Главная страница


Приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких



НазваниеПриподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких
страница4/5
Дата14.04.2016
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4   5

Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом дается ребенку прекрасная опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь оно строиться вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это там, где «красная тряпочка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.

Но ведь есть еще и верх-низ. Следовательно, верх — это голова, потолок, небо, солнце, северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ — ноги, пол, земля, южный полюс, Антарктида.

·  Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) определенным движением, например, вверх, вперед, назад, вправо и влево — простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз — присесть. Здесь же аналогично закрепляются понятия «дальше-ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с педагогом, который и означивает каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым это выполняется.

Дополнительно могут даваться внешние ориентиры, например, если встать лицом к окну, то справа будет дверь, а слева — стена; возможный ориентир по самому телу ребенка — сердце находится слева (приколоть значок) или на левое запястье надевается цветная повязка.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Например, по инструкции педагога ребенок переходит от движений всем телом к показу рукой названного направления или к повороту головы, затем — только указывать взором.

В разминочный комплекс могут быть включены упражнения на формирование пространственных представлений.

·  Прыжки на месте:

а) прыжки на двух нога с поворотом на 90 и 180 градусов в обе стороны;

б) прыжки через предмет, лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, сложенная вдвое скакалка и др.):

—  из и. п. стоя боком, спиной или лицом к предмету, выполнять прыжки вправо – влево, вперед – назад, на одной и двух ногах (1…3 и т. д. прыжков);

—  прыжки с поворотом на 180 градусов на двух ногах через гимнастическую палку могут выполняться в двух вариантах:

1)  из и. п. — палка у носков ног параллельно линии плеч;

2)  из и. п. — стойка ноги врозь, палка между стопами ног перпендикулярно линии плеч.

·  Прыжки с продвижением на разные расстояния с использованием в качестве ориентира линии или натянутой веревки:

—  прыжки вправо – влево на одной и двух ногах (1…3 и т. д. прыжков);

—  то же, но с промежуточным прыжком (т. е. один прыжок вперед — в сторону через линию, другой — параллельно линии и т. д.).

Если выполнение прыжковых упражнений затруднено, то можно выполнять перешагивание через предмет: вперед – назад, вправо – влево (на месте и с продвижением).

Пространственные представления формируются в различных упражнениях, где используются предметы и приспособления (кубики, пазлы, разрезные картинки и т. п.), которые ребенок может перемещать, манипулировать с ними, перепрыгивать и пролезать под ними. Например, ребенку предлагается выполнить следующие инструкции: «Встать или присесть перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т. п.

·  Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком» и т. д.

·  Ребенок и педагог садятся или встают друг напротив друга — отрабатывается схема «зеркало»; отработка идет сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Например, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою правую руку — влево (соответственно, педагог влево — ребенок вправо). Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

·  И. п. то же, но отрабатывается движение рук ребенка в сторону, противоположную движениям рук педагога. Например, если педагог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок переносит свою правую руку вправо относительно себя (соответственно, педагог влево — ребенок влево, вверх- вниз, вниз-вверх, налево вверх-налево вниз).

·  И. п. то же. Ребенку дается инструкция: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левую руку), а то, что я буду делать правой рукой, ты правой (поднимаются правые руки)». Таким образом отрабатываются движения с перешифровкой: одно - и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца.

На следующем этапе перешифровки отрабатывается:

—  движение рук ребенка относительно себя в том же направлении, что и рук педагога относительно себя. Например, правая рука педагога двигается вправо, и правая рука ребенка тоже вправо, но относительно самого себя (соответственно, влево – влево. Вверх – вверх, вниз – вниз, к себе – к себе, от себя – от себя, налево вверх – налево вверх и т. д.);

—  движение рук ребенка относительно себя в сторону, противоположную направлению рук педагога. Например, правая рука педагога двигается вправо, а правая рука ребенка — влево относительно себя (соответственно, влево – вправо, вверх – вниз, вниз – вверх, к себе – от себя, от себя – к себе, налево вверх – налево вниз и т. д.).

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к графическим схемам.

·  Копирование изображений простых и сложных фигур, предметов: обычное и с поворотом на 90 и на 180 градусов направо и налево.

·  Двигательный диктант (по шагам), например, один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180 градусов, один шаг назад и т. д.

·  Графический диктант. Ребенок на листе бумаги в клетку «пишет» диктант, например, одна клетка вверх, три клетки направо, две клетки вниз и т. д.

·  Составление ребенком планов (комнаты, квартиры).

·  Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

Необходимым является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

·  Движения в нижней зоне.

Сюжетный контекст — «Пустыня». Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет и что растет. Дети превращаются в обитателей пустыни и имитируют их движения и позы.

«Змея» — перемещения по полу без помощи рук (на животе, спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или удава.

«Скорпион» — переползание, прыжки на четвереньках, на 3-точках. Дети знакомятся с сильными, быстрыми, отрывистыми движениями.

«Суслики» — перемещения с помощью различных прыжков в разном темпе и направлениях, замирая и срываясь с места.

«Перекати поле» — перекатывания и кувырки в разных направлениях и с разными скоростями. Это упражнение направлено также на осознание границ собственного тела.

