Главная страница


«Работа с родителями»



Скачать 114.28 Kb.
Название«Работа с родителями»
Орехова Э.А
Дата18.04.2016
Размер114.28 Kb.
ТипПояснительная записка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных техников


Принято

на Методическом совете учреждения

Протокол № ___ от __________ г


Программа

«Работа с родителями»

Автор: Орехова Э.А.,

методист МБОУ ДОД СЮТ

г. Каменск-Шахтинский

2014 год

Пояснительная записка
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте –

родители и педагоги.

А.С. Макаренко
Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД СЮТ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа работы с родителями воспитанников учреждения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.

Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.

Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.

Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, изменению восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (для этого проводятся открытые занятия для родителей, дни открытых дверей).

Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.
Основные направления деятельности:

-диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;

-приобщение родителей к педагогическому процессу;

-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;

-практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;

-привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.
Ожидаемые результаты

Активные формы работы с родителями дадут возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать согласованному принятию совместных решений.
Социально-педагогические результаты работы с родителями

На уровне детей и родителей:

- разрешение личностных проблем детей и родителей;

-повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне учреждения:

- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МБОУДОД СЮТ и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Методическое обеспечение
Методы взаимодействия с родителями

-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

-методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;

Формы взаимодействия с родителями

Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.

Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности МБОУ ДОД СЮТ. Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение.

Консультация для родителей – проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.

Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.

День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.

Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.

Выставка – форма представления творческих работ воспитанников МБОУ ДОД СЮТ. Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.

Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выставкам, соревнованиям.

Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.
План работы




Направление

Сроки исполнения

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

1

Анкетирование родителей

ежегодно







«Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи»

сентябрь

педагоги




Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы)

в начале учебного года

сентябрь

педагоги

Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования, пожелания родителей)

в конце учебного года

Апрель

педагоги

2

Анкетирование, тестирование, диагностика детей

Ежегодно







Первичное (собеседование, тестирование)

сентябрь

педагоги

Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам, пожелания)

май

педагоги

Опросники по проведенным мероприятиям

в течение учебного года

методист




Организационно-педагогическая деятельность

1.

Родительские собрания, встречи:

“День открытых дверей” - презентация творческих объединений


сентябрь


Администрация педагоги

Беседа «Как стать другом для своего ребенка»

декабрь

педагоги

Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации)

март

педагоги




Индивидуальное консультирование родителей

в течение года

педагоги

Беседа «Безопасность детей на дороге»

1 раз в квартал

педагоги

2.

3.



Мероприятия с родителями и детьми

Круглый стол «Наши семейные традиции»


в соответствие с планом работы п.д.о.


педагоги

Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека «Бабушкины посиделки»

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагоги

Оформление стенда в объединении «Семья, друзья и здоровье»

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагоги

Выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагоги

Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям

в течение года

педагоги

Оформление кабинета к Новому году

декабрь

педагоги

«Женский день – 8 марта» – чтение стихов, поделки мамам, бабушкам

март

педагоги

«День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек

февраль

педагоги

Открытое занятие. Мастер-класс «Терем весёлых затей».

Творческий отчет перед родителями. Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами

май

педагоги

методисты

Мероприятия с детьми

«Счастливый день»- рисунки о самом запомнившемся семейном событии

в соответствие с планом работы п.д.о.


педагоги

«Мама, мамочка, мамуля” - конкурс рисунков.

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагоги

«Мой любимый папа» - конкурс стихов

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагоги

«Событие в моей семье» - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедшем в семье.

в соответствие с планом работы п.д.о.

педагоги

Итоговая выставка работ в каждом объединении «Покажи свой талант»

май

педагоги, методист



Литература

  1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:

  2. учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.

  3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.

  4. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__