Главная страница


Статья: Образование Древнерусского государства



Скачать 77.19 Kb.
НазваниеСтатья: Образование Древнерусского государства
Дата27.08.2016
Размер77.19 Kb.
ТипСтатья

Скобельцына Анастасия, учащаяся 211 группы,

Балейского филиала ГОУ СПО

«Читинский педагогический колледж»

Статья: Образование Древнерусского государства.

Рассматривая проблемы происхождения русской земли, мы обращаемся к «Повести временных лет» летописца Нестора, где автор определил причины и процесс образования Древнерусского государства, которые связаны с тремя событиями из истории происхождения Киевской Руси:

  1. Первым важнейшим событием конца V- середины VI века, было, начало великого расселения славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров. В заселении Балканского полуострова принимали участие не только племена южной окраины широкого славянского мира, но и более отдаленные, глубинные племена вроде сербов или дреговичей, обитавших севернее припятских болот в соседстве с литовцами.

  2. Вторым событием, вписывающимся в рамки первого, было основание Киева на Днепре в 783 году VIII века, в котором первым князем был Кий.

  3. Третьим событием было предание об основании Киева Кием и его братьями в земле полян, славянской земле до 737 года. Летописец Нестор не знал армянской рукописи, и не мог опереться на нее в своем споре с новгородцами, которые умышленно хотели принизить древность Киева. Однако он был для своего времени образованным и разносторонним историком, знавшим и греческую историческую литературу, и местные славянские сказания, восходившие вплоть до V-VI веков нашей эры, предпринял специальное разыскание и установил княжеское достоинство Кия (в котором некоторые историки-норманисты сомневались), подтвержденное его встречей с императором Византии.

Эти события являются ответами на основные вопросы:

  1. «Отъкуду есть пошьлаРуськая земля?»

  2. «Кьто в Кыевеначапьрвеекъняжити»

  3. «ОткудуРуськая земля стала есть»

В летописи содержатся две версии возникновения правящей династии на Руси: славянская (киевская) и варяжская (новгородская). На основании варяжской, рассказывающей о добровольном призвании варягов (Рюрика и его братьев), немецкие ученые Г. Байер и Г. Миллер, работавшие в середине 18 века в Российской Академии наук, создали норманскую теорию происхождения русского государства. Согласно этой теории создателями государства у восточных славян были германцы-варяги, утвердившие на Киевском престоле свою династию, при этом немецкие историки подчеркивали, что сами славяне по причине своего варварства к государственному устройству собственной территории были не способны.

Сторонники норманской теории утверждали, что Древнерусское государство основали выходцы из Скандинавии-норманы, которых на Руси называли варягами. Варяги (др.-исл.Vaeringjar, греч. Βάραγγοι) — группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Балтийского региона, наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.). При этом ученые ссылались на данные древнейшей русской летописи- «Повести временных лет» монаха Нестора, в которой под 862 г. действительно помещен текст о призвании варягов в земли чуди, словен, кривичей и веси.

Летописец отмечает (862 год), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, "и пошел род на род и воеватипочаша сами на ся". (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла "борьба престижей"). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира - норманов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства.

Против норманнской теории происхождения древнерусского государства выступил М.В. Ломоносов, который утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были не ниже варягов и последние не сыграли никакой роли в возникновении Русского государства. М.В.Ломоносов считал, что Рюрик был не германцем, а славянином с балтийского побережья.

В дальнейшем норманизм был признан в России в качестве официальной версии, и многие ведущие отечественные историки - Н.Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский - в целом принимали концепцию норманистов. Однако наши историки подчеркивали идею добровольного призвания, отрицая результат завоевания и насилия.

Историки Б.Греков, С. Юшков, М. Тихомиров рассматривали причины возникновения государства во внутреннем социально -экономическом развитии славянского государства, но варяги ускорили процесс становления древнерусского государства.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам:

1. Процесс образования государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам.

монах Нестор описывает доваряжский период, приводит сведения о трех братьях -Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий был князем и ходил даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев центром племенного объединения полян.

2.Древнерусское государство складывалось из нескольких этапов:

На первом этапе образования древнерусского государства (8- середина 9 вв.) происходило материальное развитие производительных сил, вызвавших к жизни новые общественные отношения. Это выражалось в развитии пашенного земледелия и выделении ремесла, в распаде родовых трудовых коллективов и выделении индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину ради совместной защиты своих хозяйственных интересов. Состоятельные семьи концентрировали у себя все больше богатства, подчиняя разорявшихся общинников.

Следующим шагом создания предпосылок древнерусской государственности было объединение союзов племен в «союзы союзов». Создание сверхсоюзов вызывалось необходимостью защиты или военными целями.

