Главная страница


Развитие устойчивого интереса к исследовательской деятельности в процессе разработки учебного проекта



НазваниеРазвитие устойчивого интереса к исследовательской деятельности в процессе разработки учебного проекта
Дата18.04.2016
Размер74.9 Kb.
ТипДокументы

Развитие устойчивого интереса к исследовательской деятельности в процессе разработки учебного проекта

Есипенко Марина Викторовна

ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»Министерства обороны РФ г.Вольск-18 Саратовская область

Сегодня основная функция педагога—

не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания.

Виктор Федорович Шаталов.

Увеличение объема информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков,- хорошо известное явление. Вступая в школьную жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребенка. В результате теряется интерес к учебе и рождается обычный троечник. Как избежать этого, как сохранить свежесть детского восприятия? Как поддержать стремление к изучению нового, к познанию неизведанного?

В этом большим подспорьем является исследовательская деятельность учащихся. Именно педагог способен пробудить в ребятах стремление к самостоятельному познанию мира, поддержать исследовательскую активность ученика и «огранить» её в культурные формы.

Наиболее эффективной формой исследовательской работы является разработка проектов.

Это связано прежде всего со спецификой самого проектного метода, в структуре которого есть место эксперименту, отработке новых идей и технологий, их эволюционному распространению. Исследовательская деятельность в процессе разработки проекта способствует формированию критического и творческого мышления обучающихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Использование ИКТ призвано поощрить инициативу школьника, создать условия для самостоятельного творческого исследования прошлого, для включения сведений о минувшем в личностно значимый опыт.

Самостоятельность и активность ученика в процессе познания возникает из внутренней мотивации, из потребности подходить к научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Мотивационной основой исследовательской деятельности выступает интерес. Эмоция интереса стимулирует познавательную активность, упорядочивает процессы восприятия и внимания, служит основой формирования и развития универсальных учебных действий, интеллекта, активной жизнедеятельности человека.

При постановке проблемы исследования особо важно учитывать её актуальность для возраста обучающихся вообще и конкретного ребенка в частности.

Один из главнейших принципов исследовательской работы:тема должна быть интересна и ученику, и учителю.

Иногда тема возникает сама собой, по вдохновению, иногда предлагают сами ученики. Это хорошо, когда ученики умеют самостоятельно обнаруживать проблемы и интересы общества, находить актуальные темы для исследования.

Но прежде чем приступить к исследованию по заданной теме, учитель-научный консультант-должен убедиться, что в сознании ребят заложен алгоритм исследовательской деятельности:

-определение цели

-выдвижение гипотезы

-проведение исследования (экспериментальная или теоретическая проверка гипотезы)

-анализ результатов исследования

-вывод.

Учитель должен позаботиться о том, чтобы обучающиеся имели представление об аналитических, эмпирических, статистических методах исследования, способах обработки исследовательских материалов и различных вариантов представления результатов в виде таблиц, диаграмм, графиков, выводов.

На начальном, организационном этапе очень важно и очень сложно для учителя не захватывать инициативу, не вести ученика «за руку» к ответу. Надо научить ученика определять проблемы, ставить вопросы и находить способы самому получать на них ответы.

Уже на первом этапе необходимо определить, какой общественно значимый продукт станет результатом работы обучающихся.

Следующий этап: идут непосредственная исследовательская работа обучающихся и самостоятельное получение новых знаний. Ребята изучают, как освещается интересующая их проблема специальной литературой, СМИ, на сайтах интернета. Именно на этом этапе ребята находят для себя совершенно новую информацию по изучаемой проблеме. Они открывают для себя целый новый мир в интересующем их направлении. Возникают новые интересы.Возникает желание скорректировать, а иногда изменить цели и задачи проекта, план действий.

На этом этапе могут возникнуть проблемы. Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Их необходимо научить ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать информацию. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Здесь необходимы консультации учителя и, возможно, семинарские занятия по формированию у обучающихся информационной компетентности.

Совместная деятельность учителя и ученика меняет сам характер отношений между ними: учитель переходит с «капитанского мостика» руководителя образовательного процесса «на место» его равноправного участника.

На этапе реализации проекта проводится текущая работа по созданию продукта проекта, оформляются конечные результаты.

Отчет в печатном виде или в виде электронной презентации- сайта должен убедительно показывать актуальность собственного видения научных идей, последовательность, полноту и глубину проведенного анализа с точки зрения всех заявленных целей и задач.

Понятно, что на этапе обобщения всего материала, создания конечного продукта, в процессе обсуждений неизбежно возникают вопросы, споры, несовпадения мнений. Необходимо сформировать у участников проекта навыки конструктивного отношения к критике, умение слушать и слышать, вести дискуссии.