·  Движения в средней зоне.

Сюжетный контекст — «Царство животных». Дети вспоминают, каких животных они знают, их повадки, особенности движений, а также издаваемые звуки. Каждый ребенок выбирает себе то животное, которое ему больше всего понравилось и превращается в него, демонстрируя своеобразный танец своего животного. Потом дети выбирают себе образ другого животного.

«Лягушка» — знакомство с прыжками на месте и в пространстве.

«Заяц» — прыжки и переходы, легкие и отрывистые движения, выражение характера животного через движение.

«Медведь» — медленные, тяжелые, сильные движения; выражение образа животного через походку и типичные позы.

«Лиса» — плавные, гибкие, быстрые движения в различных ритмах, непредсказуемые движения.

«Лев» (тигр, пантера) — сильные, быстрые, гибкие движения. Рычание (высвобождение эмоций).

«Лошадь» — акцент на движения корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства.

·  Движения в верхней зоне.

Сюжетный контекст — «Царство птиц».

«Синица» — мелкие, короткие прыжки, быстрые и законченные движения.

«Орел» — сильные, мощные, законченные движения корпуса и рук. Движения в широком диапазоне (пространственном и телесном).

«Лебедь» — плавные, широкие, грациозные движения. Текучесть пластики.

«Птичий двор» — дети выбирают себе образы домашних птиц и контактируют друг с другом.

В конце каждой волшебной игры — превращения. «Пустыня», «Царство животных» или «Царство птиц» необходимо проиграть с детьми обратное перевоплощение в самого себя, например, проползая по волшебному тоннелю, животные превращаются в людей. Для интеграции пережитого ребенком опыта детям предлагается выполнить рисунок своего животного. После интегративного рисунка дети вместе с педагогом садятся в круг для обсуждения переживаний, телесных ощущений, чувств и эмоций, которые возникали у них во время перевоплощения в животных.

2.4. Динамическая организация двигательного акта

Динамическая организация двигательного акта связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений, составляющих единую «кинетическую мелодию».

Иногда трудности выполнения программы связаны с ограниченным объемом возможных движений. Тогда освоение новых паттернов всегда должно опираться не только на внешний образец и проприоцептивные ощущения, которых может быть недостаточно, но и дополнительную зрительную афферентацию собственного тела 0151 использование зеркала, в которое ребенок на себя смотрит при выполнении движения. Содержанием отдельных серий (циклов, паттернов) могут быть различные движения, позы, определенное сочетание звуков (пачка ритмов), последовательность предметов или фигур (которые ребенок может переносить или передвигать) и многое другое.

·  И. п. — встать на ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед. На медленный вдох (притягивающее движение) руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдох (отталкивающее движение) — вытягиваются и опускаются вдоль ладонями вниз. Вернуться в и. п.

Перенести вес тела на правую ногу; выполняя вдох, поднять левую ногу и развернуть корпус на 90 градусов назад влево; выполняя вдох, опустить левую ногу и довернуть стопу правой ноги. Т. о., Вы полностью развернули все тело на 90 градусов влево. Затем перенести вес тела на левую ногу; выполняя вдох, поднять правую ногу и развернуть корпус на 90 градусов назад вправо: выполняя выдох, опустить правую ногу и довернуть стопу левой ноги. Вы вернулись в и. п. Повторит цикл 3 раза.

·  Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать (в быстром темпе).

·  «Цыганочка». И. п. — встать ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до левого колена (согнутая в колене левая нога поднимается вперед и вверх), вернуться в и. п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и. п. Повторить, соответственно, для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.

·  «Ладушки». И. п. — дети встают друг напротив друга (в парах), согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук «смотрят» на ладони партнера (локти опущены). Дети выполняют собственный хлопок — каждый своими руками; затем хлопок, соединяя правую и левую кисти партнеров — одновременно на двух руках; собственный хлопок, затем хлопок за счет соприкосновения правых ладоней партнеров; собственный хлопок; затем хлопок левыми ладонями партнеров. Повторять цикл из шести хлопков, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

Двигательные занятия по серийной организации движений могут быть включены при необходимости в более целенаправленную программу коррекции вместе с графическими работами, аппликацией, мозаикой, а также специальными упражнениями по развитию мелкой моторики. В подобных заданиях ребенок должен одновременно следить за содержанием звеньев (цвет, форма, порядок расположения элементов, за числом выполняемых элементов, а также вовремя переключаться с одного звена программы на другое).

·  Графические упражнения и аппликации: ребенку дается образец (последовательность элементов), которую он должен воспроизвести — несложные орнаменты из одного, двух и более повторяющихся несложных элементов (узоров), круг, треугольник, квадрат; усложнение — желтый круг, синий треугольник и зеленый квадрат. Затем ребенок сам придумывает последовательность и воспроизводит ее.

·  На стр. 49, 50, 51 представлены образцы такого рода упражнений. Обязательным является выполнение каждого из них сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя руками одновременно в одном и противоположным направлениях.

·  Усложнение заданий заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), и в дальнейшем, к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ.

