Главная страница


Программа «Откуда мы родом»



Скачать 419.8 Kb.
НазваниеПрограмма «Откуда мы родом»
страница4/4
Дата14.04.2016
Размер419.8 Kb.
ТипПрограмма
1   2   3   4


Фоторепортажи с выставок и конкурсов

Панорама достижений

Символ –эмблема класса

Сочинения «Жизнь класса»

Районный конкурс «Родословная»

Областной конкурс «Лучшей маме на свете»


Районный конкурс «Город мастеров»

Конкурс творческих работ «Мое село», «Мой двор», «Моя улица»

По следам экскурсий по району «Васильевский бор», «Стоянка древнего человека»

«Сыны Отечества»

Творческие работы «Моя семья в годы войны»

Открытка ветерану


Красота, величие, богатое историческое наследие нашего края трогает и вдохновляет умы и сердца многих гостей и жителей Урала. Проблемы возрождения, сохранения и развития будут в дальнейшем решаться современными детьми. Успешное решение возможно только при наличии любви, знаний и понимании истории края.
Содержание и алгоритм проведения экскурсий.

Все мы мечтаем о странствиях. Нынешняя ребятня, подпитываемая СМИ, рекламой на TV , уже точно знает, что хочет на Канары, в Париж, Таиланд и т.д. Практически отсутствует тяга к познанию своего родного города, села, улицы. Что тут хорошего? Просто здесь мы живем.

Но детям все же свойственно живое любопытство и страсть к освоению новых территорий. Взять хотя бы исследования соседнего двора или улицы (деревья выше – ниже, наличие гаражей, укромных уголков или детских площадок). Вот оно – драгоценное время, которое нельзя упустить. Можно и нужно использовать детскую пытливость.

В каком бы уголке России учителя не занимались бы краеведением, думаю, что цели мы ставим схожие, а средств для их достижения очень много. Это могут быть и прогулки с посещением выставок, музея, автобусные экскурсии по городу, району. С первого класса все мои ребята познают окружающий мир, не только сидя за партами. После двух недель учебы веду детей на знакомство с музеем, провожу первые экскурсии. Ежемесячно планирую какую-нибудь экскурсию на природу, в краеведческий музей или поездку по достопримечательностям села, района,

Теперь позвольте на примере одной экскурсии показать всю систему работы, которая дает великолепные результаты.

1. Подготовка к поездке.

На октябрь намечена поездка в Васильевский бор - в один из памятников природы, расположенный на территории Красноармейского района. До поездки ребятам было предложено ответить на вопросы:

- где находится?

- почему именно так называется этот бор?

- в чем уникальность этого памятника природы?

Отвечая на поставленные вопросы, детьми выдвигались свои предположения, догадки (некоторые весьма фантастические), кто-то получил сведения от своих родителей, кто-то нашел ответы в литературе краеведческого характера. Все принималось к сведению, а кто прав и дал более точную информацию, было решено определить после экскурсии.

2. Итак, долгожданный выезд. Каждый маленький путешественник знает, что едет на “работу”:1) слушать; 2) смотреть; 3) запоминать; 4) дома рассказать.

3. По дороге к месту назначения ждет увлекательный рассказ о истории образования села Шумово, обращаем внимание на расположение дубовой рощи, узнаем о существовании некой деревни Васильевка и наблюдаем лишь чудом уцелевшие доказательства этого поселения, захватила детей история о расцвете и упадке развития села Боровое.

По договоренности, экскурсовод всегда строит лекцию в форме диалога с детьми. Никто не упрекнет их в неверном ответе, важно, чтобы они чувствовали себя не пассивными слушателями, а были вовлечены в процесс познания активно. Так о чем же шла речь в автобусе? Вот что пишут дети:

4. Тематическая экскурсия.

Итак, приехали. Идем. У самых ответственных в руках блокноты и карандаши. Стараюсь учить ребят записывать опорные слова, даты, имена, названия объектов со слов экскурсовода. Нам очень повезло с нашим постоянным экскурсоводом Бобиной Татьяной Ефремовной, которая переносит нас в загадочный мир, знакомит ребят и меня заодно с такими объектами и красотами природы, что дух захватывает! Материал преподносится в игровой занимательной форме, не стесняясь, маленькие экскурсанты задают вопросы, уточняют детали.

Экскурсия явно выходит за временные рамки, но никто не торопится прощаться. Дети, конечно, устали. В конце насыщенной программы обязательно минуты отдыха. В данной поездке уместно расположиться на открытой поляне. Все, заслуженный отдых и небольшой пикник!

Дорога домой пролетает незаметно. Мы расстаемся, но не прощаемся, обещаем показать свои творческие работы с рисунками и сочинениями

5. Работа после экскурсии в классе, закрепление.

В школе начинается кропотливая работа. Каждый желающий принимает участие в конкурсе творческой работы. Оценивается: содержание (достоверность и полнота информации) и художественно-эстетического оформление.

Работа над содержанием сочинения. Вернувшись в школу, Делимся первыми впечатлениями: что мы узнали нового. Высказывается каждый ребенок. Из отдельных ответов вырисовывается целостный рассказ. Соблюдая хронологию, уточняем даты, события, и составляем общий план последующей творческой работы. Проверяем правильность наших предположений перед поездкой.

Художественно-эстетического оформление. Дома, на уроках ИЗО, трудового обучения дети рисуют иллюстрации к поездке, возможны и аппликации, и поделки из собранного природного материала. Живя в мире современных технологий, кто-то может представить фото или видеосюжеты. (В последующих экскурсиях было решено даже выбрать «Операторскую группу»). Иногда принимают участие и родители! Нам нужна эта связь для поддержания интереса к краю и как следствие, возникновения чувства любви и гордости за родную землю.

