Главная страница


Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка Подготовила учитель Хворостова Л. Н



Скачать 88.05 Kb.
НазваниеСотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка Подготовила учитель Хворостова Л. Н
Дата11.04.2016
Размер88.05 Kb.
ТипДокументы



Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка


Подготовила учитель Хворостова Л.Н.

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью.

Такой подход привел к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

По своему статусу школа и семья – противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.

У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребенку его родной дом, она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребенку взрослеть, приобретая опыт знания. В этом как раз и происходит реализация функции школы как посредника между обществом и ребенком.

Взросление по-разному протекает у подростков, но если при этом вся его предшествующая жизнь в семье была полноценной в моральном плане, если его отношения со сверстниками не вызывали трудностей, то, как правило, серьезных осложнений переход во взрослую жизнь больших затруднений не вызовет ни у самого подростка, ни у людей, его окружающих. Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка своего ребенка.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении, что приводит к краху детско-родительских отношений.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в своего ребенка и доверие, не показное, а искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают всходы в подростковом возрасте.

Задача школы – сделать семью помощником и другом как для самого ребенка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия на разъяснение родителям причин отклонений от нормы и создание возможных условий для коренного изменения самой сложной житейской ситуации.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы – заложить в ребенке понимание того, что школа – это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся, стоит большая цель: она должна вооружить ребенка знаниями по основам наук, образовательным опытом поколений и помочь самоопределиться. Отсюда вытекают вопросы воспитательной сферы. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. Возможно ли самовоспитание ученика, формирование его самооценки без нравственного воспитания? Конечно же, нет. Нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нем родителей обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Этому служит наш лекторий и наши родительские собрания.

Именно в подростковом возрасте родители приходят к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совсем иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Отец и мать не подозревают, что «проглядели» душевное становление своего ребенка.

Педагогические погрешности родителей могут быть связаны с определенными причинами, среди которых главными являются следующие:

- неполная семья;

- конфликтная атмосфера в семье;

- авторитарные методы воспитания;

- наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребенка;

- излишняя порочная родительская любовь или отсутствие любви как таковой;

- потеря авторитета родителей в глазах собственных детей в связи с определенной ситуацией и др.

Педагог должен знать потенциал семьи и помочь родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребенка.

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьей, школа должна уделить самое серьезнее внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.
Законы семьи

Закон семьи 1.

Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознает свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом известный русский ученый-педагог П.Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребенка хуже чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Закон семьи 2.

Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, который так старались сохранить ложью. Всякую фальш, обман ребенок подмечает с чрезвычайной быстротой и остротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

Если ребенку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определенную границу в осведомленности, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблаченным детской проницательностью.
Закон семьи 3.

Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Говоря о воздействии словом, В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл и эмоциональную окраску.

Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие

Как правильно говорить с ребенком?

Во-первых, не надо говорить ребенку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас.

Во-вторых, надо задуматься над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «нудных проповедей». Именно семья учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание изменить хоть что-нибудь в своей жизни в лучшую сторону.

В-третьих, необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.

И содержание, и тон, и время, и место разговора – все важно.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых.

С ребятами старшего школьного возраста В.А.Сухомлинский советовал размышлять вслух, делиться своими сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Основное их зло в том, что упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Закон семьи 4.

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В.А.Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Закон семьи 5.

Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным моментом В.А.Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних.

Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно, как и постоянное запрещение всего.

Закон семьи 6.

Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

Очень важно воспитание чувств ребенка. Этим необходимо заниматься в семье и в школе. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними переживаниями.

Закон семьи 7.

Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.

Закон семьи 8.

Закон культивирования в семье положительных привычек.

Можно много раз говорить ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно много раз говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры – модель для подражания и активного использования в жизни.

Необходимо исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни ребенка: чрезмерной роскоши, ужасающей нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

Закон семьи 9.

Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми. Для того, чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел – значит освоил.

Взрослые должны контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Закон семьи 10.

Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.

Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений. И в связи с этим родители должны остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребенку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками, контролировать проявление взаимной любви в присутствии ребенка, создавать нравственные традиции и обычаи, которые могут показать истинную красоту взаимоотношений взрослых любящих людей.