Главная страница


Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет



Скачать 108.74 Kb.
НазваниеПсихолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет
Дата14.04.2016
Размер108.74 Kb.
ТипДокументы

Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет


Проблема развития рисования дошкольников является объектом изучения научных работы Флериной Е.А., Комаровой Т.С., Сакулиной Н.П., Казаковой Т.Г., Чумичевой Р.Л. и др. в связи изучением закономерностей данного процесса, особенностей его освоения детьми, определением эффективных педагогических услвоий данного процесса.

Рисование является одним из ярких и ведущих видов изодеятельности, который рано осваивается детьми. Художественная деятельность формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Она развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Изодеятельность участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Таким образом, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для дошкольника, так как он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощь красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости. Поэтому детская изобразительная деятельность не только несёт в себе общие черты дошкольного детства, но и функции, общие для всех видов деятельности. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков.

У дошкольников превалирует тенденция самовыражения, желание выразить отношение к окружающему (рисует для себя и потому не важно как). Как только стремление к самовыражению начинает согласовываться со стремлением к общению, ребёнок идёт со своим рисунком к взрослому.

Основные ступени развития изобразительной деятельности детей:

    • Ярко-выраженный интерес ребенка к изобразительному материалу и познавательным действиям с ним;

    • Интерес ребенка к действия взрослых с материалом, подражания им, основанное на потребности в общении;

    • Интерес ребенка к следу, оставленному на листе и проявления ассоциативного образа;

    • Проявление первых замыслов;

    • Предметно-орудийная деятельность (поиск содержания образа в каракулях). Ребенок сам ставит цель, изображая задачу;

    • Интерес к рисованию (средний дошкольный возраст), так как ребенок может воплотить в рисунке любое содержание. Изобразительные действия становятся более точными, уверенными, разнообразными, творческими;

    • Качественные рисунки переходят в пластичные (старший дошкольный возраст)

Педагогу дошкольного учреждения следует учитывать, что все дети и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития изобразительной деятельности детей.

Приобщая детей к восприятию доступного изобразительного искусства, мы помогаем ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности.

В данный возрастной период развития деятельности может пойти как бы по линии игры с опорой на игрушки-изображения, а потом исчезнуть, та как обычная удовлетворит детские интересы в большей мере.

Чтобы ребёнок в последствии не потерял интереса к рисунку, целесообразно в игровой форме познакомить его с простейшими и доступными ему способами изображения, научить пользоваться изобразительными материалами.

Важно, чтобы у ребенка с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребёнка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Даже рисунок самого маленького ребёнка несёт в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живёт малыш.

Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка – показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок как бы изначально несёт в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках.

Рисунок дошкольника можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакции и именно поэтому их можно назвать выразительными.

Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов.

Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Ребёнок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты.

Иногда без учёта личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребёнка как неграмотный и невыразительный.

Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.

Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.

Своеобразие, неповторимость детских работ – относительное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребёнка может быть и неграмотен, выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.

Творчество художника стимулируется глубиной чувств. У ребёнка же чувства не глубокие (хотя и яркие), недостаточно осознанные. Детские чувства отличаются искренностью, непосредственностью. Именно поэтому выразительность детского рисунка не всегда является результатом целенаправленных поисков, она может быть случайной, интуитивной, обусловленной яркими впечатлениями и чувствами. Восприятие, мышление, чувства, интуиция проявляются у ребёнка в структуре воображения. Детское воображение отличают яркое видение образа, способность к быстрому “вхождению” в образ, в изображаемые обстоятельства. Это характерно почти для всех дошкольников. Чем младше ребёнок, тем больше он верит в создаваемые им и другие образы. Наиболее ярко это проявляется в игре.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.

Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольника.

Дети среднего возраста изображают предметы одночастные (состоящие в основном из одной части), форму передают обобщённую, приближающуюся к геометрической фигуре – эталону.

Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому-то определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым.

Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а тёмными (“грязными”) – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые тона, а неприятных – холодные. По мере освоения ребёнком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим. Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времён года, состояние погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунке дошкольников.

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля – всегда чёрная (коричневая), небо – синее, солнце – жёлтое (красное), трава – зелёная и т. п. То есть цвет не является выражением отражения ребёнка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником, - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.

У детей 4-5 лет вырабатывается навык правильного владения карандашом и кистью.

В средней группе ребенок как бы “открывает” смысл рисунка, в котором он может отразить весь мир. Радуясь такому способу действенного воспроизведения того, что его интересует, что для него значимо, малыш обнаруживает разнообразие тем и замыслов. С другой стороны, он не владеет и не подозревает об адекватных способах изображения, и поэтому смел и раскован в изображении.

