Главная страница


Тема: Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств



Скачать 492.96 Kb.
НазваниеТема: Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств
страница1/3
Учитель
Дата18.04.2016
Размер492.96 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3


Тема: Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств

Выполнила

Учитель

физической культуры

МБОУ СОШ №59

Фурасева Светлана Ивановна

Чебоксары 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1 Развитие лыж как вида спорта

РАЗДЕЛ 2 ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

1.1 Анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет

1.2 Особенности физического развития при занятиях спортом

1.3 Развитие специальных физических качеств, при занятиях лыжным спортом

1.4 Особенности организации лыжной подготовки в учебных заведениях

1.5 О пользе и вреде занятий лыжным спортом

РАЗДЕЛ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Результаты исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время выдвинута важная задача-разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы - воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка.

Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становиться действительным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшение их физического развития.

С нашей точки зрения эта тема является актуальной в данный момент. Дело в том, что, работая с подростками, нужно иметь подход к каждому, также требуется учитывать и индивидуальные особенности и способности. Те дети, которые занимаются лыжным спортом, естественно, отличаются своей физической подготовкой от тех, кто не занимается, поэтому в занятиях нужно учитывать нагрузку, даваемую детям.

Большие сложности возникают при спортивной работе с подростками. Дело в том, что период от 13 до 17 лет характеризуется бурным развитием физических способностей ребят и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта. В тоже время интенсивные нейро-эндокрийные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может, однако как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Исключительно велико и воспитательное значение передвижения на лыжах. Во всех видах занятиях на лыжах – на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках – успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества, смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.

В физическом воспитании лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Лыжи доступны для детей с самого раннего возраста. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм детей. При передвижении по равнине и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища. Лыжный спорт благотворно воздействует на сердечно -сосудистую, дыхательную и нервную систему. Систематические занятия лыжным спортом способствуют всестороннему физическому развитию школьников, особенно положительно влияя на развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость.

В процессе занятий и соревнований по лыжному спорту воспитываются и морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера.

Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма детей и подростков, значительно повышая его сопротивляемость к различным заболеваниям.

Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения. Выбор способа передвижения и применение его в конкретных условиях рельефа и трассы определяются тактической задачей. Для овладения техническим мастерством необходимо знание основ техники, овладение способами передвижения и умение применять их в соревнованиях.

При одних и тех же условиях трения техника передвижения у лыжника изменяется в зависимости от его скорости. Естественно, что скорость увеличивается благодаря более сильным отталкиваниям лыжами и палками. Вариативность техники зависит и от телосложения спортсменов, их функциональных возможностей, связанных с телосложением, от подготовленности лыжников.

РАЗДЕЛ 1 Развитие лыж как вида спорта

Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.

Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Лыжи как средство, увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по глубокому снегу, появились в глубокой древности. О применении лыж в древнейшие времена можно судить по наскальным изображениям фигур лыжников. Такие изображения были обнаружены на территории нашей страны на побережье Белого моря. Археологи относят эти рисунки примерно к концу III - началу II тысячелетия до н.э. По ним можно судить о форме лыж - они довольно узкие и длинные, с загнутыми носками. Фигурки лыжников изображены с одной палкой в виде копья. Очевидно, она применялась для охоты и для удобства в передвижении. Подобные изображения найдены также в Скандинавии.

Первые сведения о применении лыж со спортивной целью в странах Скандинавии относятся к периоду средневековья. Лыжный спорт там начал развиваться прежде всего в воинских подразделениях. В XVI в. по приказу норвежского военного министра были сформированы лыжные отряды. Бег на лыжах и другие упражнения применялись для подготовки солдат к боевым действиям. В 1767 г. в г. Христиании (Осло) была разработана программа состязаний на лыжах для солдат, куда входили скоростные соревнования на короткую дистанцию с полной амуницией и оружием, стрельба по цели при спуске со склона, спуск по склону среди кустов и с крутого склона. В состязаниях могли принимать участие все желающие, а не только солдаты.

Толчком к развитию лыжного спорта среди населения и к привлечению зрителей на состязания стала выставка лыжного инвентаря в Тронхейме в 1862 г. Уже в 1877 г. организуется лыжный клуб «Христиания», начинают проводиться соревнования лыжников. Значительный вклад в популяризацию лыжного спорта внес полярный исследователь Ф. Нансен, издавший в 1890 г. книгу о своем путешествии на лыжах к Северному полюсу.

В Швеции первый лыжный клуб был основан в 1895 г. Популяризации лыжного спорта способствовали лыжные пробеги на 220 и 460 км, организованные полярным исследователем А. Норденшельдом в 1883-1884 гг.

Другие страны Западной Европы начали культивировать лыжный спорт позднее. В конце XIX в. лыжные клубы были созданы в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции и др. В первую очередь в этих странах развивались горные виды.

В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс, где были организована Международная лыжная федерация. Стали регулярно проводиться международные соревнования.

