Главная страница


Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»



НазваниеРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
страница1/3
Дата13.04.2016
Размер405 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга



СОГЛАСОВАНО:

«____» ________ 2015 г.

Зам. директора по УВР

_________Л.Л. Чернякова




УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_________

от «____» ________ 2015 г.

Директор школы № 152

____________Р.Ю. Клименко



Рабочая программа

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики» для 4 «А» класса

на 2015-2016 учебный год
Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (автор А. Я. Данилюк)

Составитель Хрытина И. Б.

учитель начальных классов


Санкт-Петербург

2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • «Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этике» (Приказ №69 Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г.)

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М. Просвещение, 2010г. (стандарт второго поколения).

  • Примерная программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (составители: ученые Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий).

Модуль «Основы светской этики» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» выбран на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей родителей (законных представителей) обучающихся.

Программа модуля «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлого и настоящего многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Характеристика учебного предмета

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение цели:

  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс является культорологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные культурологические понятия курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Основной принцип, заложенный в содержание курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Основные задачи курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» по месту в учебном плане, по содержанию служит связующим звеном между гуманитарным образованием и воспитанием обучающихся. Он дополняет обществоведческие нравственные аспекты предметов «Окружающий мир», «Литературное чтение».

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

В основу построения уроков в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:

  • диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъективно – субъектное построение учебного процесса;

  • приоритет личностного развития обучающихся в интеллектуальной, духовно – нравственной жизни;

  • актуальность;

  • вариативность (возможность выбора на уровне модуля проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);

  • опора на самостоятельность мышления обучающихся;

  • деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;

  • соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;

  • органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» основываются на различных методов обучения: словесных, наглядных, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый материал выступает в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом особенностей обучающихся класса, специфики предмета, меры сформированности действий обучающихся.

Формы контроля и варианты его проведения: индивидуальный (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая, вариативная, эвристическая, творческая); взаимоконтроль, самоконтроль, тестирование, викторины, кроссворды. Итоговой формой оценки деятельности обучающегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках урока.

Ценностные ориентиры

В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и овладеть основами практико – ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;

  • получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ – средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио – и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

  • примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Формы организации учебного процесса

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы светской этики» относятся:

• взаимные вопросы и задания групп

• взаимообъяснение

• беседа

• интервью,

• драматизация (театрализация)

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

• составление словаря терминов и понятий

• составление галереи образов

• использование информационных технологий

Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие

выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты.
Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся
Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На предмет «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» в 4 классе в учебном плане отводится 34 ч (1 ч в неделю)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучение по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её существования;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие корректировки в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха\неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умения договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей; Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике; религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



КРАТКАЯ ХРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ

В группе 11 учащихся, из них 7 мальчиков, 4 девочки. Основными особенностями контингента являются:

• учащиеся с логопедическими нарушениями речи (Гордиенко Алина, Курган Максим, Дробин Михаил, Севастьянов Павел)

• учащиеся – мигранты (Муратова Айсезим, Алиев Магомед, Бекдурдиева Дилнура, Хасанова Хадича)

• учащиеся, прибывшие из других школ, государств и обучавшиеся по другим программам (Захаров Валерий, Захаров Николай, Бекдурдиева Дилнура, Хасанова Хадича)

• учащиеся из Малоохтинского Дома Трудолюбия (Стальнов Роман)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»



Тема

Содержание

Универсальные учебные действия

1

Россия – наша Родина

(1ч)

Духовный мир человека. Духовные идеалы человека. Духовные ценности общества. Культурные традиции и для чего они существуют.


Собирать краеведческий материал о народах, населяющих округ. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Обсуждать нормы взаимоотношений между народами.

Сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре.

Пользоваться справочными материалами учебника и доступными средствами информации.

2

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(26 ч)

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздник как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре разных народов. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.


Сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе.

Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения.

Оценивать результаты своей деятельности.

Извлекать информацию из любых исторических источников. (письменных, устных, вещественных).

Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников.

Находить дополнительную информацию в энциклопедиях, справочниках.

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений.

3

Духовные традиции многонационального народа России

(7 ч)

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Сотрудничать с товарищами при проверке выполнения заданий.

Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала.

Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий.
  1   2   3