Главная страница


Программа ориентационного курса по выбору для предпрофильного обучения химико-биологической направленности



Скачать 130.36 Kb.
НазваниеПрограмма ориентационного курса по выбору для предпрофильного обучения химико-биологической направленности
Дата25.02.2016
Размер130.36 Kb.
ТипПрограмма


Программа элективного курса по химии

для учащихся 9 класса
«Химические элементы в организме человека»

(программа ориентационного курса по выбору для предпрофильного обучения химико-биологической направленности)

Составлена учителем химии Журавлевой Е.А.


г.Нижневартовск- 2012 год

Пояснительная записка.

Программа разработана для учащихся девятых классов общеобразовательных школ с ориентацией на естественнонаучный профиль. Данная программа освещает вопросы биологической роли химических элементов в живых организмах.

Цель курса: создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Задачи курса: развитие научного мировоззрения; формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения), на основе межпредметных связей с биологией, сообщить дополнительные знания о важнейших химических элементах и их функциях в живых организмах; развитии экологической культуры и пропаганда здорового образа жизни.

Программа рассчитана на 34 ч.

Практическим занятиям уделяется значительное время, экспериментальная работа выполняется индивидуально или группами. Предусматривается разработка и защита творческих проектов.

Форма проведения занятий: традиционное урочное, проектная деятельность, лабораторное занятие, учебное исследование.

Учащиеся должны знать:

  • Биологическую роль химических элементов.

  • Общие физические и химические свойства важнейших соединений элементов ( кислорода, водорода, хлора, йода, серы, азота, фосфора, углерода, металлов и применение их в медицине; качественные реакции на катионы и анионы.

  • Определение понятия «здоровье».

Факторы, влияющие на здоровье.

  • Воздействие тяжелых металлов на организм человека.

  • Роль кобальта в организме человека.

  • Особенности алюминиевого обмена в организме человека и

его нарушение.

  • Распределение марганца в организме человека и его роль в

процессах жизнедеятельности.

  • Важнейшую роль железа в физиологии человека.

  • Биологическую роль меди в физиологических процессах.

  • Участие цинка в регуляции углеводного обмена и пути

по­ступления его в организм человека.

  • Особенности воздействия свинца на детский организм и

профилактику свинцовых отравлений.

  • Микроэлементы и их роль в организме человека.

  • Макроэлементы и их роль в организме человека.


Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять роль металлов в организме человека.

  • Устанавливать взаимосвязи между состоянием организма че­ловека

и причинами, обусловившими его

  • Выявлять отличительные признаки нарушений обмена ве­ществ, вызванных избытком или недостатком того или иного элемента в организме человека.

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации в раз­личных источниках и применять ее.

  • Грамотно оформлять полученные результаты исследований в

виде отчетов, таблиц, графиков и пкзентаций

  • Анализировать, делать выводы.

  • Осуществлять мониторинг состояния исследуемого объекта.

  • Определить собственную позицию по отношению к экологическим

проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека.

  • Распознавать важнейшие катионы и анионы (Na+1, Ca2+, K+1, Mg2+, Fe2+, Cl1-, S2-, PO43-, NО3-, CO32- .

  • Решать расчетные задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Тематическое планирование данного курса примерное и может быть изменено. Анкетирование учащихся на разных этапах занятий по данному курсу помогает отследить динамику интереса, пра­вильность выбора. Формой отчета по завершении изучения курса может стать защита проекта.

Содержание курса.

Тема 1. Биоэлементы. Общий обзор биологических элементов.

Занятие 1-2. Общая характеристика биоэлементов.

Положение элементов металлов и неметаллов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Особенности строения их атомов, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства. Макро - и микроэлементы, их свойства. Содержание биогенных элементов в живых организмах. Сравнение элементарного состава живого вещества и элементарного состава земной коры и морской воды. Дыхание и фотосинтез - основные функции организма растений. Дыхание и питание - основные функции организма животных.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 3-4. Кислород – элемент и вещество , поддерживающий жизнь.

