Главная страница


Протокол № от приказ № от муниципальное казенное учреждения



НазваниеПротокол № от приказ № от муниципальное казенное учреждения
Дата18.04.2016
Размер70.4 Kb.
ТипПротокол

«Рассмотрено» «Утверждено»

На педагогическом совете Директором МОУ «Чеховская ООШ»

Протокол №____ от «___» ________ Приказ №_____ от «____» __________

Муниципальное казенное учреждения

«Чеховская основная общеобразовательная школа»


Рабочая программа

По элективному курсу «Процентные расчеты на каждый день»

в 8-9 классе

Учитель 2 категории :Маркачева Ирина Валерьевна


с.Чехово

2012-2013 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» составлена на основе авторской программы элективного курса по математике для 8-9 класса «Процентные расчеты на каждый день» Автор:В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова 2007год..

Курс предназначен для обучающихся 9 класса. Рассчитан на 12часов . В учебном плане взят за счет компонента образовательного учреждения и проводится по субботам во втором полугодии.

Актуальность курса: Разработка рабочей программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается . Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутсвует компактное четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены так же и в материалы итоговой аттестации за курс основной школы и ЕГЭ.Однако практика показывает , что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных представлений и навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умения производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую , социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Ориентирует учащихся на обучение по естественно –научному и социально –экономическому профилю.

Цель курса:

  • Сформировать пониман ие необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни.

  • Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем

Задачи курса:

  • Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности.

  • Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов.

  • Прививать учащимся основы экономической грамотности

  • Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Для успешного усвоения курса обучающимся необходимы следующие знания и умения:



Виды(формы) учебной деятельности:

  • Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, семинаров. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.

Критерии оценивания работы обучающихся:

Обучающийся получает «зачет» при условии посещения лекционно-практический занятий, предусмотренных программой курса, обнаруживая при этом понимание материала курса и умение его применять при решении практических задач. Для промежуточного контроля знаний предполагается использование мини – тестов, «Итоговая проверочная работа».

Ожидаемые результаты:

  • Использование полученных при изучении курса знаний и опыта для успешной социализации в условиях рыночной экономики.

  • Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины.

  • Уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях)

  • Производить прикидку и оценку результатов вычислений

  • При вычислениях сочетать устные и письменные приемы , применять калькулятор, использовать приемы рационализирующие вычисления.

Учебно –тематический план курса



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические занятия

Контрольные и диагностические работы

Примечание

1

Проценты . Основные задачи на проценты

3

1







2.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

3




1




3

Задачи на сплавы, смеси, растворы

3

1







4

Решение задач по всему курсу

3




1






Содержание тем курса

Проценты . Основные задачи на проценты (3часа)

История появления процентов, устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты(нахождение процента от числа и нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого). Актуализируются знания об арифметических приемах решения задач. Методы: лекция, беседа, объяснение. Формы контроля :практическая работа.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (3часа)

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок, процентов в банке, процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Методы обучения: выполнение тренировочных задач

Формы контроля: контрольная работа
Задачи на сплавы, смеси, растворы (3часа)

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Формы занятий: комбинированные. Методы обучения: рассказ, объяснение , выполнение практических заданий
Решение задач по всему курсу (3 часа)

Решение разнообразных задач. Итоговая контрольная работа. Форма занятий: практичекая работа

Методы обучения: беседа, творческие задания

Форма контроля : контрольная работа

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результате изучения курса «Процентные расчеты на каждый день» в основной школе учащиеся должны:

иметь представление


  • Об основных экономических понятиях в сфере рыночной экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня и др.


Понимать

  • Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины.


Уметь:


  • Уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях)

  • Производить прикидку и оценку результатов вычислений

  • При вычислениях сочетать устные и письменные приемы , применять калькулятор, использовать приемы рационализирующие вычисления.



Учебно –методическая литература:


  1. Никольский С.Н., Потапов М.К Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.: Просвещения 2002

  2. Баранов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе 2003 №5 с50-59

  3. Барашин Г.П. Начальная финансовая математика – М. 1997

Приложение

  1. Терминологический словарь:

Рыночная экономика, Издержки фирмы, процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня, концентрации вещества, процентного раствора.

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» в рамках предпрофильной подготовки в 8-9 классе.




урока

Тема урока

Предполагаемая дата

Урок№1


«Проценты в прошлом и настоящем»




Урок№2-3


Простой процентный рост и сложный процентный рост




Урок№4


Распродажа, тарифы, штрафы, скидки




Урок№5


Банковские операции




Урок№6

Сложные проценты. Контрольный тест




Урок№7

Задачи на смеси, растворы, сплавы. Понятие «концентрация»




Урок№8-9

Задачи на смеси, растворы, сплавы. Закон сохранения массы.




Урок№10


Решение задач по всему курсу




Урок №11

Решение творческих задач




Урок№12


Итоговая проверочная работа