Главная страница


Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»



НазваниеРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
страница3/3
Дата13.04.2016
Размер405 Kb.
ТипРабочая программа
1   2   3

16

23.12




Подведение итогов

УОиСЗ

Формирование групп обучающихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию

Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Россия - Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном добром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках»,

«Добродетельные герои сказок Г.-Х.Андерсена, Ш.Перро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого«Золотой ключик, или приключения Буратино»,  «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (А.де Сент-Экзюпери)

Читает информацию, представленную в иллюстративном ряду и видеоматериалах

Самостоя-тельномоти-вирует свою деятельность и определяет цель работы (проекта),выдеяет ее этапы. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями




17

13.01




Подведение итогов

УОиСЗ

Подведение предварительных итогов курса

Готовит и защищает тему творческой работы

Умеет с достаточной пол нотой и точностью выражать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Вести беседу. Формулировать вопросы по услышанному

Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Находит нужную информацию. Доводит работу до конца.




18

20.01




Род и семья – источник нравственных отношений.

КУ

Установить, как тема уро ка связана с проблемати кой курса основ светской этики. Выяснить, что такое род и существует ли сегодня понятие рода. Обсудить, что такое родословие и почему для людей важно знать своих предков

Понимает, что семья – основа моральных устоев человека. Объясняет проис- хождение слов семья, род.

Составляет свою родословную, рисует родословное дерево или родовой герб в виде иллюстрации, презентации

Осознанно строит речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Овладевает способами людейпринимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжела-тельности и эмоциональ но-нравственной отзывчивости, понимания и сопережива-ниячувствам других




19

27.01




Нравственный поступок

КУ

Работать в группах: прочи-тать статью «Нравственный поступок» подготовить вывод «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок.». Подготовить памятку «Признаки нравст венных поступков». Составить рассказ-рассуждение по иллюстрациям «Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображенные на нём персонажи?» Участвуют в обсуждении высказывания «Цель оп-равдывает средства». «Не всякое действие – поступок»

Читает статью, делает вывод: «Что такое посту пок в этике. Что такое нравственный поступок». Составляет памятку с перечнем признаков нравственного поступка. Анализирует проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, делает вывод

Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свернутом» виде (памятка). Владеет смысловым чтением. Находит ответы на поставленные вопросы. Составляет рассказ-рассуждение по иллюстрациям


Взаимодействует с участника-ми диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить рабо- ту до конца. Предвидит результаты своей деятель-ности. Адекватно оценивает результаты своей деятель-ности




20

03.02




Золотое правило нравственнос-ти

КУ

Прочитать текст «Золотое правило нравственности». Найти ответить на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

Читает текст «Золотое прави-ло нравственности» и находит ответ на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как формулиру-ется золотое правило нравственности?» Составляет план использования золотого правила нравственности в жизни. Работает с рубрикой «Мудрые мысли». Оценивает поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приклчения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

Самостоятельно формулирует цель урока после предварительного обсуждения. Приобретает новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет проб-ные поисковые упражнения

Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями




21

10.02




Стыд, вина и извинение

КУ

Вести учебный диалог: Что такое стыд? Что такое чувство вины? В различие между стыдом и виной? Обсуждать в группах житейские ситуации: когда и как принято извиняться. Рассмотреть кар тину Ф. Решетникова «Опять двойка» и объяснить, какие чувства выражают лица персонажей картины. Объяснять смысл пословиц: «Счастливый из-за стола голодный встаёт», «Стыдливый покраснеет, а бесстыдный побелеет», «Со стыда сгорел»

Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей

Выполняет интеллектуальные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформле-ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа-ций, самооценка отношения к окружающим лю- дям

Успешно осуществляет взаимо-действие с участниками учебной деятельности. Понимает личноезатруд-нение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходимость использования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора




22

17.02




Честь и достоинство

КУ

Работать в парах. Прочитать статью учебника «Честь и достоинство», найти ответ на вопрос: Что такое честь? Что такое достоин- ство? Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций: честь и достоинство. Приводить примеры из-вестных героев книг, сказок, мультфильмов, соответствующие понятиям чести и досто-инства. Называть имена спортсменов, которые защищают честь нашей странных на международных соревнованиях. Объяснять смысл пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду»

Работает в парах. Применяет правила общения. Пересказывает и делает выводы о прочитанном. Умеет вести беседу. Моде-лирует ситуации, раскрывающие поведенияечеловека среди людей понятия честь, достоинство.

Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.




23

24.02




Совесть

КУ

Чтение статьи учебника «Совесть». Отметить ответы на вопросы: Что такое совесть? Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» Вести учебный диалог: какой поступок совершил Алёша в сказке А. Пого-рельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Какое чувство испытал из-за своего поступка?

Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры совести и стыда. Участ- вует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Делает вывод, что совесть и стыд – это личная оценка человека.

Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Аде кватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.

Развитие умения не созда- вать конфликтов и нахо- дить выходы из спорных ситуаций. Готовность ис- пользовать получаемую подготовку в учебной дея- тельности при решении практических задач, воз никающих в повседневной жизни.

24

02.03




Нравственные идеалы

КУ

Прочитать текста учебника «Нравственные идеалы». Сделать вывод: «Нравственный идеал в истории развития человеческого общества.». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи.

Пересказывает текст учебника «Нравственные идеалы». Знает правила честного поединка, введенного русскими богатырями. Совместно со взрослыми находит в лите-ратуре, Интернете примеры представлений людей о нравст-венном идеале в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока.

Осуществляет информационный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смысово-го чтения текстов учебника, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.


Развитие самостоя-тельности и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информационной деятельнос-ти, на основе представле-ний о нравствен-ных нормах, социальной справедливости и свободе




25

09.03




Нравственные идеалы

КУ

Вести учебный диалог: Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Обсуждать в группах: рыца- рем, джентльменом и леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? Приводить примеры из художественной литературы, кинофильмов, из жизни рыцарских и джентльменских поступков или пове-дения настоящей леди.

Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Рабо тает в группах. Участвует в обсуждении рубрики «Умные мысли». Модели-рует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Из художественной литературы, кино- фильмов, из жизни приводит примеры рыцарских и джентльменских поступков или поведения насто- ящей леди.

Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следст венных связей, аргументация суждений, оформле-ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа-ций, самооценка отношения к окружающим лю- дям.

Успешно осуществля-ет взаимодействие с участниками учебнойдеятельнос-ти. Понимает личное за-труднение и обращается за помощью к учителю. Осознает необходи-мостьис- пользования знаний по теме урока для принятия самостоя-тельного решения и морального выбора.




26

16.03




Образы нравственности в культуре Отечества

КУ

Прочитать статью учебни- ка и сделать вывод о нормах-образцах поведе- ния в культуре России – о труженике, патриоте, вои- не, коллективисте. Знако- мится с примерами про- явления высокой нравст- венности в повседневной жизни, в истории, в про- изведениях литературы и искусства.


Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме-ры проявления высокой нравственности в повседневной жизни.. Участву-ет в учебном диалоге: в чем должен выражаться патриотизм ваших свертсников. Высказывает и отстаивает свою точку зрения.

Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответст- вии с задачами и условиями коммуникации. Аде кватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.

Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудни-чать в совместном решении проблемы, искать нужную информа-цию, перерабаты-вать её. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями.




27

30.03




Этикет

КУ

Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень пра- вил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюстрациям «Какие правила этикета нару-шают герои рисунков?»

Работает в группе. Участвует в обсуждении литературных героев: соблюдал ли этикет Винни-Пух в гостях у Кролика. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый школьник.

Выдвигает гипотезы. Анализирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Пересказывает, рассуждает. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе.

Успешно осуществля-ет учебную деятель-ность. Использует информацию для решения учебных и практичес-ких задач. Понимает личное затруднение и обращает-ся за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтро-ля и самооценки.




