Главная страница


Приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких



НазваниеПриподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких
страница3/5
Дата14.04.2016
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

—  Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При выключении голоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

—  Это упражнение дается для тренировки небной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик — у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть, по возможности глубоко, при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. Некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксировать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в рабочее зеркальце. Вы увидите, что маленький язычок и небная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя стенка глотки.

Проделайте упражнение 4-5 раз, стараясь увеличить время, при котором небная занавеска находится в поднятом состоянии, медленно считая до четырех, пяти, шести, десяти — сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка, как при сомкнутых, так и при открытых губах.

·  Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются движения глаз, описанные выше, в сочетании с фиксацией или движениями мышц языка и челюсти:

а) сильно сжатые челюсти;

б) максимально открытый рот, язык спрятан;

в) максимально открытый рот, максимально высунутый язык;

г) движения языка направлены в ту же сторону, что и взор;

д) движения языка направлены в противоположную от взора сторону.

Очевидно, что все перечисленные упражнения с глазами и языком постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и выполняться в положении лежа, сидя и стоя.

По вере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног, они также включаются в эти блоки упражнений.

1.7.  Развитие целостного образа тела

Развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Необходимым здесь является знакомство ребенка с языком выразительных движений.

Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, т. к. нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить; понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Занятия по развитию невербальной коммуникации делятся на три этапа:

Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений (рассмотрены в уровне I). Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его (рассмотрены в уровне II). Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе (рассмотрены в уровне III).

Предлагаемые здесь упражнения направлены на знакомство с возможностями и свойствами своего собственного тела. Основная задача при их выполнении — быть внимательным к возникающим ощущениям и чувствам.

Детям предлагается:

—  свободно двигаться по комнате, не касаясь друг друга; с разной скоростью (медленно, быстро, максимально быстро, чуть медленнее и максимально медленно); с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, поочередно напрягая и расслабляя разные группы мышц, максимально расслабленно);

—  попробовать вспомнить и воспроизвести различные ощущения (холод, тепло, вкусовые ощущения и запахи);

—  двигаться самыми разнообразными способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле.

—  Все эти и аналогичные упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие – жесткие, сильные – слабые, тяжелые – легкие, непрерывные – отрывистые, свободные – с сопротивлением.

Игры со сменой ролей «Рыбки и водоросли» (плавные, легкие движения водорослей — на месте и рыб — с передвижением в «воде») и «Облако и камень» (движения тяжелые, законченные — камень, и легкие плавные, непрерывные — облако). «Ртуть». Дети стоят в кругу. Педагог предлагает представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. Педагог: «Я ввожу ртуть (или масло) в твой указательный палец. Ты должен заполнить жидкостью все суставы твоего тела. Упражнение выполняется медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки». «Страна кукол». Дети оказываются в волшебной стране, где живут все игрушки. «Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну. И мы, став большими, встречаемся с ними в своих снах, воспоминаниях. Сегодня мы отправляемся в эту страну. И мы сами немного побудем разными куклами».

—  «Гуттаперчевая кукла». Движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей). Дети осознают напряженные места в теле, учатся чувствовать, понимать ограничения и возможности своего тела, управлять им.

—  «Пластмассовая кукла». Напряженное тело. Законченные движения (с точками). Дети развивают способность сохранять равновесие, запоминать и удерживать позу.

—  «Марионетка» (кукла, которую кукловод приводит в движение с помощью нитей, привязанных к различным частям ее тела). Упражнение направлено на осознавание центров движения.

—  «Свободная кукла». Индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок.

·  «Насос и надувная кукла». Дети разбиваются на пары. Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Другой — «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Закачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания ребенок с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление – напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств, тела другого человека для обоих участников.

После выполнения каждого упражнения проводится обсуждение в кругу детей с получением обратной связи от каждого ребенка по принципу «мое тело может быть…».

В заключение описания упражнений I уровня хотелось бы отметить необходимость учета влияния музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может оказывать различное воздействие — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т. д. Поэтому продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета.

При выполнении упражнений на релаксацию, а также в начале или в конце занятия, если необходимо восстановить силы, рекомендуется, приняв удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и визуализируя нужные цвета.

II. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним пространством

Уровень II — уровень владения телом и пространством. Он обеспечивает прием и тонкий анализ экстероцептивной (модально-специфической) информации, а также надмодальный синтез, необходимый для осуществления сложных видов психической деятельности.

Ведущей афферентацией II уровня является синтетическое пространственное поле, которое образует зрительное, осязательно-проприоцептивное, слуховое и вестибулярное поля. В целом взаимодействие с перцептивным полем — это ни ощущение, ни их сумма. Пока оно формируется, в нем участвуют и зрительные ощущения, и глазодвигательные ощущения, связанные с аккомодацией и стереоскопическим зрением, и осязательные ощущения с их местными знаками, и проприоцепторика всего тела, возглавленная вестибулярным и ощущениями тяготения и ускорений, и, несомненно, бесчисленные осколки с других рецепторных систем.

Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в:

—  бедности, однотипности движений тела в пространстве, их недостаточно дифференцированной координации и неловкости; несформированности сенсомоторных координаций;

—  в обеднении перцептивных и мнестических возможностей ребенка;

—  несформированности пространственных представлений.

Возникающие на данном этапе коррекционные задачи связаны, соответственно, с устранением и нивелировкой дисфункций II уровня.

2.1.  Развитие чувства ритма

На первый план здесь, по аналогии с уровнем I, выступает задача поддержания общего активационного фона, необходимого и достаточного для протекания всех психических процессов, которая решается посредством развития чувства ритма и выполнения ритмических упражнений.

Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое — совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения были описаны выше.

Второе направление — ориентация на внешний ритм. Здесь используется все многообразие средств. Например, при выполнении любых упражнений, где вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12) можно, одновременно хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Это также способствует развитию внимания и более гибкой приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.

Интересными для детей и полезными для развития чувства ритма являются следующие игры-упражнения.

·  Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой, производя с ними различные манипуляции (постучите, бросьте, подергайте, подуйте, поскребите и т. д.). Поварьируйте громкость и темп на каждом источнике, отработайте нарастание и затухание звука. Затем исследуйте поподробнее наиболее понравившиеся звуки.

·  Начните диалог — чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Повторяйте много раз, пока ребенок не отработает спонтанную находку.

·  Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога, а в процессе освоения — происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т. е. с закрытыми глазами):

—  ребенку предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками); сначала продирижировать всей рукой, потом только кистью;

—  после освоения первой части упражнения ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами (пример одновременных движений ног — прыжки на двух ногах); сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой;

—  следующий этап освоения этого упражнения — воспроизведения ритмического рисунка верхними и нижними конечностями (например, «2» левая нога, «2» правая нога, «3» хлопки руками); здесь же можно предложить ребенку воспроизведение ритмического рисунка различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «2» двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская таз, «3» двумя ногами одновременно или «2» правая рука и левая нога одновременно, «2» левая рука и правая нога одновременно, «3» удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).

·  В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма. Предлагается развернутая опора на речь, например, придумать предложение или набор слов, подходящих для данного ритмического рисунка. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: «2» со-кол, «2» ле-тит, «3» вы-со-ко. Подбор слов: ребенок считает, сколько ударов в каждой пачке, и подбирает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если и этот вариант вызывает затруднения, то ребенку сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками (дается дополнительная зрительная опора), например, // // ///. А затем подбираются слова и под каждой чертой пишется соответствующий слог.

Если ребенок все же не может запомнить услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков или ударов, а тире между ними — пауза.

·  «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети внимательно слушают и по команде педагога его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды педагога «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры». Возможные пути усложнения задачи: удлинение или усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т. д.

Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например? Тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта).

·  Сначала, аналогично упражнениям, приведенным выше, происходит отработка ритмического рисунка в статике, затем — начинают его проигрывание в динамике: дети двигаются по кругу, все одновременно или по очереди выполняя ритмический фрагмент, создавая единую мелодию и двигаясь в заданном ритме.

·  Упражнения с применением ритмических музыкальных инструментов. Здесь ребенок может либо повторять заданный ритм, либо его придумать и воспроизвести. Это упражнение хорошо выполнять в группе, когда по кругу дети то воспроизводят ритмы других, то задают свой, контролируя при этом правильность повторения другими детьми.

