Главная страница


Развитие регулятивных универсальных учебных действий важное условие успешного обучения ребенка в школе



Скачать 80.72 Kb.
НазваниеРазвитие регулятивных универсальных учебных действий важное условие успешного обучения ребенка в школе
Дата18.04.2016
Размер80.72 Kb.
ТипДокументы

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Развитие регулятивных универсальных учебных действий -

важное условие успешного обучения ребенка в школе
Выступление на общешкольном родительском собрании

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог высшей кв. категории

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения ребенка. Произвольность выступает, как умение ребенка стоить свое поведение и деятельность в соответствие с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль, коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Прежде всего следует уделять внимание развитию самоорганизации (организации своего поведения, способности начинать и заканчивать действия в требуемый временной момент), самоконтроля (способность удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвидеть результаты своих действий и возможные ошибки), саморегуляции (контроль своего поведения и эмоционального состояния).

Понятие «самоорганизация» включает в себя: соблюдение ребенком режима дня, выполнение им домашних поручений, умение содержать в порядке свои вещи, уборка комнаты (рабочего места), своевременный приход в школу, домой с прогулки и т.д. Важным при развитии самоорганизации является личный пример родителей, занятия с ребенком, обучение его новым обязанностям и контроль за их выполнением, беседы с ребенком, анализ его поступков.

Навыки самоконтроля предполагают достаточное развитие у ребенка произвольности психических процессов: памяти, внимания, логических мыслительных операций. Причины школьной неуспешности в основном заключаются в невнимательности школьника. Среди нарушений внимания наиболее часто встречаются: отвлекаемость (из-за внешних раздражителей, переживаний ребенка, отсутствия интереса к выполняемому заданию); рассеянность (при утомлении ребенка, перегрузках, гиперопеки как стиля воспитания). При организации помощи ребенку в выполнении домашних заданий необходимо следующее:

Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности;

Привычные условия выполнения уроков. Если ребенок выполняет уроки в постоянном месте, в определенное время, если учебные принадлежности находятся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.

Возникновение косвенных интересов (мотивов) при выполнении уроков – стремление получить похвалу, поощрение, сюрприз. Сама деятельность может не вызвать у ребенка заинтересованности, но у него может возникнуть интерес к результату деятельности. Поэтому хвалите своего маленького ученика даже за малые достижения и успехи, придумывайте сюрпризы и поощрения.

Создание благоприятных условий для выполнения уроков, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, запахов). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания. Но и усиливают его.

Тренировка произвольного внимания (путем повторений и специальных упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.

При формировании навыка саморегуляции (контроль своего поведения и эмоционального состояния) помогут определенные правила поведения в семье, демократический стиль семейного воспитания (сочетание разумного контроля и принятие ребенка, авторитет родителя, основанный на уважении) и бесконфликтная атмосфера в семье.

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и учителя?

Дети восстают не против самих правил, а против способов их “внедрения” (согласитесь, само это привычное для слуха слово указывает на силовые методы).

Как же найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Есть шесть правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Первое правило: Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя ограничивать. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в старости такие “вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и заброшенными.

Правило второе: Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности – когда родители считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: “Дашь ему волю, так он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут они показывают сомнительный пример поведения “всегда добиваться того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого”. Ведь дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым усвоенный урок, и тогда “коса находит на камень”.

Когда родитель выполнения своего желания требует от ребенка мягко, но настойчиво, часто сопровождая объяснениями, с которыми тот, в конце концов, соглашается. И если такой нажим – постоянная тактика родителя, то ребенок закрепляется убеждение: “Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители”.

В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Оба правила взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о “можно”, “следует” и “нельзя”.

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому психологу).

Зеленая зона – то, что разрешается ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, какие свои игрушки отдать друзьям, в какой кружок записаться, с кем общаться и дружить…

Желтая зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера; можно гулять, но только в своем дворе.

В этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине и бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должны быть предметом особенной родительской заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку, для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.

Оранжевая зона действия ребенка – это действия, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, ребёнок напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям, за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

Красная зона – действия, не приемлемые ни при каких обстоятельствах. Нельзя бить другого человека, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких … Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Правило третье: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем попало … – это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.

Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только, если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Или, если дети, играя, начинают бросаться тяжелыми игрушками – необходимо запретить, но разрешить покидаться мягкими игрушками или подушками.

Например, за рубежом в некоторых детских учреждениях есть кафельная комната, специально для рисования на стенах. Каждый ребенок может рисовать фломастером или краской сколько ему угодно. После занятий рисунки смывают и комната готова для следующей группы. Создайте для ребёнка соответствующие условия и естественная потребность ребёнка будет удовлетворена без ссор и наказаний.

Нам необходимо оставаться носителями и проводниками общих, непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого. Заметьте, что многие из этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком, и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в глубине души ищет и надеется получить.

Правило четвертое: Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.

Когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье, ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык добиваться своего, “раскалывая” ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.

Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребёнок два дня подряд ложился в 11 часов вечера вместо 9, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему “разрешали”.

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. Иначе они приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым ил властным тоном, то становится трудным вдвойне.

И на вопрос “Почему нельзя?”, не стоит отвечать “Потому, что я так сказал”, “Я так велю”, “Нельзя и всё!” Нужно коротко пояснить: “Уже поздно”, “Это опасно”, “Может разбиться” …

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребёнок снова спрашивает: “Почему?”, то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть своё желание. Следует еще раз спокойно объяснить ему.

И последнее шестое правило поддержания дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Правда здесь нужно иметь запас больших и маленьких семейных праздников, семейных дел, традиций (любимые пироги, которые по выходным печет мама, поездки на рыбалку с папой, совместные прогулки). И отменять их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

Соблюдая эти несложные правила можно приучить ребенка выполнять все просьбы родителей, научить его быть организованным, ответственным за свои поступки, планировать свою деятельность, развить у него способность контролировать свое эмоциональное состояние, а значит в дальнейшем стать успешным в жизни.