Конкурсный отбор творческих работ. Все работы представляются на школьную выставку. Каждому предоставляется возможность защитить свою работу. У кого-то она будет маленькой, у кого-то на несколько страниц. Индивидуальное, живое детское мышление выдает нам совершенно разные по эмоциональной окраске и восприятия экскурсионного материала рассказы.

Подведение итогов. Заслуженная награда победителям торжественно вручается в присутствии детей и родителей. Но, если честно, то в каждом ребенке я вижу победителя, и не один не останется без поощрения. Составляется Фотоальбом

Итак, вот какой долгий путь от подготовки до объявления итогов. Знания прочно оседают в голове и, что не менее важно, прочнее становится дружба. Огромен поток информации во время экскурсий. Может и не все сразу воспринимается ребенком, но я считаю, что это все дает свои плоды.

Тематика занятий прикладного творчества

Данная тематика помогает реализовать региональный аспект образования на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, решает актуальную задачу – воспитание через народное творчество культуры воображения, возможности увидеть мир по-новому, формирование активной творческой личности. Знакомство с народными промыслами дает возможность учащимся познакомиться с местным фольклором. Региональный компонент образования реализуется в следующем виде:

1. Насыщение предметно-пространственной среды в соответствии с русскими традициями (оформление в русском стиле студий, игровых комнат, устроение уголков русской культуры, визуализация произведений русских ремесел, русской живописи и архитектуры, создание музыкального фона из произведений русской народной, классической, духовной музыки, расположение в поле свободного доступа воспитанников национальных, стилизованных игрушек и т.п.).

2. Наполнение программ фольклорным материалом (пестушки, пословицы, колыбельные, колядки, хороводы, сказки, русские народные песни, игры).

3. Приобщение к русским духовным и культурным традициям (проведение утренников, праздничных мероприятий, посвященных Покрову, Рождеству, Святкам, Масленице, Благовещению, Пасхе, Троице и др.)

Специфика предложенных занятий состоит в том, чтобы не только достичь определённого оптимального уровня ручной умелости каждого учащегося, а в том, чтобы, опираясь на конкретный фольклорный этнографический материал, научить понимать народное мировоззрение и психологию, способствуя тем самым общее развитие детей, раскрытие индивидуальности каждого ребёнка.

Занятия разделены на 13 тем. Для каждой темы приводятся несколько вариантов изделий. Это дает возможность учителю индивидуально, ориентируясь на возможности своего класса, подойти к решению учебных задач. Можно свою работу построить и по группам: наиболее сильным и творческим детям – изделия сложные по технике исполнения или работы по своему представлению, а для другой группы детей – изделия по образцам и шаблонам. Границы возрастных возможностей достаточно подвижны, поэтому не имеет смысла жёстко закреплять ту или иную тему за определённым возрастом. К тому же, каждая работа в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка может быть решена более или менее сложно. В связи с этим рекомендуемые темы не распределены по классам. Одна и та же работа может выполняться как первоклассниками, так и третьеклассниками.

Цель:

формирование у младших школьников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их творческих способностей и задатков.

Тема

Наименование изделия, содержание работы

1. Страна Листопадия.

Работа с высушенными листьями и цветами.



Композиция из листьев и веточек.

Аппликация по представлению.

Аппликация из сухих листьев и цветов “Жар-птица”.

Составление композиций. букетов из сухих цветов и листьев

2. Соломенное царство.

Работа с соломкой.


Изба, колодец из соломки

Плоская сплошная аппликация Цветы из соломки.

«Птица Счастья» аппликация из соломки по шаблону

3. Лесное царство.

Работа с семенами, корой деревьев, хвоей.


Сувениры из бересты, семян, веточек.

Аппликация из чешуек шишек.

Аппликация из иголок хвойных деревьев “Новогодняя ёлка”.

Панно на пластилиновой основе из семян и бисера

4. Пушистики

Работа с пухом и пером, камышами.


Композиция из пуха и перьев “Мой край”. Лебединое озеро.

«А белый лебедь на пруду...» аппликация

5. Мастерская росписей.


Рисование

Дымковская игрушка (пластилин, глина).

Семёновская матрёшка (папье-маше).

фигурки из солёного теста.

“Русский пряник” – солёное тесто.

Сувенир “Матрёшка”, «Баба-Яга» и др. сказочные герои.

6. Скорлупа плюс фантазия.

Работа с яичной скорлупой.

Роспись по яйцу к празднику «Пасха»

Мозаика из яичной скорлупы

7. Чудеса из ниток и ткани.

Работа с тканью, нитками.



Аппликация “Русский орнамент”.

Аппликация “Орнамент народов Сибири”.

Игольница “Уральские узоры”.

«Пушистые зверята» аппликация по трафарету с использованием пряжи

8. Бабушкина мастерская. Куклы.

Работа с тканью и разными материалами.

Кукла в русском костюме из ткани и бисера.

9. Занятия-праздники.

Прощай, масленица!

Пасха.

10. Встречи с народными умельцами: резчики по дереву, кружевницы и т. д.

экскурсия в краеведческий музей, знакомство с творчеством мастеров

11. Творчество местных художников


экскурсия в краеведческий музей, знакомство с творчеством местных художников

12. Традиции народно-прикладного искусства. «Сокровища бабушкиного сундука»


творческие работы детей о семейных династиях, о предметах старины, передающиеся из поколения в поколение


13. Защита своей работы.

Участие в школьных, районных конкурсах детского прикладного творчества
1   2   3   4