Главная страница


Программа учебной дисциплины химия



Скачать 241.12 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины химия
Дата12.03.2016
Размер241.12 Kb.
ТипПрограмма


РабОЧАЯ Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования: 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, 270802.9 Мастер общестроительных работ, 270802.08 Мастер сухого строительства, 270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ, 270843.04 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, 220703.02 Слесарь КИП и А, 150709.02 Сварщик.

Организация разработчик: Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский строительный колледж» отделение подготовки квалифицированных рабочих
Разработчик: Воробьева О.Н., преподаватель


Рассмотрено

на заседании ПЦК

протокол №___от____________2013 г.

Председатель ПЦК___________________

Утверждаю

Зам. директора по УР

____________________

СОДЕРЖАНИЕ





стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ







  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. условия реализации учебной дисциплины




  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины







1. Паспорт программы учебной дисциплины ХИМИЯ


    1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО 270802.10 Мастер отделочных строительных работ, 270802.9 Мастер общестроительных работ, 270802.08 Мастер сухого строительства, 270802.07 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ, 270843.04 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, 220703.02 Слесарь КИП и А, 150709.02 Сварщик.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  2. Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соедине­ний, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

  3. Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

  4. Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

  5. Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

  6. Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

  7. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

  • Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

  • Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  1. Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  2. Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  3. Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

  4. Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 42 часа

2. Структура и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:




лабораторные работы

40

практические занятия

10

контрольные работы

6

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

в том числе:




самостоятельная работа

42

домашняя работа (подготовка к контрольным и лабораторным работам, физическим и терминологическим диктантам, решение задач, подготовка к устным ответам и письменным опросам, проработка конспектов лекций, повторение ранее изученного материала)

другие виды самостоятельной работы (написание рефератов, подготовка докладов, сообщений, решение задач)

24


18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ





Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I. Органическая химия









1
2

3

3


Тема 1. Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала

Теория строения органических соединений. Природный газ. Алканы. Номенклатура. Свойства Алкены. Этилен. Номенклатура. Свойства. Алкадиены. Каучуки. Алкины. Ацетилен. Ароматические углеводороды. Решение задач на вывод молекулярной формулы. Решение задач по термохимическим уравнениям

12

Лабораторные работы

Лабораторная работа №1 «Определение элементного состава органических соединений»

Лабораторная работа №2 «Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах»

4

Практические занятия




Контрольные работы

Контрольная работа №1 по теме «Углеводороды»

1

Самостоятельная работа

домашняя работа:

подготовка к контрольной работе №1

подготовка к лабораторным работам №1 и №2

решение задач на вывод молекулярной формулы и по термохимическим уравнениям

подготовка к устным ответам и письменным опросам

проработка конспектов лекций и повторение ранее изученного материала

другие виды самостоятельной работы

написание рефератов, подготовка докладов, сообщений по темам:

Международная номенклатура ИЮПАК.

Изомерия алкенов.

Мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации.

Крекинг и риформинг.

Детонационная устойчивость, октановое число.


4

3

Тема 2. Кислород- и азотсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

Спирты. Строение. Свойства. Фенол. Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Мыла. Углеводы. Моносахариды. Дисахариды и полисахариды. Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки

11

Лабораторные работы

Лабораторная работа №3 «Исследование свойств этилового спирта, глицерина и уксусной кислоты»

Лабораторная работа №4 «Исследование свойств глюкозы, крахмала и белков»

4


2


2

3

3

1

2
3

3

1
2
3


3



Практические занятия

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»

2

Контрольные работы

Контрольная работа №2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

1

Самостоятельная работа

домашняя работа:

подготовка к контрольной работе №2

подготовка к лабораторным работам №3 и №4

подготовка к практической работе №1

решение расчетных задач

подготовка к устным ответам и письменным опросам

проработка конспектов лекций и повторение ранее изученного материала

другие виды самостоятельной работы

написание рефератов, подготовка докладов, сообщений по темам:

Изомерия спиртов.

Получение фенола.

Фенолформальдегидная смола.

Кетоны. Ацетон.

Применение аминокислот.

Биологические функции белков.


4

3

Тема 3. Искусственные и синтетические полимеры

Содержание учебного материала

Искусственные полимеры. Синтетические органические соединения.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

2

Контрольные работы

Контрольная работа №3 по теме «Углеводы и полимеры»

1

Самостоятельная работа

домашняя работа:

подготовка к контрольной работе №3

подготовка к практической работе №2

подготовка к устным ответам и письменным опросам

проработка конспектов лекций и повторение ранее изученного материала

другие виды самостоятельной работы

написание рефератов, подготовка докладов, сообщений по темам:

Структура макромолекул полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Термореактивные и термопластичные пластмассы.

