Главная страница


Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»



НазваниеРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
страница2/3
Дата13.04.2016
Размер405 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности детей

Планируемые результаты

Корректировка программы в течение учебного года

план

факт

предметные

метапредметные

личностные




Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» (1 ч)

1

02.09




Россия – наша Родина

УОНМ

Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины.

Составлять рисунок-схему понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции».

Высказывает предположе- ния о том, почему мы страну называем Отечеством, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Находит иллюстрации понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции»

Строит предположения, анализирует,обобщает, сравнивает. Читает, наблюдает. Составляет план пере сказа, пересказывает. Применяет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представленную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконтроль выполнения учебной задачи.

Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.




Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (26 ч)

2

09.09




Что такое светская этика

УОНМ

Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика». Объяснять понятия: «Мораль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был основателем науки «Этика»? Что помогает понять светская этика?

Объясняет понятия: «Мораль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учеб- ника отвечает на вопросы: «Кто был основателем науки «Этика»? «Что помогает понять светская этика? Составляет словарь положительных и отрицательных черт характера человека.

Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.


Развитие самостоятель-ности и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.




3

16.09




Культура и мораль

КУ

Работать в парах: готовить ответ на вопросы: «Что означает слово «культу- ра?» Почему культуру называют второй приро- дой? Как возникла мо- раль?» По иллюстрациям называть элементы национальных культур. Приводить примеры материальной и духовной культуры. Объяснять, почему возникла мораль

Воспринимает текст учебника, высказывает своё мнение. Умеет выслушивать и уважительно относиться к мнению одно- классников и учителя. Отвечает на вопросы по теме урока с обоснованием своей точки зрения

Работает в паре по подготовке ответов на вопросы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?». Обобщает полученные знания при работе по иллюстрациям.

Любознатель-ность, активность и заинтересован-ность в позна-нии мира




4

23.09




Особенности морали

КУ

Участвовать в учебном диалоге:«Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» При водить примеры неравно душного поведения лю-дей в сложных или опас- ных ситуациях

Участвует в учебном диалоге: «Кто должен заботиться о соблюдении мо-ральных норм в обществе?». Работая в парах, обсуждает и высказывает свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» Приводит примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.

Выдвигает гипотезы. аннализирует, обобщает, оформляет вывод на основе наблюдений. Принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефлексивные действия: само- оценка взаимодействия в совместной деятельности.

Успешно осуществляет учебную деятельность Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремиться иметь высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.




5

30.09




Добро и зло

УОНМ

Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предложений): «Что такое добро и что входит в понятие добро. Что такое зло и, какие наиболее распространенные его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зло?». Объяснять смысл пословиц «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно». Составить рассказ-рассуждение «Почему важно бороться со злом»

Умеет сосредотачиваться, выделять главное. Характеризует главные моральные понятия – добро и зло. Умеет объяснить смысл предложенных пословиц, приводить свои примеры. Высказывает своё мнение, о том, почему важно бороться со злом

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;


Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями




6

07.10




Добро и зло

КУ

Пересказ текста учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Объяснять смысл выраже-ний «добро пожаловать», «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулаками»

Различает понятия «добро» и «зло». Пересказывает текст учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Совместно со взрослыми находит в литера- туре, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока

Осуществляет информационный поиск для выполне-ния учебных заданий. Владеет навыками смыслового чтения текстов учебника, осознанного пост- роения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации


Развитие самостоятель-ности и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информаци-онной деятельности, на основе представлений о нравствен-ных нормах, социальной справедливости и свободе




7

14.10




Добродетель и порок

УОНМ

Читать текст и выделять ответы на вопросы: «Что такое добродетель? Что такое порок? Что такое добродетельный человек?»

Работать с иллюстратив- ным материалом: соста- вить рассказ-рассуждение «Чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подражания?»

Усваивает понятия «добро детель», «порок»,«добро-детельный человек». Умеет называть имена людей, которые могут служить примером для подражания

Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, форму- лирование вывода. Выполняет рефлексивные дейст вия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге. Читает информацию, отраженную на фотографиях

Самостоятельно мотивирует свою деятель-ность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуаль-но и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументиро-ванно отстаивает собственное мнение




8

21.10




Добродетель и порок

КУ

Вести учебный диалог: «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?».Обсуждение добродетельных и порочных качеств литера- турных героев сказок «Снежная королева», «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев»

Участвует в обсуждении художественных произведений о добродетельных и порочных качествах геро- ев. Усваивает, что в течение всей жизни человек старается поступать добро- детельно и избегать порочного поведения

Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформле-ние вывода. Читает информацию, представленную в фотографиях, выраженную в художественном тексте. Осознает необходимость самостоятельного нравственного выбора

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведёт и поддерживает диалог, аргументиро-ванно отстаивает собственное мнение




9

28.10




Свобода и моральный выбор человека

КУ

Читать текст учебника и выделить ответы на вопросы: Что такое свобода? Как связана свобода с моральным выбором? Вести учебный диалог: в какой ситуации морального выбора оказались герои сказки И. Губарева «Королевство кривых зеркал», А. Пуш-кина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Делает вывод, что свобода – способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Приводит примеры ситуаций, в которых надо делать моральный выбор. Определяет, какие герои сказок представляют зло, а какие – добро

Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, форму лирование вывода. Выполняет рефлексивные дейст вия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге.