С первых зимних Олимпийских игр (1924 г.) лыжный спорт включен в их программу. До 1936 г. в программу I-IV зимних Олимпиад входили только лыжные гонки, прыжки с трамплина и лыжное двоеборье для мужчин. С 1936 г. стали включаться горнолыжные виды для мужчин и женщин. Лыжные гонки для женщин стали проводиться с VI зимней Олимпиады 1952 г. Эстафетные гонки для мужчин (4 х 10 км) были введены в 1936 г., для женщин (3 х 5 км) - в 1956 г.

Чемпионаты мира по лыжным гонкам проводились с 1925 г., но лишь с 1937 г. они стали официально называться первенствами мира. Однако победителей этих соревнований до 1937 г. считают чемпионами мира. У женщин чемпионаты мира стали проводиться с 1954 г. Чемпионаты мира по горнолыжному спорту проводятся с 1931 г.

До выхода на международную арену советских лыжников победителями и призерами Олимпиад и первенств мира становились лыжники скандинавских стран и прежде всего Норвегии. В отдельные годы добивались успеха лыжники Чехословакии, Австрии, Швейцарии и США - в основном в прыжках с трамплина и лыжном двоеборье. В горнолыжных видах первенствовали представители Альпийских государств (Австрии, Швейцарии, Франции, Италии) и в меньшей степени - Скандинавии..

Помимо Олимпийских игр и первенств мира, регулярно проводятся традиционные международные соревнования в Холменколлене (Норвегия), которые впервые были организованы в 1888 г., Фалуне (Швеция), Лахти (Финляндия) и в других городах, которые собирают сильнейших лыжников мира. С 1922 г. в Швеции ежегодно проходит необычайно популярная международная гонка «Васа-лоппет», собирающая несколько тысяч спортсменов. В 1977 г. эту гонку выиграл советский лыжник И. Гаранин.

В России лыжный спорт начал развиваться в конце XIX в. Поскольку в спортивные кружки и клубы был закрыт доступ широким слоям населения, занятия лыжами имели в основном развлекательный характер. Любители лыж, круг которых был невелик, ограничивались лыжными прогулками.

Первые соревнования по лыжному спорту были проведены в нашей стране 13 февраля 1894 г. Царское правительство с целью отвлечения трудящихся от революционной борьбы разрешило организацию спортивных клубов и обществ. 3 марта 1895 г. был утвержден устав первого в России Московского клуба лыжников. В первый год он насчитывал всего 36 членов. Клуб, пропагандируя лыжный спорт, организовывал соревнования, учредил призы за победы и за наибольшее количество верст, пройденное в сезон на лыжах. 28 января 1896 г. состоялись первые официальные соревнования на звание лучшего лыжника на дистанции 3 версты (3 км 200 м). Через два года подобный клуб, называвшийся «Полярная звезда», был организован и в Петербурге.

Важную роль в развитии лыжного спорта в России сыграла Московская лига лыжников (1910 г.), объединявшая 10 клубов. Зимой 1909-1910 гг. в Москве состоялось уже 18 межклубных соревнований. Проводились ежегодные эстафеты вокруг Москвы, а с 1912 г. - гонка на 60 верст по маршруту Звенигород - Москва.

В 1900-1909 гг. стала выходить различная литература, в которой излагались вопросы техники передвижения на лыжах, обучения и оборудования. С накоплением опыта в последующие годы появились методические пособия по тренировке, полезные для начинающих. В этих работах нашла отражение односторонняя направленность на развитие выносливости.

Соревнования в России проводились только по равнинной местности. Лыжники пользовались лыжами длиной до 3-3.5 м, палками в рост человека и выше. Крепления и обувь применялись мягкие. Массового производства лыжного инвентаря не было, он завозился из Финляндии и Швеции. Лыжные мази стали применять с 1913 г. Спортсмены пользовались «русским ходом» (по современной терминологии, попеременным двухшажным). С одновременными ходами они познакомились в 1913 г. на международных соревнованиях в Швеции, где русские лыжники приняли участие, но выступили неудачно.

В 1927-1930 гг. в связи с постепенным переходом на трассы по пересеченной местности значительно изменился лыжный инвентарь. Уменьшилась длина лыж и палок, появились жесткие ботинки и крепления, стали применяться бамбуковые палки с петлями для рук (вместо деревянных). Повышению скорости движения способствовало и совершенствование техники - появился ход «вперекидку» (попеременный четырехшажный). Заметно улучшилась система тренировки благодаря новым методическим работам.

С началом Великой Отечественной войны вся спортивная работа была направлена на физическую подготовку бойцов. Лучшие лыжники страны стали инструкторами лыжной подготовки в подразделениях Советской Армии. Уже в первую военную зиму десятки тысяч лыжников были в рядах защитников нашей Родины и воевали в специальных подразделениях и в партизанских отрядах. Чемпионка страны по лыжным гонкам Любовь Кулакова геройски сражалась в партизанском отряде под Смоленском и была награждена орденом Отечественной войны I степени.

