Главная страница


Рабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (базовый уровень) 2014 пояснительная записка



НазваниеРабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (базовый уровень) 2014 пояснительная записка
страница1/4
Дата13.02.2016
Размер0.71 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по химии

для 10-11 классов

(базовый уровень)

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна 2010 года издания.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на изучение предмета в 10-х и 11-х классах 1 учебный час в неделю, 35 часов в год.

Курс четко делится на две части: органическую и общую химию.

Основные цели учебного курса:

  • обобщить, систематизировать и углубить материал, изученный в 8-9 классах;

  • осуществить интеграцию знаний учащихся по органической и неорганической химии на основе общности понятий, законов и теорий;

  • формировать у учащихся знаний основ науки - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства.

Задачи:

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;

  • формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;

  • раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании, защите окружающей среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами;

  • развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.

Виды контроля знаний учащихся: предварительный, текущий, итоговый. Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Для реализации рабочей программы используется УМК О.С. Габриеляна:

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 78 с.

2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 4-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2008. – 191 с.

3. Габриелян О. С. Задачи по химии и способы их решения. 10 — 11 кл./ О. С. Габриелян, П. В. Решетов, И. Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2006.

4. Габриелян О. С. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 10 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 253 с.

5. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 10 класс. Базовый уровень: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. – 224 с.

6. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223 с.

7. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.

8. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. Химия. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2009.

9. Химия. 11 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова. – М.: Дрофа, 2008.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 10 КЛАСС

Учащиеся должны знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

- важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Учащиеся должны уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

- характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

           1. объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

          2. определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

           3. экологически грамотного поведения в окружающей среде;

           4. оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

          5. безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

          6. приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

          7. критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 11 КЛАСС

Учащиеся должны знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: электролитической диссоциации, теория строения органических соединений А.М. Бутлерова;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи; аммиак; минеральные удобрения.

Учащиеся должны уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, тип химической реакции, гибридизацию орбиталей атома углерода, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях, окислитель и восстановитель;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- решать задачи: на вывод молекулярной формулы органического вещества, на массовую или объемную долю вещества, на массовую долю выхода продукта реакции, на молярную концентрацию, на скорость химической реакции, на химическое равновесие, на тепловой эффект химической реакции;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Устный ответ

Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.

Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ  неполный.

Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.

Расчетные задачи

Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.

Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.

Экспериментальные задачи

Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.

Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.

Практическая работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.

Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.

Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.

Контрольная работа

Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.

Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ

Итоговый контроль знаний учащихся 10 класса

№ п/п

Тема контрольной работы

Количество часов

Сроки

1

Входящая контрольная работа

1

сентябрь

2

Углеводороды и их природные источники

1

декабрь

3

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

1

февраль

4

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

1

май


Итоговый контроль знаний учащихся 11 класса

№ п/п

Тема контрольной работы

Количество часов

Сроки

1

Входящая контрольная работа

1

сентябрь

2

Строение вещества

1

декабрь

3

Химические реакции

1

март

4

Вещества и их свойства

1

май


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 КЛАСС)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов




ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

3

1

Беседа по технике безопасности. Предмет органической химии. Понятие о гомологии и изомерии.

1

2

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Виды изомерии. Классификация органических соединений.

1

3

Входящая контрольная работа.

1




РАЗДЕЛ 1. УГЛЕВОДОРОДЫ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

9

4

Природный газ. Алканы.

1

5

Алкены. Этилен.

1

6

Решение задач на вывод молекулярной формулы органических веществ.

1

7

Алкадиены. Каучуки.

1

8

Алкины. Ацетилен.

1

9

Арены. Бензол.

1

10

Нефть и способы ее переработки.

1

11

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Углеводороды и их природные источники».

1

12

Контрольная работа №1 по темам: «Теория строения органических соединений», «Углеводороды и их природные источники».

1




РАЗДЕЛ 2. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

10

13

Предельные одноатомные спирты.

1

14

Предельные многоатомные спирты.

1

15

Фенолы.

1

16

Альдегиды и кетоны.

1

17

Карбоновые кислоты.

1

18

Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

1

19

Углеводы. Моносахариды.

1

20

Дисахариды и полисахариды.

1

21

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники».

1

22

Контрольная работа №2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники».

1




РАЗДЕЛ 3. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ И ИХ НАХОЖДЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

6

23

Амины. Анилин как органическое основание.

1

24

Аминокислоты.

1

25

Белки.

1

26

Нуклеиновые кислоты.

1

27

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

28

Практическая работа № 1 «Идентификация органических соединений».

1




РАЗДЕЛ 4. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ. ИСКУССТВЕННЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ

6 +1

29

Ферменты.

1

30

Витамины. Гормоны. Лекарства.

1

31

Искусственные и синтетические полимеры.

1

32

Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон».

1

33

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные органические соединения», «Искусственные и синтетические полимеры».

1

34

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

1

35

Резерв.

1



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 КЛАСС)

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов




РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

3

1

Беседа по технике безопасности. Основные сведения о строении атома. Строение электронной оболочки атома. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

1

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1

3

Входящая контрольная работа.

1




РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

12

4

Ионная химическая связь.

1

5

Ковалентная химическая связь.

1

6

Металлическая и водородная химические связи.

1

7

Полимеры.

1

8

Агрегатные состояния вещества: газообразное, жидкое, твердое.

1

9

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов».

1

10

Дисперсные системы.

1

11

Состав вещества и смесей.

1

12

Решение задач на массовую и объемную доли вещества и долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

13

Решение задач на молярную концентрацию.

1

14

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Строение вещества».

1

15

Контрольная работа №1 по теме: «Строение вещества».

1




РАЗДЕЛ 3. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

9

16

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

1

17

Скорость химической реакции.

1

18

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

19

Гидролиз неорганических и органических соединений.

1

20

Закрепление умения составлять уравнения гидролиза.

1

21

Окислительно-восстановительные реакции.

1

22

Электролиз.

1

23

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Химические реакции».

1

24

Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции».

1




РАЗДЕЛ 4. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА

10 + 1

25

Металлы.

1

26

Неметаллы.

1

27

Оксиды.

1

28

Кислоты неорганические и органические.

1

29

Основания неорганические и органические.

1

30

Соли.

1

31

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений.

1

32

Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических веществ».

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Вещества и их свойства».

1

34

Контрольная работа № 3 по теме: «Вещества и их свойства».

1

35

Резерв.

1


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 10 КЛАССА

Введение – 1 час

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

  1   2   3   4