Духовные традиции многонационального народа России (7 ч)

28

06.04




Семейные праздники

КУ

Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники в жизни человека. Прочитать информацию в рубри-ке «Это интересно», уметь пересказать. Составить памятку «Как выбирать подарок». Вести учебный диалог: прият но ли было ослику Иа получать на день рождение подарки Винни-Пуха и Пятачка. Что может испортить праздник?

Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окружающим людям.

Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка)

Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предви-дитрезуль- тат своей деятель--ности. Слушает и слышит собесед-ника, ведет и поддерживает диалог.




29

13.04




Государственные праздники

КУ

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Толе-рантное отношение к представителям разных мировоззрений культурных традиций.

Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окру-жающим людям.

Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информа-цию (памятка)

Сотрудничает в совмест-ном решении пробле-мы. Умеет доводить работу до конца. Предви-дит результат своей деятель-ности. Слушает и слышит собесед-ника, ведет и поддер-живает диалог.




30

20.04




Жизнь человека – высшая нравственная ценность

КУ

Вести учебный диалог: что такое нравственные ценнос-ти. Сделать вывод: почему человеческая жизнь является высшей ценностью. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Рассмотреть иллюстрации, обсуж дать жизненные ситуации с нравствен-ных позиций.

Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерантного отношения к окру-жающим людям.

Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Свертывает информацию (памятка)

Сотрудничает в совмест-ном решении пробле-мы. Умеет доводить работу до конца. Предви-дит результат своей деятель-ности. Слушает и слышит собесед-ника, ведет и поддер-живаетдиалог




31

27.04




Любовь и уважение к Отечеству

УОиСЗ

Прочитать статью «Любовь и уважение к Отечеству». Сделать вывод: в чём ценность любви и в чём заключается её проявление к Родине. Учиться толерантно-му отношению к пред ставителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Читает текст и делает вывод, что любовь к Родине – это служение на благо людей, на благо Роди-ны. Осознает чувство гордости, любви к Отечеству, их значимость в жизни каждого человека.

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информа-цию с имеющимися знаниями.

Понима-ет роль человека в общест-ве. Понима-етосо- бую роль многона-циональ- ной России в развитии общемировой культу-ры. Уважительно относится к своей стране.




32

04.05




Подготовка творческих проектов

УОиСЗ

Формирование групп обучающихся для выполнения группо-вых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важ- ность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстрации, подготовить презентацию.

Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Значе-ние нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др

Выполняет интеллектуальные действия: анализ, установление причинно-следственных и временных связей; обобщение. Составляет рассказ-повествование.


Успешно осуществляет взаимо-действие с участниками учебной деятель-ности.Предви-дит результат своей деятель-ности. Понима-ет личное затруднение и обращается за помо-щью к учителю.




33

11.05




Презентация творческих проектов

УОиСЗ

Подведение итогов курса

Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы.

Умеет слушать и признавать возможность сущест-вования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Самостоятельно мотивирует свою деятель-ность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.Уважи-тельно относится к лю-дям труда, к своей стране. Умеет соотно-сить ин форма-цию с имеющимися зна-ниями.




34

18.05 – 25.05




Презентация творческих проектов

УОиСЗ

Подведение итогов курса

Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы.

Обобщает знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечи-вающих целостное восприятие отечественной истории и культуры

Умеет соотно-ситьинформа-цию с имеющимися знаниями. Ведет и поддерживает диалог, аргумен-тирован-но отстаива-етсобст венное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятель-ность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.




УОНМ – урок освоения нового материала

КУ – комбинированный урок

УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
Материально-техническое обеспечение программы курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

1. Учебник «Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М, : Просвещение. 2012. –

63 с. Автор уроков А. Я. Данилюк.

2. Основы светской этики. Уроки с применением информационных технологий. 4 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением /Е. В. Астафьева, Т. В. Белых и др.; сост. Е. С. Галанжина. – М. : Планета. 2014. – 288 с. – (Современная школа).

3. Электронное приложение «Основы светской этики». Уроки с применением информационных технологий. 4 класс.

4. Электронное приложение «Основы религиозных культур и светской этики»
Учитель Хрытина И, Б.
1   2   3