Кислород в составе всех жизненно важных веществ: белков, жиров, углеводов, воды. Физиологическая роль кислорода: медленного окисления пищи, процессы дыхания, защитные функции организма. Использование свободного кислорода человеком, животными и одноклеточными.

Кислородная недостаточность - причины горной болезни, гибели рыб в водоемах.

Кислород в медицине. Кислородное голодание. Кислородный токсикоз. Фотосинтез. Роль зеленых растений в восполнении атмосферы кислородом. Свойство озона поглощать избыток
ультрафиолетовых лучей. Применение озона в медицине.

Демонстрации: таблицы “Общая характеристика элементов подгруппы кислорода”

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие 5

Практическая работа.

Образовательный продукт: отчет

Занятие 6. Водород, его незаменимость в живой природе.

Водород - обязательный компонент всех органических соединений организма. Водородные связи, лежащие в основе самых тонких явлений жизнедеятельности: способность ферментов распознавать вещества, специфичность действия многих лекарственных препаратов, способность мышц сокращаться. Участие атомарного водорода в процессах метаболизма.

Ион гидроксония, его концентрация в желудочном соке.

Биологическая роль воды, пероксида водорода. Основные функции воды в живом организме. Баланс воды в живом организме: потребление и выделение. Требования к питьевой воде: мутность, микрофауна, химический состав. Очистка воды: коагуляцией, фильтрованием, хлорированием, озонированием. Опреснение воды. Действие минеральных вод на организм: желудочно-кишечный тракт, систему кровообращения. Круговорот воды в природе.

Демонстрации: образцы минеральных вод различных природных источников, бутылки лечебно-столовой воды: “Нарзан”, “Ессентуки”, “Боржоми” и др. Схема: “Круговорот воды в природе”.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие7.

Практическая работа. Определение качества воды методами химического анализа.

Образовательный продукт: отчет

Занятие 8-9. Сера - составная часть белков живых организмов. (2 часа).

Содержание серы в организме человека. Суточная потребность. Сера-составная часть аминокислот в организме человека и животных, компонентов белков волос, шерсти, рогов, копыт, ногтей. Сера - составная часть витамина В1, участвующего в обмене углеводов, жиров и белков. Сероводород и серная кислота - продукты распада белков, их биологическая роль. Сера как агроэлемент. Круговорот серы в природе. Применение серы и ее соединений в медицине. Влияние на организм сероводорода, оксидов серы и охрана окружающей среды

Демонстрации: Медицинские препараты, природные минералы, содержащие серу.

Химический эксперимент: “Обнаружение сероводорода в тухлом яйце”.

Форма занятия: семинар, рабата в группах.

Образовательный продукт: отчет

Занятие 10-11. “Азот и жизнь — понятия неотделимые”.

Содержание азота в животном и растительном организмах. Азот - составная часть белка, нуклеиновых кислот, пептидов, ферментов.

Полноценные и неполноценные белки. Сбалансированная белковая диета, последствия ее нарушения. Процессы трансформации белков в теле человека. Биологическая и промышленная фиксация атмосферного азота. Азот — элемент питания растений. Понятие о круговороте азота.

Влияние на организм азота, его оксидов, аммиака, нитрат и нитрит ионов. Меры защиты. Кессонная болезнь. Нитраты и нитриты. Источники поступления азота с нитратами в организм. Пути снижения нитратов в продуктах питания при приготовлении пищи.
Демонстрации: таблицы “Общая характеристика элементов подгруппы азота” (по Дж. Эмсли). “. Таблица “Накопление нитратов в продукции открытого грунта”. Кодослайды: “Пути снижения содержания нитратов в продуктах питания”, “Факторы, влияющие на уровень содержания нитратов в растениях”, “Допустимые нормы содержания нитратов”, “Симптомы нитратно-нитритных отравлений”. Образцы растений, содержащих недостаточное количество азота.