Большой вклад в развитие изодеятельности внесла Флерина Е.А. Она сформулировала, принципы и наметила основные средства художественного воспитания дошкольников. По мнению Флериной ведущим в работе с детьми является формирование формообразующих навыков. И начинать работу надо в отработке круговых движений. Флерина предлагала использовать такие методы и приемы в работе с детьми так: показ натуры, игровые приемы обучения, игровые упражнения, образно-эмоциональное слово воспитателя, рассматривание картин.

В разработках Чумичевой Р.Л. более подробно раскрыто содержание задач по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, особое внимание уделено живописи.

В исследованиях Комарова особое внимание уделяет развитию детей технических умений. В отработке их надо обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш и кисть, как пользуется этими инструментами.

В разработках А.С Галанова, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова представлены занятия с детьми с использованием различного материала: стеклянные и пластиковые бутылки, пенопласт, ракушки, бисер, лоскутки, перышки, пуговицы, разнофактурную бумагу, маркеры.

На занятиях изобразительной деятельностью в средней группе осуществляются новые задачи воспитания и развития детей.

Те действия, которые совершают дети в процессе лепки, рисования, наклеивания(аппликации),приобретают более преднамеренный и произвольный характер. Если раньше ребенок далеко не всегда знал, что у него получиться, начиная лепить или рисовать. то теперь большею частью дети выполняют задуманное. Как и прежде, их интересует сам процесс рисования, лепки, наклеивания, но они стремятся получить определенный результат, огорчаются, если не могут достичь этого. Все в большей степени развивается способность давать оценку своей работе, испытывать удовлетворение от достигнутого успеха. В связи с этим развивается понимание того, что надо научится все делать хорошо, правильно, красиво. Самый процесс усвоения умений и навыков вызывает интерес, дети начинают охотно упражняться в том, что им сразу дается.

Эти изменения в самой деятельности и отношении к ней позволяют ввести новый вид рисования – декоративное составление узоров и новый вид аппликации – вырезывание.

Опыт, полученный детьми на занятиях изобразительной деятельностью в предшествующие годы, содействовал развитию движений рук, необходимых для усвоения более сложных навыков. Для того чтобы аккуратно закрасить рисунок, надо удерживать движения в пределах контура; чтобы вылепить чашечку. Надо регулировать движение вдавливания, постепенно углубляя и расширяя пространство внутри нее; нанесение ровного красивого мазка в рисовании узора требует точного и неторопливого движения; чтобы сделать ровный разрез, нужно хорошо владеть действием сжимания и разжимания рычагов ножниц. Усвоение всех этих умений требует напряжения внимания, выдержки, согласованного действия рук и глаз, так как взор направляет и регулирует действие рук.

Предъявляются и более высокие требования к изображению предметов, поэтому воспитатель должен заботиться о дальнейшем развитии восприятия ребенка. Им предлагается вычленить и назвать большее количество частей и деталей, а также отметить отношение их по величине, по расположению.

Обращается внимание детей на эстетические качества строения предметов, на красоту их цвета и формы.

Благодаря более тщательному рассмотрению предметов у детей образуются новые и полные представления о них, на основе которых они создают изображения. Кроме того, после выполнения рисунков, лепки, дети запоминают способ изображения данного предмета и при повторном его изображении используют этот способ как уже найденный ранее. Это дает возможность охватывать более широкий круг явлений в рисунках и лепке.

Располагая ясным представлением и умение изобразить предмет, дети могут передать в рисунке и лепке и то, что выдумали сами, по своему воображению.

Заметно развиваются эстетические чувства детей. Этому, в частности, способствует введение декоративного рисования, когда ставится задача украсить полоску, квадратик, выполнить красивый узор для подарка. Детям предоставляется возможность выбирать цвет, который им больше нравится, кажутся красивее в сочетании друг с другом.

У детей развивается способность последовательно выполнять большее, чем ранее, количество действий – рисовать предмет часть за частью, также лепить его, наклеивать изображение предмета, состоящего из нескольких частей, располагать их в правильном отношении друг к другу. Возрастает самостоятельность в выполнении более сложных, чем ранее, работ.

К 5 годам у некоторых детей определяется особый интерес к лепке или рисованию, они охотно занимаются этим в свободное время.

К условиям развития изодеятельности относятся: творчество, организация интересной, содержательной жизни, обеспечение эмоционального опыта.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, а играх и т. п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребёнка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – это организация интересной, содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интелектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно воспитание личности и полноценное психическое развитие дошкольника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействие между ними – одно из важнейших условий развития детского творчества.