·  Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно двигаться под музыку, выполняя движения в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.

2.2.  Развитие перцептивных и мнестических возможностей

Первым шагом здесь является развитие экстероцептивной чувствительности, которое осуществляется по четырем направлениям — повышение чувствительности к модально-специфической информации: зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной. Основным методическим приемом здесь является преимущественная нагрузка одного из сенсорных каналов.

Основные глазодвигательные упражнения были рассмотрены выше. Здесь хотелось бы только отметить, что условия, затрудняющие восприятие, анализ и синтез зрительной информации — зашумленные, наложенные, нечеткие изображения, также способствуют повышению чувствительности зрительного анализатора.

Исключение зрительного восприятия как методический прием и избирательная нагрузка на один из сенсорных каналов положительно сказывается на развитии слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности. Примером здесь могут быть упражнения на опознание ранее идентифицированного соответственно звука, фактуры или запаха из ряда предложенных.

Упражнения по развитию восприятия широко известны и активно применяются в дефектологии и коррекционной педагогике. Поэтому мы ограничимся лишь указанием на принципиальные варианты такого рода упражнений, не останавливаясь на них подробно.

Так, упражнениями по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами) могут быть:

—  называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

—  ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала — этой же или другой рукой;

—  опознание предмета на ощупь как правой, так и левой рукой;

—  ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди других — другой рукой;

—  опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.

Следующим шагом по развитию перцептивных и мнестических возможностей ребенка будет акцент на перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез и запоминание.

—Перевод из тактильной в зрительную модальность. Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы (звездочка, круг, квадрат, треугольник, в т. ч. буквы и цифры). Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе. Другой вариант — то же, но, открыв глаза, ребенок самостоятельно рисует предмет или пишет букву (цифру). Перевод из тактильной в слухоречевую модальность. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой рукой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук из прослушиваемого ряда аудиозаписи. Перевод из зрительной в тактильную модальность. Ребенок наощупь находит фигурки, предметы или буквы, показанные ему педагогом. Перевод из зрительной в слухоречевую модальность. Ребенок называет фигурки, предметы или буквы, показанные ему педагогом. Перевод из слуховой в зрительную модальность. Произносится или воспроизводится аудиозапись определенного звука, соответствующего какому-либо животному, букве или звука работы какого-либо прибора, механизма или средства транспорта и т. д. Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука. Перевод из слуховой в тактильную модальность. Педагог произносит отдельный звук, соответствующий букве, называет предмет или фактуру. Ребенок должен найти наощупь соответственно букву, предмет или материал. Упражнения на развитие памяти могут быть связаны с запоминанием и последующим воспроизведением последовательности элементов в определенном порядке; в том числе и стимулов разной модальности:

—  в слуховой модальностями стимулами могут быть различные по тональности звуки, определенные ритмические последовательности и просто речевые инструкции (например, называются движения), которые надо будет воспроизвести;

—  в тактильной — восприятие наощупь текстуры поверхности или 2-3 предметов с последующим опознанием их в большей группе элементов;

—  в двигательной сфере — стоящему с закрытыми глазами ребенку придается и «снимается» какая-либо поза, затем другая поза и т. д. Задача ребенка — почувствовать и запомнить позы, воспроизвести их последовательность;

—  в зрительной модальности — запоминание и последующее воспроизведение (в прямом и обратном порядке) показанной последовательности движений; определенного порядка или расположения предметов в комнате; фигур, изображенных другими детьми и т. д.

·  «Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

·  Дети встают полукругом; задача ведущего — запомнить порядок расположения детей. Первый вариант — ведущий отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант — педагог изменяет порядок, переставляя не более трех-пяти детей, а ведущий его восстанавливает.

·  Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем ведущий выходит из комнаты, а педагог производит не более трех-пяти изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.

·  Дети располагаются в определенной последовательности по периметру зала, например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т. д. Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы дети должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. При большом количестве детей или, если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий).

2.3.  Формирование пространственных представлений

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела.

Следует сказать, что формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его достижений. И пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, и это неизбежно и неизменно, вне зависимости от его желания. Надо максимально использовать цвета, различные формы — в общем, лучше, чем старинный принцип «сено-солома», не придумаешь.
1   2   3   4   5