Коллекция минеральных удобрений.

Лабораторные опыты. Качественная реакция на нитраты и нитриты.

Форма занятия: лекция.

Образовательный продукт: опорный конспект.

Занятие12.

Практическая работа: Определение содержания нитратов в продуктах питания экспресс-методом.

Форма занятия: семинар, рабата в группах.

Образовательный продукт: отчет

Занятие 13. “Фосфор - элемент жизни и мысли”

Содержание фосфора в организме человека. Фосфор - составная часть костной, мышечной и нервной ткани.

Фосфор в энергетике живых организмов. Фосфатная буферная система крови. Потребность в фосфоре, продукты, содержащие фосфор. Связь фосфора и кальция.

Фосфор - элемент питания растений, способствует созреванию плодов. Понятие о фосфорных удобрениях, совместимость удобрений. Круговорот фосфора в природе. Воздействие человека на круговорот фосфора.

Демонстрации: Природные минералы, содержащие фосфор. Схема “Круговорот фосфора в природе”. Таблица “Признаки фосфорного голодания у растений”. Образцы фосфорных минеральных удобрений.

Лабораторный опыт: качественные реакции на фосфат-ион.

Форма занятия: семинар, рабата в группах.

Образовательный продукт: отчет

Занятие14. Углерод - основа живой и неживой природы (1 час)

Содержание углерода в организме. Углерод - основа строения органического мира. Многообразие форм соединений углерода. Участие оксида углерода (IV) в процессе фотосинтеза, его функции, круговорот углерода в природе.

Воздействие соединений углерода на организм человека, угольной пыли, оксидов углерода. Меры защиты. Радиоактивный С14 углерод в живом организме. Радиоактивный метод определения возраста любого предмета растительного и животного происхождения.

Демонстрация: таблица. “Общая характеристика элементов подгруппы углерода” (по Дж. Эмсли). Схема “Фотосинтез”. Схема “Круговорот углерода в природе”. Коллекция минералов карбонатов. Медицинские препараты на основе карбонатов.

Лабораторный опыт. Обнаружение карбонат-иона в яичной скорлупе

Форма занятия: семинар, рабата в группах.

Образовательный продукт: отчет

Занятие 15-16. Биологическая роль элементов галогенов (2часа)

Биологические функции фтора и его соединений. Наличие фтора в зубной эмали, в костях человека и животных в виде фторапатита. Участие фтора в обмене веществ и активации некоторых элементов. Продукты содержащие фтор. Фторосодержащие медицинские препараты. Избыток и недостаток фтора в организме. Кариес зубов. Флюороз. Фторосодержащие отравляющие вещества.

Хлор, его содержание в организме. Биологическая роль хлора в образовании желудочного сока, формировании плазмы крови, в переваривании белков, поддержании осмотического давления. Образование ферментов при участии соляной кислоты. Дезинфицирующе действие молекулярного хлора, хлорной воды, хлорной извести. Хлорид - ионы - основа физраствора. Отравляющее действие хлора. Использование соединений хлора в медицине.

Бром, его биологическая роль. Бром - составная часть гормона гипофиза. Соли брома в медицине.

Йод, его содержание в щитовидной железе. Гормоны - тироксины, их влияние на обмен веществ и нервную систему. Потребность человека в йоде и его поступление в организм. Йодная профилактика - введение йодида натрия в столовую соль. Содержание йода в продуктах питания: морская капуста, рыбий жир, бобы, шпинат, яйцо и др.

Схемы: “Биологическая роль галогенов”, “Источники поступления йода”, коллекция природных галогенсодержащих минералов, фторосодержащие зубные пасты, медицинские препараты: желудочный сок, спиртовый раствор йода, “Иодактив”, минеральная вода .

Форма занятия: семинар, работа в парах.

Образовательный продукт: сообщения.

