Главная страница

Семинаре по теме: «Системно-деятельностный подход для формирования ключевых компетенций младших школьников»



Скачать 129.09 Kb.
НазваниеСеминаре по теме: «Системно-деятельностный подход для формирования ключевых компетенций младших школьников»
Дата18.04.2016
Размер129.09 Kb.
ТипСеминар

Выступление на районном семинаре по теме:

«Системно-деятельностный подход для формирования ключевых компетенций младших школьников»

Рудакова Елена Викторовна,

учитель начальных классов

МОУ гимназии № 13

Тракторозаводского района

г.Волгограда
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи»

( И. Г. Песталоцци).
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.

Слайд 2

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке, его образования.

Слайд 3

« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу.

Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

Слайд 4

Цель системно – деятельностного подхода:

Воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели;

  • решать задачи;

  • отвечать за результаты

Слайд 5

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом

Образование сейчас нацелено на формирование у учащихся ключевых компетенций.

Слайд 6

Понятие «компетентность» позволяет решить типичную проблему для Российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Чем же отличны «компетенция», «компетентность»?

Компетенция – это набор ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

Учитывая современную социально – экономическую ситуацию в развитии содержания образования, необходимо сказать, что становление системы начального образования невозможно без развития названных ключевых компетенций.


Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Слайд 7

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

   Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  

Слайд 8

Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода строится в соответствии с целями. Уроки развивающего типа можно распределить в четыре группы:

  • Уроки открытия новых знаний

  • Уроки рефлексии

  • Уроки-тренинги

  • Уроки контроля


Слайд 9

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

 

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -

1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

 Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

 Приёмы  работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

 

Слайд 10

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -

4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.


  • Возникновение проблемной ситуации

  • Методы постановки учебной проблемы:

  1. побуждающий, подводящий  диалоги;

  2. мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.

Слайд 11

III. Постановка учебной задачи - 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)

 

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Слайд 12 

IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) -

7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Слайд 13 

V. Первичное закрепление - 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала)

  • фронтальная работа, работа в парах;

  • комментирование, обозначение знаковыми символами;


Слайд 14

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -

4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

  • Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

  • Самоконтроль, самопроверка.

Слайд 15

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение -

7-8 минут.

новый алгоритм, новое понятие.

  • Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

Слайд 16

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

 

Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Слайд 17

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предложите ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Слайд 18

Включение в образовательный процесс ИКТ.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя. Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения, усилить мотивацию учения;

  • снижению дидактических затруднений у учащихся;

  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества.

  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности;

  • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

На данном этапе имеется возможность применения в работе современных информационных технологий на уроках математики, русского языка, окружающего мира и других предметах, изучаемых в начальной школе. В классе находится один компьютер, подключенный к монитору, ноутбуки.

При размещении в классе мультимедийного проектора появилась возможность проведения фронтальной работы .

Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:

  • проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;

  • подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер;

  • самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно активно использовать метод проектов.

Слайд 19

Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является  использование  метода проектов  в  начальной школе.

В ходе этой деятельности происходит формирование таких навыков, как:

  • умение погружение и осознание проблемы;

  • поиск, анализ и синтез необходимой информации;

  • работа с компьютером;

  • выбор посильных видов работы;

  • умение работать в группе;

  • использование своего жизненного опыта при обсуждении проблемных ситуаций;

  • проведение самостоятельного исследования;

  • умение проявлять творческую активность

  • умение отстаивать свою точку зрения.

Слайды 20-24

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Заключение


Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

Слайд 25

Уильям Артур Уорд, американский писатель : «Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».