Главная страница


Родители обязаны дети обязаны. Главный закон рода



Скачать 54.58 Kb.
НазваниеРодители обязаны дети обязаны. Главный закон рода
Дата13.04.2016
Размер54.58 Kb.
ТипЗакон

Донецкая общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №114

с углубленным изучением отдельных предметов

Урок гражданского образования в 4-А классе

«Родители обязаны – дети обязаны. Главный закон рода».


Подготовила учитель

высшей категории

Чудновская

Анна Иосифовна

Донецк



Тема: Родители обязаны – дети обязаны. Главный закон рода.
Цели: на основе изученных правил и обязанностей гражданина

способствовать осознанию собственных прав;

через обсуждение некоторых ситуаций ознакомить со взаимными

обязательствами родителей и детей;

развивать умение высказывать свои взгляды и мысли по разным

вопросам;

воспитывать чувство любви и уважения к членам семьи.
Оборудование: « правовое» дерево,

карточки с правами и обязанностями, карточки с рассказам.
Ход урока:
І. Организация класса.

Эмоциональный настрой
- Как ты мне нравишься!

- За что?

- За то, что улыбаешься.

- Как ты мне нравишься!

- За что?

- За то, что руку жмёшь.

- Как ты мне нравишься!

- За что?

- Совсем не притворяешься,

Меня понять стараешься,

Навстречу мне идёшь!
- Чтобы наша совместная работа была плодотворной, вспомним правила для достижения успеха.

Правила:

- учиться сотрудничать;

- учиться общаться;

- не оставлять учение;

- не терять надежду;

- получать наслаждение и от учения, и от жизни.
ІІ. Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

-Что изучали на прошлом уроке?

- Как вы понимаете слова «право», «обязанность»?

- В каких документах записаны права ребёнка?

2. Составление «правового дерева»

- Выберите среди прав и обязанностей права и составим «правовое дерево».
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

- Молодцы, права выучили хорошо.

- Скажите, в обществе человек пользуется только правами, чтобы жизнь была налажена? Что ещё требуется от человека? (Обязанности).
ІV. Сообщение темы и задач урока. Выставление уровня достижений на шкале.

- Сегодня на уроке мы узнаем об обязанностях родителей и детей, т.е. о взаимоотношениях в семье, будете составлять свои обязанности.

- Положите перед собой шкалу достижений. Подумайте, знаете ли вы о своих обязанностях и обязанностях родителей? Отметьте на шкале, на каком уровне.
V. Изучение нового материала.

1. Беседа о семье

- Каких людей мы называем самыми дорогими?

- Что семья даёт человеку?

- А что каждый человек может дать своей семье?
2. Слушание стихотворения Н.Чемерис «Что такое семья».

Расскажу я вам, друзья, Дед и бабушка – в почёте,

Как живёт моя семья. Всё в заботе, всё в работе.

Хорошо всегда нам вместе, Внуков всех безумно любят,

Мы поём об этом песню. Словно птенчиков голубят.

Есть два брата у меня -

Папа сильный и весёлый- Очень славная родня.

Он хозяин в нашем доме, Вот и вышло: нас семь «Я»-

Мастер добрый и умелый- Получается семья.

До всего ему есть дело.

Мама, милая моя!

Как горжусь тобою я!

Пожурит и пожалеет,

Сердцем каждого согреет.

- Как автор стихотворения относится к членам своей семьи? Как вы это определили?
2. Этимологическая минутка.

- А что об этом слове рассказывается в толковом словаре? Подготовил …

- Значит, это самые родные люди, которые друг друга уважают и любят.

3. Ассоциативный куст «Моя семья».

- Ребята, когда вы слышите выражение «Моя семья», о чём вы думаете, что вы себе представляете?

- Сколько хорошего вы сказали о своих семьях. Но семьи бывают разные, а иногда не бывает семьи у детей.

4. Работа с учебником.( с. 60- 61) .Чтение 1 части статьи.

Щадящий опрос. Работа в парах.

1 в. - О чём ещё заботятся родители, кроме хозяйственных хлопот?

(Родители заботятся о здоровье сыновей и дочерей, их образовании, воспитании, настроении и развлечениях).

2 в. – Из-за чего около 100 тысяч детей лишены родительской заботы?

(Каждый десятый ребёнок – сирота. Родители девяти детей не выполняли своих обязанностей по отношению к ним. Лишены родительских прав).

1 в. – Что это такое: «мини-детдома»?

(Дети живут по восемь – десять человек вместе с названной матерью как обычная многодетная семья).

2 в. – А как помогают «детям улицы» просто добрые люди?

(Создают детские приюты, центры реабилитации, где возвращают детям надежду на лучшее будущее).

- Вы полноценно пользуетесь правом жить в семье вместе с родителями. Уважайте и цените своих родителей.
- Кто ответил на оба вопроса, поднимите руку.
5.Физкультминутка.

- Каждый человек имеет право на отдых. Мы тоже немного отдохнём.

Разминка «Поругались – помирились».

- Представьте, что ваши правые ручки – весёлые человечки. Вот они встретились, знакомятся, идут вместе гулять. Но вдруг они поругались, обижаются, бьются. Но они же умные, поэтому помирились, гуляют, идут домой и прощаются.
6. Продолжение работы с учебником. Чтение притчи «Закон рода».(с. 61)

а) Чтение притчи и обсуждение.

- Что поразило вас в этой притче?

- Прочитайте новый закон рода.

- Над чем заставил задуматься этот рассказ?

- Какое жизненное правило вы взяли для себя?

б) Методика « Интервью». Работа в парах.

- А теперь поработайте в парах. Ребята 1 варианта выступают в роли корреспондентов, т.е. задают вопросы, а ребята 2 варианта представьте себя в роли сына и отвечаете на вопросы корреспондентов.

- А теперь давайте заслушаем один из вариантов такой работы.
VІ. Закрепление материала.

1. Составление обязанностей детей в семье. Работа в группе.

- Положите перед собой рассказы и прочитайте их самостоятельно. (Можно использовать рассказы В.Сухомлинского)

Затем хорошо продумайте и обсудите в группах, какую обязанность можно сформулировать на основе прочитанных рассказов.

а) самостоятельное чтение рассказа учениками;

б) обсуждение рассказа и составление на его основе обязанности;

в) высказывание своего мнения, выбор карточки с обязанностью

на столе.

(Прикрепить каждую обязанность к подходящим по смыслу правам)
2. Работа в тетрадях (с. 20). Работа в парах.

Составление текста для табличек.
VІІ. Итог урока. Рефлексия.

-Давайте проследим, выросли ли ваши знания об обязанностях. Отметьте на шкале. У кого уровень знаний стал выше, поднимите руку.

- А что нового вы узнали на уроке об обязанностях?

VІІІ. Домашнее задание.

Прочитать 2 часть статьи. Продолжить перечень правил, представленных в статье.