Также складывались межплеменные союзы и их центры: к таким сверхсоюзам, очевидно, относились, по данным восточных историков, три крупные объединения славянских племен накануне образования Древнерусского государства, известные под названием Куявия (Куябия, Куяба) предположительно в районе Среднего Поднепровья, вокруг Киева, Славия — предположительно область ильменских славян с центром Новгород и Артания (Арсания, Арти) — место расположения точно не установлено. Суперсоюз олицетворял собой сложную систему иерархического соподчинения славянской знати. Небольшие племена возглавляли князья, князья племен подчинялись «князю князей» — «светскому князю» уже союза мелких племен. К началу IX в. из отдельных славянских племенных союзов, во главе которых стояли «светские князья» («князья князей») создается огромный суперсоюз — государство Русь или Киевская Русь. Основой этого государства, полагают исследователи, были лесостепные земли Полян, Северян, Древлян, Дреговичей, Полочан. Южная граница Руси тянулась от Киева (или Волыни) до района Воронежа на Дону.

На втором этапе (вторая половина 9 – середина 10 в.) процесс образования государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманов (варягов).

«Повесть временных лет» сообщает о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. Летопись дает понять, что в 9 в. наши предки жили в условиях без государственности, хотя прямо в повести об этом не говориться.

Призвание варягов Нестор описывает следующим образом.

Издавна в землях новгородских славян, кривичей и соседних финских племен приходили варяги из-за моря и брали с них дань. И вот данники восстали и прогнали варягов за море, и сами стали «владеть землей» и ставить города, но, вскоре между ними начались усобицы. И тогда решили они найти себе князь, который устроил бы у них справедливый порядок. Отправили за море послов и обратились к варягам - руси: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да пойдите княжити и володети нами». Вызвались три брата - варяга с дружинами. Старший брат Рюрик, обосновался в Новгороде, средний, Синеус, - на Белоозере, младший, Трувор, - в Изборске, братья Рюрика вскоре умерли, и он стал единодержавным князем на Севере.

Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника Аскольд и Дир решили совершить набег на Византию, с небольшим числом воинов они спустились по Днепру и подошли к Киеву, земле полян. «Кому вы платите дань?»- спросили варяги, «Хазарам», - ответили киевляне. «Платите нам! - сказали Аскольд и Дир. Киевляне согласились, и варяги стали управлять племенами полян.

После смерти Рюрика княжить стал Олег, который задумал объединить русские города по великому торговому пути «из варяг в греки».обманом овладел Киевом, сделал город столицей «матерью русских городов» Нестор подчеркивает очень важную роль Олега в создании сильного государства. так как ему удалось вывести славянские племена из подчинения хазар и установил выгодные для руссов торговые отношения с Византией.

после смерти Олега киевским князем стал Игорь. Летопись рассматривает его в качестве сына Рюрика. Постепенно варяжская правящая династия была ассимилирована восточнославянской общностью. Сын Игоря, князь Святослав, уже носил славянское имя.

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты", где "сидел" боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на местах.

Какова же роль варягов на Руси?

В настоящее время ученые - историки склонны считать, что варяги были на Руси. Но имеют место разногласия по вопросу о том, какова роль варягов и было ли государственное образование у восточных славян до варягов?

Необходимо признать, что Русская земля как единое государство сложилось окончательно в «варяжский период», но сами варяги появились уже после того, в восточнославянских землях сложились военно - политические и социально - экономические предпосылки для образования государства. Приглашение варягов не означает, что они явились создателями государства. Можно согласиться с мнением В.О. Ключевского, что приглашение варягов было в качестве наемников, (примиряющей силой). Поэтому, думается, что их роль была незначительной, но, тем не менее, варяги основали правящую династию - династию Рюриковичей.

  1. Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России с древнейших времен до конца 20 века. М., 2001г.

  2. Греков Б.Д. О роли варягов в истории Руси. // Новое время, 1947

  3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М.: Айрис-пресс, 2005.

  4. Князев Е.А.  Краткий толковый исторический словарь по Россиеведению. М., 1995г.

  5. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. – М.: Вече, 2005.

  6. Королев А.С.Загадки первых русских князей – Вече, 2003.

  7. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. – М., 1997.

  8. История России с древнейших времен до наших дней //под ред. Зуева М.Н., М.,1994.История России//под ред. Сахарова А.Д. Т.I. М.,1996.

  9. Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. Л.,1945 .

  10. Нестор. Повесть временных лет. Хрестоматия древнерусской литературы, М., 1999.

  11. Платонов О. Русская цивилизация. М., 1995.

  12. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века.-М., «Просвещение», 2001г.

  13. Седов В.В.Восточные славяне в VI-XIII вв. М.,1982.

  14. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.,1979