;

  • назначение электронных таблиц, команды и режимы;

  • объекты электронной таблицы и их характеристики;

  • типы данных электронной таблицы;

  • правила построения диаграмм и графиков в среде электронных таблиц.


Учащиеся должны уметь:

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • кодировать и декодировать информацию;

  • систематизировать информацию;

  • представлять информацию в табличной форме;

  • преобразовывать информацию путём рассуждений;

  • обрабатывать информацию, составляя план действий;

  • уметь выбирать тип диаграммы и графиков в зависимости от цели её создания;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объём текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб, Тб);

  • переводить числа из одной системы счисления в другую производить арифметические операции в различных системах счисления;

  • представлять символьную, числовую и звуковую информацию в разных форматах, используемых в компьютере;

  • различать типы форматов, используемые для графической и звуковой информации.

  • просматривать информацию о параметрах файла и папки;

  • создавать, редактировать и форматировать текстовые документы;

  • создавать списки, колонтитулы, многоколончатый текст;

  • создавать текст в форме таблицы;

  • подготавливать текст к печати;

  • создавать гипертекст;

  • создавать структуру электронной таблицы и заполнять её данными;

  • редактировать и форматировать любой фрагмент электронной таблицы;

  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций.

Календарно – тематическое планирование




урока

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Количество часов

Планируемые результаты обучения

КИМ


Т


П


К/Р

ОУУН




1. Информация. Кодирование информации (9 часов)




1

Техника безопасности.

Информация в природе, науке и технике. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

1







Иметь представление о том, что информационные процессы происходят в системах различной природы. Уметь приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами, основные правила ввода текста.




2

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знак: форма и содержание. Кодирование информации с помощью языков. Генетический код.

1







Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации, различные виды знаков





3

Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 1. Вычисление количества информации с использованием компьютерных калькуляторов.

0,5

0,5




Знать основные подходы к измерению информации, содержательный подход к измерению информации





4

Определение количества информации. Решение задач.

1







учащиеся должны знать: основные подходы к измерению информации, содержательный подход к измерению информации





5-6

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

1













7

Практическая работа № 2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с использованием компьютерных калькуляторов.




1







8

Кодирование текстовой информации. Практическая работа № 3. Кодирование текстовой информации.

0,5

0,5




знать: представление о способе хранения текстовой информации в памяти компьютера.






9.

Контрольная работа №1







1







2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)




10-11

Устройство компьютера. Проект «Мой компьютер»

1

1




Иметь представление о функциональном назначении устройств компьютера, функции процессора и его основные характеристики. Состав компьютера, функции устройств ввода, вывода информации, уметь оценивать качество изображения на мониторе в зависимости от его максимальной разрешающей способности.




12

Файлы и файловая система.

1







Представление о файловой системе Windows, знать имена дисков и логических разделов дисков в операционной системе Windows, операции над файлами




13.

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение.

1







Знать что называется: программным обеспечением, операционной системой, прикладной программой, системой программирования




14.

Графический интерфейс ОС. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

1







Учащиеся должны знать: основные элементы управления. Уметь: выполнять операции управления в ОС Windows.




15.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 4. Защита от вирусов: работа с антивирусной программой.

0,5

0,5




Учащиеся должны знать: что называется-компьютерными вирусами, файловыми вирусами, макровирусами, сетевыми вирусами, антивирусной программой.






16.

Контрольная работа №2







1







3. Технология обработки текстовой информации (11 часов)




17.

Текстовые редакторы: назначение и возможности. Создание и редактирование документов (вставка, удаление, поиск и замена символов).

1







учащиеся должны знать основные понятия: что называется текстовым редактором, способы создания документов, выбор параметров страницы, ориентация, колонтитулы и номера страниц.




18.

Практическая работа № 5. Создание и редактирование документа.




1




учащиеся должны знать: как выполняется ввод текста, вставка изображений, формул и других объектов в документ, копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, проверка правописания, автозамена частых опечаток, сохранение исправлений.




19.

Форматирование документов. Параметры страницы (размер, ориентация, поля). Установка параметров символов (шрифт, размер, начертание). Оглавление документа.

1







учащиеся должны знать: как выполняется выравнивание абзацев, отступ первой строки, отступы и интервалы






20.

Практическая работа № 6. Форматирование документа по заданному образцу.




1




учащиеся должны знать: как выполнить копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, ввод текста, вставка изображений, формул и других объектов в документ.




21.

Практическая работа № 7 . Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки.




1




учащиеся должны знать: как выполнить копирование, перемещение и удаление фрагментов документа, ввод текста, вставку оглавления в документ.




22.

Нумерованные и ненумерованные списки. Практическая работа № 8. Вставка в документ многоуровневого списка.

0,5

0,5




учащиеся должны знать: как выполняются нумерованные, маркированные, многоуровневые списки






23.

Вставка и форматирование таблиц. Практическая работа № 9. Вставка в документ таблицы.

0.5

0,5




учащиеся должны знать: как выполняется создание строки, столбцов, ячейки, создание и изменение таблицы, границы и заливка, вычисления в таблице.




24.

Гипертекст. Практическая работа № 10. Создание гипертекстового документа.

0,5

0,5




учащиеся должны знать: что такое гипертекст, как выполняется создание гипертекстового документа




25.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа № 11. Работа с компьютерным словарем.

0,5

0,5




учащиеся должны знать: системы компьютерного перевода, компьютерные словари, системы оптического распознавания символов, системы оптического распознавания форм.




26-27

Проект «Буклет на тему…»

1

1










4. Технология обработки числовых данных ( 5 часов)

28.

Электронные таблицы. Столбцы, строки, ячейки. Типы данных: числа, формулы и текст.

1













29.

Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Практическая работа № 12. Ввод формул с использованием абсолютных и относительных ссылок.

0,5

0,5










30.

Практическая работа № 13. Вычисления с использованием встроенных функций.




1










31.

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа № 14. Построение линейчатой и круговой диаграмм. Практическая работа № 15. Построение графика функции.

0,5

0,5










32.

Контрольная работа №3







1







5. Коммуникационные технологии (2 часа)

33.

Поиск информации в Интернете. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина,

0,5

0,5










34.

Файловые архивы, интерактивное общение.

0,5

0,5










35.

Итоговая контрольная работа

1














Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

  • оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя .

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности поданной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированностъ основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя .

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ:

  • - оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

  • - оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

  • - оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

  • - оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.
Самостоятельная работа на ПК оценивается:

  • - оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

  • - оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

  • - оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

  • - оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.