Методы синтеза высокомолекулярных соединений.


4

3

Раздел II.

Неорганическая химия







Тема 4.

Строение вещества

Содержание учебного материала

Строение атома. Периодический закон. Ионная связь. Ковалентная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Жидкие вещества. Твердые вещества. Дисперсные системы. Решение задач по теме «Состав вещества. Смеси». Газообразные вещества

11

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание газов»

2

Контрольные работы

Контрольная работа №4 по теме «Строение вещества»

1

Самостоятельная работа:

домашняя работа:

подготовка к контрольной работе №4

подготовка к практической работе №3

решение задач по теме «Состав вещества. Смеси»

подготовка к устным ответам и письменным опросам

проработка конспектов лекций и повторение ранее изученного материала

другие виды самостоятельной работы

написание рефератов, подготовка докладов, сообщений по темам:

Закон Авогадро.

Кислород и озон. Парниковый эффект

Свойства газов.

Физические свойства металлов.


4


3




Тема 5.

Химические реакции

Содержание учебного материала

Химические реакции. Аллотропия. Классификация химических реакций. Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Роль воды в химических реакциях. Гидролиз. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции

8



1
2


3
3


1

2

2

3

Лабораторные работы

Лабораторная работа №5 «Химические реакции»

2

Практические занятия

-

Контрольные работы

Контрольная работа №5 по теме «Химические реакции»

1

Самостоятельная работа:

домашняя работа:

подготовка к контрольной работе №5

подготовка к лабораторной работе №5

решение задач по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

подготовка к устным ответам и письменным опросам

проработка конспектов лекций и повторение ранее изученного материала

другие виды самостоятельной работы

написание рефератов, подготовка докладов, сообщений по темам:

Тепловой эффект химических реакций.

Классификация веществ по растворимости в воде.

Растворение, как физико-химический процесс.

Окислители и восстановители.


4

3

Тема 6.

Вещества и их свойства

Содержание учебного материала

Металлы. Неметаллы. Кислоты. Основания. Соли. Решение задач

7

Лабораторные работы

Лабораторная работа №6 «Ознакомление с коллекцией металлов»

Лабораторная работа №7 «Ознакомление с коллекцией неметаллов»

2

Практические занятия

Практическая работа №4 «Химические свойства кислот»

Практическая работа №5 «Распознавание веществ»

4

Контрольные работы

Контрольная работа №6 «Вещества и их свойства»

1







Самостоятельная работа:

домашняя работа:

подготовка к контрольной работе №6

подготовка к практической работе №4 и №5

подготовка к лабораторной работе №6 и №7

решение расчетных задач

подготовка к устным ответам и письменным опросам

проработка конспектов лекций и повторение ранее изученного материала

другие виды самостоятельной работы

написание рефератов, подготовка докладов, сообщений по темам:

Коррозия металлов и ее виды.

Способы защиты от коррозии.

Значение и применение солей, кислот, щелочей.

Промышленное значение металлов.


4

3


3

Всего:

120


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Условия реализации учебной дисциплины ХИМИЯ



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии
Оборудование учебного кабинета
Общее и вспомогательное оборудование

Комплект противопожарного инвентаря

Плитка электрическая

Штатив для пробирок

Штатив лабораторный химический

Штатив демонстрационный

Щипцы тигельные (набор)

Аптечка медицинская

Ерши для мытья посуды(набор)

Очки защитные

Перчатки резиновые
ПРИБОРЫ ЛАБОРАТОРНЫЕ

Весы учебные с разновесами

Спиртовка лабораторная
ПОСУДА

Воронка делительная цилиндрическая, 100 мл

Воронка простая для сухих веществ

Воронка простая конусообразная, 100 мм

Дозатор для жидкости

Капельница

Колба коническая, 250 мл

Колба круглодонная, 50 мл

Колба мерная, 100 мл

Колба плоскодонная, 250 мл*

Колба плоскодонная, 500 мл*

Ложка № 2

Ложка № 3

Ложка для сжигания веществ

Ложка – дозатор № 1

Набор посуды и принадлежностей для работы с малым количеством веществ (микролаборато-рия)

