Главная страница


Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества



Скачать 79.49 Kb.
НазваниеРазвитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества
Дата14.04.2016
Размер79.49 Kb.
ТипПрезентация

Презентация на тему

«Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

(из опыта работы)

Слайд № 2

МБДОУ № 1 «МАЛЫШ» Ярош Алла Александровна

Воспитатель высшей категории

Слайд № 3 (актуальность) В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, занятые родители забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью. Вот несколько из них: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д. Плохая дикция. Всё это, а так же неуклонный рост числа воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи привели нас к выводу, что уже с раннего возраста необходимо начинать развивать речь. Поэтому мы, с Ольгой Александровной Зикеевой, решили использовать фольклор для развития речи детей раннего возраста. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.

Слайд № 4 - Цель

Развитие эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста через устное народное творчество

Слайд № 5-Задачи

- развивать активную речь детей

- показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных;

- сформировать у детей интерес к устному народному творчеству;

- обогатить словарный запас детей;
Слайд №6 Виды устного народного творчества


Слайд № 7

В адаптационный период использовали потешки:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду

Красно яблочко в саду.
Слайд № 8

Потешки мы включали во все режимные моменты: умывание, одевание, приём пищи, укладывание спать.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана

И я сам теперь умею

Вымыть личико и шею
С пестушками приступаем к приёму пищи.

Травка – муравка

со сна поднялась.

Птичка – синичка

за зерно взялась.

Зайка за капусту,

Мышка за корку,

Детки за молочко.
Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка, картошка,

Крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!
Слайд № 9

Колыбельные успокаивают перед сном, помогают детям расслабиться

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух, не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.
Баю-бай, усни, Катюшка,

Моя зайка-веселушка,

Глазки зайка закрывай,

Баю-баю-баю-бай.


Слайд № 11

Они же помогают нам весело одеться на прогулку или после сна.

Мы на пухлые ручонки,

Надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка – раз, и ручка – два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка – два
Слайд № 11

Потешки сопровождают игры взрослого с ребенком, его пальчиками, ручками

Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызовет интереса, радости, желания повторить еще и еще.
Большие ноги шли

Шли по дороге

Т-о-о-п, т-о-о-п, т-о-о-п.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик буду Я,

Вот и вся моя семья.
Слайд № 12

Изучение языка своего народа, овладение всем богатством фольклора – один из важнейших, магистральных путей духовного возрождения России

Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.

Через народный фольклор мы знакомили детей с домашними животными. Дети с удовольствием пели песенки и рассказывали стихи про «Собачку Жучку, «Бобика», «Жили у бабуси» и др..
Слайд № 13

Заклички и народные игры помогали нам весело провести прогулку

Дети очень любят проговаривать заклички солнцу, дождю, радуге:

Солнышко – вёдрышко

Выгляни в окошко

Твои детки плачут

По камушкам скачут.
Слайд № 14

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя, как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребёнок получает новые впечатления, что является условием его психического развития. А знакомство с устным народным творчеством развивает интерес к окружающему миру, народному слову, народным традициям, воспитывает художественный вкус, развивает речь, а также многому учит. И здесь большое значение мы уделяем книге, знакомим со сказкой, рассматриваем картины и иллюстрации.
Слайд № 15

Мы также младшей группе решили использовать народные произведения (фольклор) в разных видах деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной, на занятиях по физической культуре, музыке, изобразительной деятельности.
Слайд № 16

Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «У Маланьи», «Пузырь», «Карусель», и др.
Слайд № 17

Использование народного творчества на музыкальных занятиях помогает решить ряд речевых задач. Это и развитие слухового и фонематического восприятия, Развитие основных компонентов звуковой культуры: интонация, ритм, темп, формирование правильного речевого и певческого дыхания, обогащение словаря дошкольника.

Ведь детский фольклор – это целый мир яркий, радостный наполненный силой и красотой. Музыка в свою очередь может воздействовать не только на эмоциональное, но и физическое состояние всего организма ребёнка. Поэтому встречи с музыкальным руководителем в музыкальном зале мы начинаем с оптимистических песенок – распевок с нехитрым текстом: «Петушок, петушок…», «Солнышко – вёдрышко…», «Баю – баю – баюшки, прискакали заюшки…». Во время прослушивания музыкальных произведений вместо пассивного прослушивания включаем игровые движения, пальчиковые игры, двигательные импровизации.
Слайд № 18

Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Слайд №19

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого

В помощь родителям нами были подготовлены консультации: «Развитие активной речи детей. Что значит развивать речь детей?», «Дети любят потешки», «Книга в жизни ребенка», и др.
Слайд №20

Для развития словаря рекомендуем:

1.Родителям читать познавательную литературу, рассматривать иллюстрации.

2. Просматривать семейные альбомы, рассказывая о родственниках, их профессиях.

3. Обязательно спрашивать у детей о прожитом дне: Чем тебя порадовал этот день? Чем огорчил? Чем удивил?

4. Использовать игровые упражнения «Вежливые слова», «Назови предмет», «Какой он».

5. Советуем разучивать скороговорки, которые помогают лучше и быстрее выработать артикуляционные механизмы, которые в дальнейшем помогают овладеть полноценной техникой речи.

6. Проводим родительские собрания вместе с детьми, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.

7. Совместное участие родителей и детей в праздничных утренниках, театрализованных представлениях.
Слайд № 21

Папка раскладушка «Артикуляционная гимнастика»

У нас есть также картотека по звукопроизношению, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и подборка народных и хороводных игр.

Слайд № 22

Вывод:

Таким образом, ознакомление детей с малыми формами фольклора влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь, учим детей ориентировке в пространстве давали понятие о временных представлениях, величине, цвете.

Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи.

Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Мы убеждены, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.

Конечно, в своей работе мы пока не смогли охватить все виды народного творчества. Но в дальнейшем мы будем продолжать эту работу по развитию речи детей.

Слайд № 23

Литература

1.Воспитание и обучение детей раннего возраста В.В. Гербова, Р.Г.Козакова

раздел «Развитие речи детей через народное творчество».

2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О.Рулёва

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г.Иванова, В.Курашева.

4. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва

5. Хрестоматия для маленьких.

6. Песенки, потешки для детей младшего возраста.
Слайд № 24 Спасибо за внимание!