Главная страница


Рабочая программа по черчению со сроком реализации 3 года для 5-7х классов



НазваниеРабочая программа по черчению со сроком реализации 3 года для 5-7х классов
страница1/4
Дата18.04.2016
Размер0.94 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4



«Принято»

Председатель МО естественно эстетического цикла и фихической культуры

ГБОУ гимназии № 1592 г. Москва

________________М.В.Первушина

«________» _______________2013г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

ГБОУ гимназии № 1592 г. Москва

_____________Н.А.Савватеева

«________» _______________2013г.

«Утверждаю»

и.о. Директора

ГБОУ гимназии № 1592

_______________________

А.В.Богданов

Приказ №_________от «_____» 2013г.

Государственное

бюджетное образовательное учреждение

гимназия №1592


Рабочая программа по черчению

со сроком реализации 3 года

для 5-7х классов
Учитель-Ципина А.И.


Пояснительная записка.



Рабочая программа «Черчение» для гимназических классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в рамках предметной области «Технология» базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ:

Черчение: Образовательная область Технология: Программа для общеобразовательных учреждений: Основная школа. Преображенская Н.Г. - М.:Вентана-Граф, 2004.
    1. Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2012.


    2. Комплект рабочих тетрадей, Н.Г. Преображенской, Т.В. Кучуковой, Беляева И.А. - Издательство Вента-Граф, 2012г.
    3. Технология, 5-7 классы: В.М.Казакевич, Г.А. Молева, Издательство Баллас, 2012


Черчение – как образовательный предмет, является компонентом образовательной отрасли «Технология». Основная задача обучения черчению в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой графических знаний и умений, необходимых в повседневной школьной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин (технологии, геометрии) и продолжения образования. Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, которые его обслуживают. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями. Именно на уроках черчения у учащихся формируются политехнические знания в области современных технологий, организации современного производства и перспектив его развития. Учебный предмет черчение оказывает сильное влияние на развитие логического мышления, пространственных представлений, познавательных и творческих навыков учащихся. Курс черчения направлен на развитие внимания, наблюдательности, пространственного представления, пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников, воспитания трудолюбия, точности и аккуратности в работе, умения правильно работать с чертежными инструментами. Графическая культура и грамотность в общеобразовательных учреждениях обеспечивает овладение школьниками общечеловеческого языка техники, умение читать и выполнять различную чертежно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей. Программа курса “Черчение” для учащихся 5-7 классов является продолжением программы “Основы графической грамотности” в начальной школе. Особенностью данной программы является то, что она рассматривается как самостоятельный учебный предмет, наиболее полно соответствует профилю подготовки школьников, обучающихся в гимназических математических классах, и учитывает образовательные потребности. Данный курс разработан на основе программы по черчению для общеобразовательных учреждений.

При составлении предлагаемой программы предлагается следующий учебно-методический рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской.


Цели и задачи курса 1 года обучения:
В процессе обучения черчению необходимо:

1) Дать учащимся понятия о способах изображения несложных по форме предметов .

2) Научить снимать размеры с плоских и объемных предметов несложной формы, правильно наносить размеры.

3) Познакомить учащихся с основными правилами, условными изображениями и обозначениями, предусмотренными Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), со значением чертежей в современном производстве.

4) Научить рациональным приемам работы чертежными инструментами и принадлежностями.

5) Воспитать графическую культуру выполнения чертежных работ.

6) Способствовать применению на занятиях по труду, математике и геометрии, другим дисциплинам знаний и умений, полученных на уроках черчения.
Программа для 5-х классов рассчитана на 34 часа, (1 час в неделю ),

по календарно – тематическому планированию на 2013 – 2014 учебный год – 34часа, 1 час предусматривается как резервный — отведен на закрепление и повторение пройденного материала.

Формы организации образовательного процесса: дифференцированные, коллективные, групповые.

Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно – обобщающий урок, урок: закрепления знаний, умений, навыков. Проектная деятельность.

Виды и формы контроля:

текущий контроль: фронтальный опрос, дифференцированный контроль;

практическая работа, графическая работа.
Учащиеся должны знать:

  • знать рациональные приемы пользования чертежными инструментами и принадлежностями;

  • иметь понятие о построении плоских геометрических фигур;

  • уметь вычерчивать несложные технические детали прямоугольной и круглой формы, имеющие небольшую толщину, по чертежам и с натуры;

  • уметь снимать размеры с плоских технических деталей несложной прямоугольной и круглой форм;

  • уметь оформлять чертежи, выполняя рамку и основную надпись.


Содержание рабочей программы. (5класс)
Вводное занятие

Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.

Ознакомление со способами изображений.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны знать: Способы изображений (рисунками и чертежами). Значение черчения в практической деятельности человека. Краткие сведения об истории развития чертежа. Цели и задачи изучения черчения во вспомогательной школе.

Демонстрация чертежей и изделий, выполненных в учебных

мастерских. Связь черчения с общеобразовательными предметами и с профессиональной, трудовой подготовкой. Ведение тетради по черчению (для выполнения эскизов и записей).
Основные чертежные инструменты и принадлежности

Основные чертежные инструменты и принадлежности.

Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.

