Главная страница


Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию



НазваниеПрограмма внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
страница1/4
Хикматуллина Ф.К
Дата14.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


МБОУ «Уруссинская гимназия» Ютазинского муниципального района РТ

Авторская программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию

Край родной

Автор-составитель учитель начальных классов: Хикматуллина Ф.К.

родной уруссу (земфира шафиева) / стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Пояснительная записка

В глубине необъятной России

Средь бескрайних просторов степей

Есть один неприметный посёлок –

Место родины малой моей.

С каждым годом в образовательных учреждениях растет интерес к изучению родного края. Родной Край! При этих словах память человека мгновенно восстановит события, запомнившиеся с самого раннего детства. И где бы человеку ни пришлось жить, он всегда хранит в себе видение заветного уголка земли. Чувство родины, родного места неискоренимо в человеке. Человеческое сердце позвано гордиться и радоваться своим краем, всем тем добрым, чем оно сцеплено с родной землей. Родина – это те родные тропинки, знакомые закоулки, переулки, дома, парки, озера и все остальное – у каждого ведь свои ассоциации и воспоминания. Именно с этого и начинается любовь к родине – с родных мест, которые близки каждому человеку. Это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного края, его исторические и культурные центры, предприятия и, конечно, это люди, гордость и слава родного края.

Дальше уже к этому образу мы добавляем то почтение, которое есть у каждого человека перед его предками, которые жили и творили на этой земле, облагораживая ее в труде и защищая на полях сражений. Понятие «Родины» - духовное понятие. И этот образ живет в душе каждого человека. К каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего нас мира, быта, культуры, раскрыть многие “тайны” жизни. В результате у ребят не складываются целостные представления об окружающем мире. Решить названную проблему поможет внеурочная деятельность « Мой край», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением, основу содержания которого составляют «Естествознание», «Обществознание», «История», как это и предполагает ФГОС нового поколения.

Краеведение помогает школьникам углубить знания о родном крае, его растительном и животном мире. Общаясь с природой, становится крепким физически, выносливым, учится быть товарищем своим спутникам, учится беречь окружающую природу, её хрупкое равновесие, ценить красивое. Развитие невозможно без знания природных и культурно-исторических ресурсов, которыми обладает край. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений. Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Краеведческий принцип позволяет более глубоко понять и осознать свое Я в этом мире.

В духовно-нравственном воспитании детей через краеведение важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия среды в сочетании с практической деятельностью.

Связь краеведения и культуры почти прямолинейна: состояние краеведения в обществе отражает тот уровень культуры, носителем которого оно же является.

Программа «Край родной» способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям,

формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей, наличие богатых возможностей для большого количества учащихся;

изучению истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучению жизни края в семье через беседы, семейные экскурсии;

формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, проекты;

ориентации при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Данная программа по изучению края призвана полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

Направленность программы

В программе «Край родной» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию, способных решать современные задачи развития личности. Умение видеть, понимать и ценить красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств человека, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, колледжах, вузах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Программа ориентирована на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности. В программу включена межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Каждое занятие направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Программа предусматривает вовлечение учащихся в активную поисковую деятельность, способствует использованию ими методов и приемов самостоятельной работы с применением широкого комплекса технологического оборудования и разнообразного дополнительного материала по окружающему миру, краеведению что, в свою очередь, является фактором успешного развития творческого начала. Интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Занятия проводятся во внеурочное время, обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги), обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий;

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников по изучению своего края основана на следующих принципах:

Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

Цель программы «Край родной»:
- формирование осознанного отношения к истории своего края, к людям, живущим в нем, к окружающей природе, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления о малой Родине;

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем своего края;

- формировать опыт участия в краеведческой - исследовательской деятельности;

- научить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять поисковые работы;

- познакомить с разными способами получения информации.

Развивающие:

- развивать интерес к судьбам тех, кто причастен к судьбе Родины;

- развивать потребность в познании себя в мире;

- расширять исторический и экологический кругозор учащихся

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине через любовь к малой родине, чувство патриотизма;

- формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к её природе и культуре, истории и современной жизни;

- формировать активную жизненную позицию;

- воспитывать уважение к нашим истокам, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

1) литературное чтение;

2) русский язык;

3) окружающий мир;

4) изобразительное искусство;

5) технология.