Самостоя-тельно мотивирует свою деятель-ность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивиду ально и в малых группах. Слушает и слышитсобеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументи-рованно отстаивает собственное мнение




10

11.11




Свобода и ответствен-ность

КУ

Читать и обсуждать текст учебника «Свобода и ответственность» Подготовить ответ на вопрос: Что такое ответственность? Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения. «Непреднамеренные по-ступки, за которые тоже надо отвечать». Оформить вывод «При каких условиях возможно ответственное поведение», «Кто и что входит в отношения ответственности».

Читает и обсуждает текст «Свобода и ответственность»Осознает, что вы бор между нравственным и безнравственным поведением зависит от стойкости добродетели, при каких условиях возможно ответ- ственное поведение.

Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Признает возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Слушает собеседника и ведёт диалог.

Развитие этических чувств, доброжела-тельности и эмоционально-нрав ственной отзывчивости, понимания и сопережива-ния чувствам других людей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотруд-ничества с учителем




11

18.11




Моральный долг

КУ

Задания на анализ текста «Моральный долг»: фор- мулирование вывода «Что такое моральный долг» В чем особенность морально го долга? Какие мораль- ные обязанности есть у человека? Вести учебный диалог: обсуждать афоризмы в рубрике «Мудрые мысли». Приводить примеры выполнения морально го долга из жизни, филь- мов, литературы

Делает вывод, что долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. Приводит примеры выпол- нения морального долга из жизни, фильмов, литературы. Делает вывод, что главное в моральном долге – сознательное и добровольное следование существу ющим в обществе нормам и требованиям

Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Создает обобщенный план ответа по теме. Читает информа- цию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте. Осознает необходимость справедливого отношения к окружающим людям

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведёт и поддерживает диалог, аргументиро-ванно отстаивает собственное мнение




12

25.11




Справедли-вость

КУ

Пересказ текста учебника «Как менялись представления о справедливости в ходе истории». Уяснить признаки, по которым можно судить о справедливости. Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно на- звать справедливым). Оформ- лять вывод «Кого называ- ют справедливым». Выполнять задания на самооценку участия в совместной деятельности (справедливо ли я вел себя в процессе совместной деятельности)

Работает в группе. Участвует в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Состав ляет план ответа по теме «Что такое справедливость»

Осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Слушает собеседника и ведет диалог; признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагает свое мнение и аргументирует свою точку зрения

Развитие самостоятельности и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информаци-онной деятельности, на основе представлений о нравствен-ных нормах, социальной справедливости. Заинтересо-ванность в расширении и углублении получаемых знаний




13

02.12




Альтруизм и эгоизм

КУ

Чтение статьи учебника «Альтруизм и эгоизм». Отметить ответы на воп- росы: Что такое альтру- изм? Что такое эгоизм? Что значит быть разумным эгоистом? Вести учебный диалог: кого из героев сказок Ш. Перро «Золушка», В.Губарев «Старик Хотта-быч» можно назвать альт- руистом, эгоистом.

Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры альтруизма, эгоизма, разумного эгоизма. Участ- вует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения.

Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Аде кватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.

Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной дея-тельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.




14

09.12




Дружба

КУ

Читать и обсуждать текст «Дружба». Формулировать вывод: Какие отношения существуют между людь ми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения от личаются от других отношений. Работать с рубри-кой «Мудрые мысли». Знать отличительные чер- ты дружбы и правила, на которых возможна проч- ная дружба.

Читает текст и делает вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Осо- знает этическое чувство дружба, его значимости в жизни каждого человека. Знает и выполняет прави ла, от которых зависит прочная дружба. Участву-ет в обсуждении афоризмов в руб-рике «Мудрые мысли». Составляет рассказ по рисункам

Строит рассуж-дения, отнесения к известнымпоняти-ям. Слушает собеседника и ведет диалог. Признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоциональ-но-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива-ния чувствам других людей.




15

16.12




Что значит быть моральным

КУ

На основе анализа статьи учебника «Что значит быть моральным» подготовить ответ, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?». Моделиро-вать ситуации морального выбора по иллюстратив ному материалу учебника.

Работает с текстовым и иллюстративным материалом. Пересказывает, дает ответ на поставленный вопрос на основе прочитан- ной статьи в учебнике. Умеет вести беседу. При меняет правила общения. Моделирует ситуации, раскрывающих моральный выбор людей.

Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформле-ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа-ций, самооценка отношения к окружающим людям.

Успешно осуществляет взаимо-действие с участниками учебной деятельности. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия самостоя-тельного решения и морального выбора.



1   2   3