Правила организации рабочего места.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать: Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для занятий. Их назначение. Карандаши (Т, ТМ, 2Т), выбор их по твердости графита. Резинка. Линейка с делениями (300 мм). Чертежные угольники с углами 45°, 45°, 90° и 30°, 60°, 90°, их назначение для проведения перпендикулярных и наклонных линий). Циркуль, его устройство и назначение. Правила безопасности работы с циркулем. Бумага. Правила организации рабочего места.
Прикладные геометрические построения. Линии чертежа.

Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.

Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба.

Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.

Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.

Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.

Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.

Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать: Миллиметр — основная единица измерения размеров на чертежах.

Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.

Линии чертежа: сплошная толстая — основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные линии сгиба на развертках).

Приемы работы. Проведение отрезков произвольных размеров с помощью линейки через две заданные точки; проведение параллельных прямых с помощью линейки и чертежного угольни­ка, приложенного к линейке. Отмеривание расстояний на прямой с помощью линейки. Выполнение чертежей плоских геометрических фигур с помощью линейки и чертежного угольника. Составление простого геометрического орнамента.
Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.

Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.

Построение окружности и полуокружностей.

Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей)

Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей)

Самостоятельная работа: построение правильного шестиугольника

Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника )

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать: Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (0) на чертежах. Дуга — часть окружности. Разница между окружностью и кругом. Осевые и центровые линии. Необходимость в практике деления окружности на равные части.

Деление окружности на 4, 8, 6 и 3 равные части.

Приемы работы. Отмеривание циркулем одинаковых отрезков. Правильное положение пальцев руки при работе циркулем. Проведение дуги и окружности с помощью циркуля. Вписывание правильных четырехугольников, восьмиугольников, шестиугольников, треугольников в круг с помощью линейки, чертежного угольника и циркуля.
Изображение плоских предметов

Вычерчивание рамки, геометрических фигур ( квадрата, прямоугольника, треугольника )

Углы: прямой, тупой, острый.

Правила нанесения размеров на чертеже.

Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.

Понятие о разметке детали.

Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.

Практическая работа

Составление геометрического орнамента

Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.

Формат. Рамка. Основная подпись чертежа.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны знать: Углы (прямой, тупой, острый). Правила нанесения размеров на чертеже. Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Понятие о

разметке детали. Знакомство с написанием цифр чертежного шрифта.

Приемы работы. Выполнение чертежей фигур прямоугольной формы (различных шаблонов и прокладок с отверстиями и без них) по заданным размерам путем отмеривания размеров по двум взаимно перпендикулярным прямым. Построение чертежей тонкими линиями. Обводка контура сплошной толстой — основной линией. Применение карандашей разной твердости.

Выполнение рамки с помощью линейки и чертежного угольника. Чтение размеров на чертежах плоских деталей. Самостоятельное снятие размеров с плоских деталей

прямоугольной формы с прямоугольными и цилиндрическими отверстиями. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах плоских деталей прямоугольной и круглой формы (выносная и размерная линии, стрелка, указание толщины детали надписью, цифры, знаки). Составление геометрического орнамента в квадрате и круге.
Правила оформления чертежа. Рамка и основная надпись чертежа.

Чертежный шрифт. Буквы.

Заполнение основной надписи чертежа.

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:

а) прямоугольной формы;

б) квадратной формы .

Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи

Выполнение орнамента в круге

Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны знать: Формат. Рамка и основная надпись чертежа. Чертежный шрифт. Буквы. Заполнение основной надписи чертежа.

Приемы работы. Выполнение рамки и основной надписи.
Учебно - тематическое планирование

Темы, изучаемые в 5 классе.

Кол-во

часов

Вводное занятие
Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.

Ознакомление со способами изображений.

Основные чертежные инструменты и принадлежности
Основные чертежные инструменты и принадлежности.

Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.

Правила организации рабочего места.
Прикладные геометрические построения. Линии чертежа.
Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.

Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура),

сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).

Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.

Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.

Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.

Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.

Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам.
Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников.

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.

Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.

Построение окружности и полуокружностей.

Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей).

Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей).

Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника.

Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника ).
Изображение плоских предметов
Вычерчивание рамки, геометрических фигур (квадрата,

прямоугольника, треугольника)/

Углы: прямой, тупой, острый.

Правила нанесения размеров на чертеже.

Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы; Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.

Понятие о разметке детали.

Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.

Практическая работа. Выполнение чертежа круглой фигуры.

Составление геометрического орнамента.

Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.

Формат. Рамка. Основная подпись чертежа.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖА. РАМКА И ОСНОВНАЯ НАДПИСЬ ЧЕРТЕЖА
Чертежный шрифт. Буквы.

Заполнение основной надписи чертежа.

Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:

а) прямоугольной формы;

б) квадратной формы.

Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи

Выполнение орнамента в круге.

Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры.




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

2

1

1

2




Виды и формы контроля:

текущий контроль: фронтальный опрос, устный опрос;

дифференцированный контроль; графическая работа, самостоятельная работа, проектная деятельность
Программно – методическое обеспечение:

  • Учебник Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер,

    М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2012.

  • Комплект рабочих тетрадей, Н.Г. Преображенской, Т.В. Кучуковой, Беляева И.А. - Издательство Вента-Граф, 2012г.
  1   2   3   4