Главная страница


Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница3/9
Дата13.04.2016
Размер1.52 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5   6   7   8   9

4. Закрепление нового материала.

Выполнить задания 1-5 стр.48.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника стр. 38 - 42, ответить устно на контрольные вопросы 1-3 стр. 50, выполнить задания 6, 7, 8 стр. 49.
Уроки 5 – 6. Представление числовой

информации в компьютере

Цели урока:

знать общие сведения о системах счисления, соотношение систем счисления (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной);

– уметь переводить двоичные числа в восьмеричные и обратно, двоичные числа в шестнадцатеричные и обратно.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Контроль исходного уровня знаний.

Проверить домашнее задание: ответы на вопросы 1-3 стр.50, задания 6, 7, 8 стр. 49.

3. Объяснение нового материала.

Преподаватель поясняет алгоритмы перевода двоичных чисел в восьмеричные и обратно, двоичных чисел в шестнадцатеричные и обратно.

Перевод числа из 8-ой в 2-ую с.с.

Как видно из таблицы (стр.43 учебника), каждая цифра в 8-ой с.с. соответствует тройке цифр в 2-ой с.с. Поэтому при переводе каждая цифра в 8-ричной записи числа заменяется соответствующей ей тройкой в 2-ой записи. Например: 2518=10 101 0012, 7038=111 000 0112.

Перевод числа из 2-ой в 8-ую с.с.

При переводе число в 2-ой записи разбивается с конца на тройки. Если в первой группе цифр для тройки не хватает, то дописываются нули. Затем каждая тройка цифр заменяется соответствующей ей цифрой в 8-ой записи. Например: 1 001 1112=1078, 110 101 1002=6548.

Перевод числа из 16-ой в 2-ую с.с.

Как видно из таблицы (стр.43 учебника), каждая цифра в 16-ой с.с. соответствует четверке цифр в 2-ой с.с. Поэтому при переводе каждая цифра в 16-ричной записи числа заменяется соответствующей ей четверкой в 2-ой записи. Например: 25116=10 0101 00012,

70316=111 0000 00112.

Перевод числа из 2-ой в 16-ую с.с.

При переводе число в 2-ой записи разбивается с конца на четверки. Если в первой группе цифр для четверки не хватает, то дописываются нули. Затем каждая четверка цифр заменяется соответствующей ей цифрой в 16-ой записи. Например: 100 11112=4F16, 1010 11002=AC16.

Прямого перевода из 16-ой с.с. в 8-ую нет. Поэтому 16-ое число переводят сначала в 2-ое или 10-ое, а затем в 8-ое.

Для перевода числа из 8-ой с.с. в 16-ую – аналогично.

При объяснении нового материала использовать таблицы.

1) Таблица степеней числа 2

р

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2р

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

2048

4096

2) Таблица алфавитов позиционных систем счисления

Основания

2

3

4

5

6

7

8

9

10

16

Алфавит

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1







2

2

2

2

2

2

2

2

2










3

3

3

3

3

3

3

3













4

4

4

4

4

4

4
















5

5

5

5

5

5



















6

6

6

6

6






















7

7

7

7

























8

8

8




























9

9































A(10)































B(11)































C(12)































D(13)































E(14)































F(15)

3) Таблица соответствия натуральных чисел

Х10

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Х16

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

10

Х8

0

1

2

3

4

5

6

7

10

11

12

13

14

15

16

17

20

Х2

0

1

10

11

100

101

110

111

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

10000

4. Закрепление нового материала.

1) Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 

 

 

 

127

 

 

 

 

269

 

 

 

 

9B

2) Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления.

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

0,101

 

 

 

 

0,6

 

 

 

 

0,125

 

 

 

 

0,4

3) Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же произвольное число (число может содержать как целую, так и дробную часть) должно быть записано в различных системах счисления.



Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

111101,1

 

 

 

 

233,5

 

 

 

 

46,5625

 

 

 

 

59,B

Ответы:

1)

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

52

42



1010111

127

87

57

100001101

415

269

10D

10011011

233

155

9B

2)

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

0,101

0,5

0.625

0,А

0,11

0,6

0,75

0,С

0,001

0,1

0,125

0,2

0,01

0.2

0,25

0,4

3)

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

111101,1

75,4

61,5

3D,8

10011011,101

233,5

155, 625

9B,A

101110,1001

56,44

46,5625

2E,9

1011001,1011

131,52

89,65625

59,B

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника стр. 42 - 44, ответить устно на контрольные вопросы 4,5 стр. 50, выполнить задание 9 стр. 49.
Уроки 7 – 8. Представление числовой

информации в компьютере

Цели урока:

– знать общие сведения о системах счисления, соотношение систем счисления, форматы представления чисел в компьютере;

– уметь записывать числа в разных форматах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Контроль исходного уровня знаний.

Проверить домашнее задание: ответы на вопросы 4,5 стр. 50, выполнить задание 9 стр. 49.

3. Объяснение нового материала.

Ведется согласно материалу учебника.

4. Закрепление нового материала.

1)

Решить задание числового лабиринта.

Следует перевести числа в направлении стрелок в десятичную систему счисления. Полученные числа соответствуют номеру буквы русского алфавита. Следует отгадать зашифрованное слово.




205 100002

1012

316 123 112




11002 1213




Ответ: 1012 = 5 – Д, 205 = 10 – И, 316 = 19 – С, 11002 = 12 – К,

1213 = 16 – О, 112 = 3 – В, 100002 = 16 – О, 123 = 5 – Д

Искомое слово – ДИСКОВОД.

2) Выполнить задания 10, 13, 15 стр.49-50.
1   2   3   4   5   6   7   8   9