Занятие 17. Защита проектов и творческих заданий.

Тема 3. Макроэлементы металлы. (9 часов)

Занятие 1-2. Биометаллы - натрий и калий.

Содержание натрия и калия в растениях и животных организма. Роль ионов натрия в поддержании осмотического давления плазмы крови. Влияние ионов натрия и калия на процессы нервной деятельности, функции мышц, почек, сердечно-сосудистой системы и др. Влияние солей натрия и калия на ритм сердечной деятельности. Участие ионов калия в биохимических процессах, происходящих в растениях. Признаки калийного голодания: краевой ожог, гофрированность листьев. Источники поступления натрия и калия в организм человека. Суточные нормы макроэлементов.

Тест на содержание калия в организме: “Суточные нормы потребления натрия и калия”

Демонстрации: табл. “Элементы главной подгруппы первой группы” (по Дж. Эмсли) Природные минералы, продукты питания, и медицинские препараты содержащие Nа и К. Образцы растений с признаками калийного голодания. Образцы минеральных калийных удобрений.

Лабораторный опыт: качественные реакции на катионы натрия и калия.

Форма занятия: семинар, работа в парах.

Занятие 3-4. Биометаллы - магний и кальций (2 часа)

Содержание кальция в живых организмах и его опорные функции.

Наличие ионов кальция и магния в составе клеток, плазмы крови и других биологических жидкостей. Роль кальция в свертывании крови. Участие ионов магния и кальция в регуляции сердечной и нервной деятельности. Влияние магния на синтез хлорофилла. Магний — составная часть хлорофилла. Источники поступления в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток магния и кальция. Болезни, связанные с недостатком кальция

Демонстрации: таблица “элементы главной подгруппы II группы (по Дж. Эмсли 1993 г.) Природные минералы, содержащие магний и кальций. Тесты на содержание магния и кальция в организме (по М. Хамм, А. Россмайер). Схема “Фотосинтез”, медицинские препараты и продукты питания, содержащие магний и кальций.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: сообщения.

Занятие 5.

Практическая работа: ”Обнаружение катионов кальция и магния в костной ткани”

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 6 . Алюминий и его биологическая роль.(1 час)

Источники поступления в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток алюминия. Болезни, связанные с недостатком элемента.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: сообщения.

Занятие 7.

Практическая работа: ”Амфотерные свойства соединений алюминия ”

Образовательный продукт: отчет.

Занятие 8 . Железо - кроветворный элемент (1 час)

Содержание железа в организме человека, в тканях глазного хрусталика, роговицы, печени, селезенки. Его участие в образовании биологически активных соединений - гемоглобина крови, в осуществлении газообмена организма с окружающей средой. Понятие о функциях гемоглобина и железа в нем содержащегося. Рассеивание техногенного железа. Применение препаратов железа при лечении малокровия, при истощении и упадке сил. Круговорот железа. Влияние избытка и недостатка железа в организме. Железо в медицине.

Демонстрации: таблица “Железо в организме” (% от общей массы железа), “Содержание железа в продуктах питания”. Схема “Круговорот железа в организме”. Медицинские препараты и природные минералы, содержащие железо.

Тест “Порядок ли у Вас с железом”.

Занятие 9.

Практическая работа: «Качественные реакции на катионы Fe2+и Fe3+» Образовательный продукт: отчет.

Форма занятия: Практическая рабата в парах.

Образовательный продукт: отчет.

Тема 4. Тяжелые металлы и здоровье человека.

Действие тяжелых металлов на организм человека.

Металлы : ртуть , кадмий, бериллий, свинец- и их соединения Ядовитое действие ионов тяжелых металлов, их способность связываться с белками и нарушать нормальную работу ферментов.

Определение содержания ионов металлов в воде. Определение пригодности воды для питья.

Занятие 10 .

Ртуть. Источники поступления в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток элемента. Болезни, связанные с избытком ртути в организме человека.