На этапе «Реализация проекта» все участники проектной деятельности выступают со своими презентациями в своих классах на классных часах или на уроке. В непринужденной обстановке родного класса у ребят появляется возможность не только донести до слушателей результаты своего исследования, получить опыт публичных выступлений, но и проверить глубину собственных знаний, отвечая на вопросы одноклассников, выслушать критику.

На этапе подготовки к защите обучающиеся составляют тезисы свой работы по предложенному плану:

  • четко определить область, предмет исследования;

  • определить цели и задачи работы;

  • отметить актуальность темы;

  • указать методы исследования;

  • кратко обосновать применение указанных методов;

  • описать главный результат;

  • сделать выводы.

Последний этап — защита научной работы.

Обучающийся должен показать свое ораторское искусство, мастерство речи, умение доказывать свои суждения, научные и нравственные позиции. Очень важно сформулировать и отстоять свое собственное мнение, свою личную идею. На этом этапе не может быть мелочей. Важно все. И прежде всего личная увлеченность, собственный интерес автора энтузиазм.

Концепция самостоятельной работы обучающихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности учеников, ведет к формированию собственных оценок исторических событий, развитию критического мышления обучающихся. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления и менторного назидания.

Развитие интереса к исследовательской деятельности, когда ребята видят реальный результат своего труда в виде проекта, использование компьютерных технологий в процессе создания проекта, которые так близки и понятны современным детям, все это дает хорошие результаты, способствует повышению активности и самостоятельности обучающихся, вызывает живой, неподдельный интерес у ребят. Вопросами представленной темы я занимаюсь уже не первый год.

Так при изучении краеведческого материала по истории города Шиханы (так называется населенный пункт, в котором мы проживаем) в 2006 году обучающиеся 9 классов были привлечены к сбору материала по заданной теме. Ребята должны были собрать сведения по истории Шихан с момента их возникновения и до наших дней. Обучающиеся не только собрали необходимый материал, но и подготовили проект в форме мудьтимедийных презентаций.(Приложение №1)

Но на этом работа не закончилась. Так как весь собранный материал не вошел в представленные презентации, возникла идея написать отдельную работу по истории Шихан. Предполагалось, что работа будет состоять из двух частей: первая часть- это история Шихан с момента возникновения до наших дней, вторая часть- «Живые голоса истории» - была посвящена ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим сегодня в Шиханах. После литературной обработки собранных материалов по истории Шихан, эта же группа ребят, но уже 10 классов подготовили материал по второй части работы - «Живые голоса истории». Ими были опрошены все ныне живущие в Шиханах ветераны Великой Отечественной войны. К сожалению, их осталось в живых не так много. Цель этой работы состояла в том, чтобы понять историю такой далекой для них войны с точки зрения очевидцев тех далеких событий. Ребята не только много нового узнали о тех событиях, они, со слов очевидцев, написали свою историю Великой Отечественной войны. Также они научились брать интервью, вести видеосъемку, выделять главное, литературно обрабатывать собранный материал.

Результат исследовательской работы был представлен на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», а также на Фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» в 2007-2008 гг.

За несколько лет работы в данном направлении в моей методической копилке собран большой материал по творческим работам обучающихся. Нарпимер, был подготовлен проект о неформальных молодежных движениях в форме мультимедийной презентации в 2008-2009 учебном году. Вот уже третий год я веду внеурочные занятия по проектной деятельности. В 2010-2011 учебном году мои пятиклассники в рамках подготовки к 50-летнему юбилею школы собрали видео-фотоматериал, сами подготовили видеоролик, посвященный юбилею школы.

В 6 классе вместе с ребятами организовали проект «Зеленая планета» по озеленению пришкольных участков. Отчет о котором подготовили обучающиеся уже 6 класса «А» в форме презентации .

В этом году они уже семиклассники, у них есть опыт создания коллективных проектов, поэтому мы решили сосредоточиться на индивидуальных проектах.

Каждый выбрал тему и соответственно готовит материал. Так Войтенко Софья готовит экскурсию «Памятники Шихан»; Прыткова Вероника «Мир моих увлечений», Тишин Илья «Экстремальные виды спорта» и т.д.

Такая работа не только дает положительные результаты по вопросу приобретения знаний обучающимися, но способствует повышению интереса к истории, обществознанию. Такие занятия формируют социально активную, адаптированную к жизни личность. Ребята с удовольствием приходят на занятия, развивая свои творческие способности, формируя исследовательские навыки. Я считаю, что нельзя заниматься исследовательской работой без творческого порыва и энтузиазма.