Ряд хаст (поз пальцев) выполнить в предложенной последовательности. Каждая хаста фиксируется в течение 20-30 секунд (двух-трех вдохов и выдохов) сосредоточением внимания на этюде. Упражнение выполняется несколько раз в день по 5-7 минут.

………………………………………

2.5.Формирование одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий

На формирование одновременных и реципрокных координаций оказывают положительное влияние не только упражнения, включающее взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.

Упражнения, лежа на спине.

Ноги и руки вытянуты вверх перпендикулярно полу и перекрещены Х-образно; одновременно оттягивается вверх носок правой ноги и кисть левой руки, расслабление, то же — для левой ноги и правой руки; повторить для одноименных руки и ноги. Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны. Руки одновременно передвигаются по полу (одна — вверх, другая — вниз) таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова наклоняется в сторону верхней руки, а колени — в сторону нижней руки и наоборот. Модифицированный вариант «велосипеда» — ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же — до одноименного колена; затем снова до противоположного колена.

Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног лежа на спине.

·  Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

·  Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

·  Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).

·  Фиксированы туловище и руки — руки прижаты к груди в положении тройного сгибания (в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах). Выполняются одновременные движения головы, глаз, языка и ног (аналогично предыдущим пунктам).

·  Фиксированы туловище и ноги — ноги у тела в положении тройного сгибания (в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах). Выполняются одновременно движения головы, глаз, языка и рук (аналогично предыдущим пунктам).

·  Фиксированы глаза, руки и ноги, т. е. те части тела, которые обеспечивают пространственно-координационную функцию тела. Ребенок выполняет повороты туловища: сначала осуществляются медленные повороты в одну, затем в другую сторону при фиксированных голове и взгляде, сцепленных руках и ногах. Затем голова вовлекается в сторону движения туловища. После этого отрабатываются вертикальные осевые движения (ось «голова - копчик») с поднятием тазового пояса; плечевого пояса; одновременно тазового и плечевого поясов.

2)  Упражнения сидя.

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук.

Язык фиксирован в одном из положений — сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:

—  руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая рука — по левому колену, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем — в противоположную от руки сторону;

—  перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая рука — по правому колену, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, затем — в противоположную от руки сторону;

Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично предыдущему пункту. Выполняются сочетанные движения рук, глаз и языка таким образом, что руки и глаза двигаются в последовательности, описанной выше, а язык — сначала в ту же сторону, что и глаза, а затем — в противоположную им сторону. Выполняются сочетанные движения рук, глаз и языка таким образом, что руки и язык двигаются в последовательности, описанной выше, а глаза — сначала в ту же сторону, что и язык, а затем — в противоположную ему сторону.

3) Упражнения, стоя на четвереньках.

·  Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки в начале располагаются параллельно друг другу, затем — перекрещиваются, т. е. при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д.

·  Отработка сочетанных движений глаз, языка, рук и ног, ползая на четвереньках (вперед, назад, вправо, влево), в последовательности, указанной в предыдущем п. 2 «Упражнения сидя». Ноги при этом попеременно передвигаются вперед параллельно друг другу.

3)  Упражнения стоя

·  Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево:

—  приставным шагом — двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам); а затем противоположные рука и нога;

—  скрестным шагом с перекрестом рук — двигаются одноименные (сначала правые, а затем левые) рука и нога.

·  Перекрестные и односторонние движения. На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Педагог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на четвертом — односторонние. Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение с перекрестных движений. После того, как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно — самому считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение. Более сложный вариант этого упражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает педагог, или ребенок переводит глаза по словесной инструкции.

·  Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности — ¥— таким образом, что центр знака находится напротив переносицы. Сначала педагог плавно передвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен внимательно следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же проделывается другой рукой и двумя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры знака и то расстояние, на котором он рисуется.

·  «Слоник». Голова кладется на вытянутую вперед и в сторону руку – «хобот». Стоя на слегка согнутых коленях и наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело), а, также смотря на кончики пальцев, ребенок «рисует хоботом» в воздухе большой знак бесконечности. Затем этот же знак «рисуется» другой рукой и двумя сцепленными руками (голова прямо).

·  Письмо в воздухе. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но в воздухе прописываются буквы и цифры, также целые слова при их изучении. Этот же прием применяется при коррекции письма — при пропуске букв, их заменах (например, маленькие и прописные буквы «б - д, п - г» и др.), зеркальном написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые движения — помогать ребенку писать, подойдя к нему сзади и взяв ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх перед школьной доской и тетрадью.

·  «Коврики». Перед ребенком кладется лист бумаги, на котором нарисован квадрат, и набор цветных карандашей. Дается инструкция: «Представь, что квадрат на листе — это коврик. Тебе нужно его разрисовать». После выполнения задания правой рукой ребенку предлагается новый лист и дается то же задание для левой руки. В другом варианте этого упражнения ребенок рисует на неограниченном пространстве листа.

Это упражнение может быть использовано в диагностических целях, как для первичной диагностики, так и для оценки динамики коррекционной работы. Упражнение также позволяет ребенку выразить себя в красках, давая выход эмоциональному состоянию.
1   2   3   4   5