Набор стеклянных трубок комбинирован-ный

Пипетка с делениями, 10 мл

Пластина для капельного анализа

Пробирка градуированная

Пробирка химическая, 16 мм

Пробирки демонстрационные, 21 мм

Стакан высокий с носиком, 25 мл*

Стакан высокий с носиком, 100

Стакан низкий с носиком, 250 мл

Ступка с пестиком № 5

Мензурка, 100 мл*

Чаша выпарительная № 5

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ И МАТЕРИАЛЫ

Азотная кислота

Алюминий металлический (гранулы)

Алюминий металлический (стружка)

Аммоний сернокислый

Барий хлористый двухводный

Бумага лакмусовая нейтральная (книжки или тубусы)

Бумага фенолфталеино-вая (книжки или тубусы

Глицерин

Глюкоза

Железо (II) сернистое

Железо (III) сернокислое

Железо (III) хлорное шестиводное

Железо (опилки)

Железо восстановленное (порошок)

Индикатор универсальный

Кали едкое (гранулы)

Калий йодистый

Калий роданистый

Калий железистосине-родистый трехводный

Калий хлористый

Калий железосинеродис-тый

Кальция гидроокись

Кальций углекислый (мел, мрамор)

Кальция окись

Кальций сернокислый двухводный

Карандаши восковые

Катионит

Кислота борная

Кислота олеиновая

Кислота стеариновая

Крахмал водорастворимый

Лакмоид

Магний хлористый шестиводный

Меди (II) окись (гранулы

Медь (II) хлорная двухводная

Медь металлическая (в наборе проволока, пластины)

Метиловый оранжевый

Муравьиная кислота

Натр едкий (гранулы

Натрий металлический (плавленый)

Натрий углекислый кислый

Натрий углекислый

Натрий сернокислый кислый

Натрий углекислый десятиводный

Натрий сернокислый безводный

Натрий хлористый

Нефть (сырая)

Ортофосфорная кислота

Пробки резиновые разных диаметров

Сахароза

Серебро азотнокислое

Серная кислота (плотность 1,84)

Соляная кислота

Трубки стеклянные

Уксусная кислота

Фенолфталеин

Фильтровальная бумага

Цинк (пыль)

Цинк металлический (гранулированный)

Цинка окись

Цинк хлористый
ИНФОРМАЦИОННО-КОМУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

Химия общая и неорганическая 10-11 класс

Открытая химия часть 2

Виртуальная лаборатория

Авторские электронные ресурсы
Технические средства обучения

компьютер

проектор

экран

3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

Габриелян О.С., 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа

Габриелян О.С., 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа

Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
Дополнительные источники:

Габриелян О.С. и др. Задачи по химии и способы их решения.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А. Химия,10-11 класс (профильный уровень) М.: Просвещение

Гольдфарб Я.Л., и др. Сборник задач и упражнений по химии. 8-10 классы

Журин А.А. Сборник упражнений и задач по химии.

Книга для учащихся 8-11 классов.

Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997

Оржековский А.М. и др. Химия. Школьная олимпиада.

Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О. С. Габриеляна и др., Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана, Л. С. Гузея и др.: 10 (11) класс. – М.: ВАКО, 2008

Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии.

Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия. Сборник задач. 8-9 классы.

Смирнова Л.М., Жуков П.А. Сборник задач по общей и неорганической химии. 8-11 классы.

Суворов А.В. и др. Увлекательный мир химических превращений.

Тикунова И.В., Артеменко А.И. Химия. Краткий справочник. – М.: Высш. Шк., 2004.

Химия. Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс основной школы.

Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений для средней школы.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Химия




Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре

Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов, решение задач, тестирование

Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Решение задач, контрольных работ, проведение тестов, терминологических диктантов

Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений

Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов, решение задач, тестирование

Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов

Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов, решение задач, тестирование

Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ

Решение задач, выполнение лабораторных работ

Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах


Подготовка рефератов и докладов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Проведение практических и лабораторных работ, подготовка докладов

Знать важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и не электролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология

Устные и письменные ответы, подготовка рефератов и докладов, решение задач, тестирование, терминологические диктанты

Знать основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон

Устные и письменные ответы, подготовка докладов, решение задач

Знать основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений

Устные и письменные ответы, подготовка докладов

Знать важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

Устные и письменные ответы, подготовка докладов, проведение практических и лабораторных работ