Форма занятия: Слайд лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: сообщения с презентацией.

Занятие 11.

Свинец. Источники поступления в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток элемента. Болезни, связанные с избытком свинца.

Форма занятия: семинар, работа в парах.

Образовательный продукт: сообщения с презентацией.

Занятие 12 .

Цинк его роль в организме.

Источники поступления в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток элемента. Болезни, связанные с избытком цинка.

Форма занятия: Слайд лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: сообщения с презентацией.

Занятие 13 .

Марганец. Источники поступления в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток элемента. Болезни, связанные с избытком марганца.

Форма занятия: семинар, работа в парах.

Образовательный продукт: сообщения.

Занятие 14 .

Медь. Источники поступления в организм человека. Реакция организма на избыток и недостаток элемента. Болезни, связанные с избытком меди.

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Образовательный продукт: сообщения с презентацией.

Занятие 15 .

Практическая работа: ”Обнаружение катионов металлов”, «Действие тяжелых металлов и их солей на белок.», «Определение содержания ионов металлов в воде. Определение пригодности воды для питья.»
Образовательный продукт: отчет.

Занятие 16.

Учебная экскурсия на очистные сооружения в городе.

Занятие 17.

Защита проектов по теме «Биологическая роль металлов»

Темы проектов и творческих заданий.

  1. Железо и процессы дыхания в живых организмах.

  2. Биологическая роль неметаллов.

  3. Неорганическая химия и медицина.

  4. Биологическая роль металлов.

  5. Еще раз о злополучных солях-нитратах и нитритах.

  6. Дефицит йода-голод скрытый и коварный.

  7. Поваренная соль и ее роль в организме.

  8. Химия и здоровье человека

  9. Угольный элемент.

  10. Красная и желтая кровяные соли.

  11. Составить меню калиевой и магниевой диеты на один день.

Изобразить в картинках, схемах “Источники поступления биогенных элементов в организм человека”. «Содержание элементов в организме человека»
Литература.

  1. А. Ф. Аспицкая “Химические элементы жизни”, Пермь изд. , 2000г

  2. В. И. Воробьев, Р. И. Воробьев “Живая химия”, 1985, №2 с. 52.

  3. М. М. Гуревич ”Железная диета”. Журнал. ”Химия и жизнь”, 1985, №4с22-23.

  4. А. Х. Гусаков, А. А. Лазаренко. ”Кружки по химии в школе” М. ”Просвещение”1978 г. с. 45-48.

  5. Ф. Егоркина, Д. М. Кирюшкин, В. С. Полосин “Внеклассные практические занятия по химии” с. 134-136.

  6. Г. Куликовская “Хлеб вам да йод”. Огонек, 1996, №5.

  7. Макро и микроэлементы и их роль в организме. Журнал “Крестьянка”, 1993, №11, с. 21.

  8. Малышкина В. , “Занимательная химия” с. 233, 237.

  9. А. А. Макареня, Л. А. Ивченко, “Валеология на уроках неорганической химии” (пособие для учителя) 2000г. , №10-26. Газета ”Химия”.

  10. Неумывакин И. “Действие основных продуктов питания”. Здоровье 1995, №2.

  11. П. А. Оржековский, В. Н. Давыдов, Н. А. Титов “Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии”.

  12. Г. В. Пичугина “Химия в технологиях сельского хозяйства”. М. Просвещение. 1981г. с. 34-38, 45-47, 109-11.

  13. К. С. Петровский. “Минеральные вещества внутри нас”. Химия и жизнь, 1981, №2 с. 47-48.

  14. А. А. Сударкина, И. Евсеева, А. Н. Орлова “Химия в сельском хозяйстве”.

  15. Химия в школе” 2004, №8, 2004 №3, 2004, №6, 1998, №3, 1994, №2, 2000 №3.

  16. П. Р. Таубе, Е. И. Руденко, “От водорода до Нобелия”.