Формы проведения занятий



  • беседы

  • устные журналы

  • краеведческие игры

  • проекты

  • викторины

  • исследование

  • конкурсы

  • праздники

  • заочные путешествия

  • экскурсии

  • походы и т.д.





Место курса в учебном плане:
Программа по духовно-нравственному направлению «Край родной» предназначена для обучающихся 1-4 классов, рассчитана на 4 года занятий, каждый из которых предполагает организацию определённого направления историко – краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью по 35 минут в 1 классе и 1 час в неделю по 40-45 минут во 2-4 классах, всего 138 часов.

При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, краеведческий музей и учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, предприятия поселка.
Ценностные ориентиры данной программы отражают целевые установки начального образования, а именно:

– формирование основ гражданской идентичности посредством воспитания чувства сопричастности к истории и культуре народов Татарстана, России;

– формирование психологически комфортных условий общения, сотрудничества на основе доброжелательности, внимания и уважения к людям;

– формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе принципов гуманизма;

– формирование и развитие умения учиться, т.е. расширение познавательных интересов, формирование мотивов познания и творчества, способности к организации своей деятельности;

– формирование и развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности.

В результате изучения предмета на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Результаты изучения курса
Личностные универсальные учебные действия.

У выпускника будут сформированы:

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата;

– основы своей этнической принадлежности, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

– ориентация в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения, ориентация на здоровый образ жизни;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой своего края.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение


Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

– осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и научно-популярных текстов;

– проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ;

– формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

– задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Планируемые результаты

В результате реализации программы «Край родной» обучающиеся достичь должны следующих результатов:

усвоение комплексных знаний по предмету, понимания взаимосвязи природоведческих, исторических, искусствоведческих и мн. др. наук, формирование цельного мировосприятия

понимание и принятие тех духовно-нравственных ценностей, которые были осмыслены, прочувствованы учащимся в ходе учебно-практической деятельности по предмету

формирование и воспитание чувства гражданственности, патриотизма - ценностное отношение к родному краю, народам Татарстана, России, к историко-культурному наследию Татарстана, своего района; элементарные представления об истории и культуре своего населённого пункта, города Казани, о многообразии этнических традиций народов Татарстана; первоначальный опыт освоения традиционных ценностей народов, проживающих в нашем регионе; опыт социальной и межэтнической, межкультурной коммуникации

формирование и воспитание нравственных чувств - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения у разных этнических обществ; нравственно-этический опыт взаимодействия с представителями разного возраста, при выполнении учебно-практических задач; анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей

формирование и воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к жизни - ценностное отношение к трудовым достижениям людей своего района, поселка; ценностное и творческое отношение к учёбе, труду; элементарные представления о различных профессиях своего населённого пункта; первоначальные навыки творческого трудового сотрудничества со сверстниками и взрослыми; потребности и начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности

формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни - подготовка и проведение народных игр, туристических походов; получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического и нравственного на примере традиционной культуры народов, проживающих в Татарстане

формирование и воспитание ценностного отношения к природе, т.е. усвоение элементарных представлений о народных традициях, бережного отношения к природе в культуре народов своего края; получение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой в ходе прогулок, экскурсий, наблюдения за природой

формирование и воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических ценностях - получение элементарных представлений о художественных ценностях культуры родного края (в ходе экскурсий в музеи), обучение наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире, понимать и выражать красоту через художественные образы; получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности
Способы определения результативности и эффективности внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Край родной» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей; второй — практический, позволяющий закрепить полученные знания в новых заданиях, способах действий.

Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в виде проекта, творческой работы.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, игры, творческие конкурсы, КВНы, экскурсии, анкетирование, тестирование, проектирование, разгадывание кроссвордов и ребусов.

Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Класс

Кол-во часов

Теория

Практика

1 класс

33 часа

10 часов

23 часов

2 класс

35часов

8 часов

27 часов

3 класс

35часов

6 часов

29 часов

4 класс

35часов

9 часов

26 часов

Итого

138 часов

33часа

105 часов



Содержание программы.
  1   2   3   4