После войны уже в первые годы общее число спортсменов-лыжников увеличилось в 1.5-2 раза. В 1948 г. советские лыжники вступили в Международную лыжную федерацию (ФИС) и впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях в Холменколлене (Норвегия). Там в гонке на 50 км М. Протасов, не имевший опыта международных встреч и выступлений на зарубежных трассах, занял почетное четвертое место.

Во все последующие годы наши спортсмены-лыжники неизменно подтверждали свои успехи на чемпионатах мира, Олимпийских играх, других международных состязаниях.

Проблема исследования: ухудшение физических качеств школьников, не занимающихся спортом.

В данной работе рассматривается развитие физических качеств детей 15-17 лет в условиях школьных уроков физической культуры и при специализированных занятиях лыжным спортом.

Объект исследования: физические качества подростков.

Предмет исследования: влияние лыжных тренировок на физические качества подростков.

Целью данной работы является сравнительный анализ физических качеств спортсменов - лыжников и школьников, не занимающихся спортом, 15-17 лет между собой.

Для этого поставлены следующие задачи:

1. изучить литературные источники по данной теме;

2. изучить место лыжной подготовки в системе общего физического воспитания школьников;

3 определить этапы исследования и развития физических качеств у лыжников и школьников;

4. оценить влияние занятий лыжной подготовки на организм подростков.

Методы исследования:

· Теоретический анализ литературных источников;

· Метод контрольного упражнения;

· Метод обработки полученных данных

Гипотеза: предположим, что занятия лыжным спортом положительно влияют на развитие физических качеств.

База исследования: МБОУ « СОШ № 59» и ученики ДЮСШ.

РАЗДЕЛ 2 ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

1.1 Анатомо-физиологические особенности подростков 15-17 лет

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсмена. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвоночника, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становиться более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки.

К 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 15-17 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.

Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающийся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивается только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков.

У старших школьников рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается). Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у старших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рот мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движения.

Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.

Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденного плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связанна скованность движения у детей и подростков. Только после 15 лет движения становятся более пластичными.

К 13-15 годам заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора, которое особенно интенсивно происходит в возрасте 7-12 лет. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяются двигательные качества мышц: быстрота, сила, ловкость и выносливость. Их развитие происходит не равномерно. Прежде всего, развивается быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движения.

До 13-14 лет завершается в основном развитие ловкости. Наибольший прирост точности движений наблюдается с 4-5 до 7-8 лет. Спортивная тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости и у 15-16-летних спортсменов. Точность движения в 2 раза выше, чем у нетренированных подростков того же возраста.

В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Ловкость продолжает улучшаться до 17 лет.

Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движении, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдается, как правило, до 13-14летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнения, направленно-воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшать уже в юношеском возрасте.

Наибольший прирост наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила, с 10-12 до 13-15 лет. У девочек прирост силы происходит несколько раньше, с 10-12, а у мальчиков – с 13-14. Тем не менее, мальчики по этому показателю во всех возрастных группах превосходят девочек, но особенно четкое различие проявляется в 13-14 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость. Существуют возрастные, половые и индивидуальные отличия выносливости. Выносливость детей дошкольного возраста находится на низком уровне, особенно к статической работе. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигнет к 25-30 годам.

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

У подростков и юношей после мышечной нагрузки наблюдается лимфоцитарный нейтрофильный лейкоцитозы, и некоторые изменения в составе красной крови. У 15-18-летних школьников интенсивная мышечная работа сопровождается увеличением количества эритроцитов на 12-17%, гемоглобина на 7%. Это происходит главным образом за счет выхода депонированной крови в общий кровоток. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функции половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развития организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков.

Под воздействием физической нагрузки изменяется секреция гормонов коры надпочечника. Наблюдения показали, что после тренировок с силовыми нагрузками у юных спортсменов увеличивается экскреция (выделение с мочой) гормонов коркового слоя надпочечника.

Минутный объем дыхания (МОД) в 15-17летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом.

Величина максимальной легочной вентиляции в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг. веса. Систематические занятия спортом способствуют росту максимальной легочной вентиляции .

Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта.

С возрастом повышается устойчивость к недостаткам кислорода в крови (гипоксемия). Наименьшей устойчивостью отличаются дети младшего школьного возраста. К 13-14 годам отдельные ее показатели достигают уровня 15-16-летних подростков, а по скорости восстановления даже превышают их.

У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.

Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами ограничена.

Одним из наиболее информативных показателей работоспособности организма, интегральным показателем дееспособности основных энергетических систем организма, в первую очередь сердечно - сосудистой и дыхательной, является величина максимального потребления кислорода (МПК). Многими исследователями показано, что МПК увеличивается с возрастом. В период с 5 до 17 лет имеется тенденция к неуклонному росту МПК – с 1385 мл/мин у 98-летних, до 3150 мл/мин у 17-летних.

При анализе величин относительного МПК, у школьников и школьниц, наблюдается существенные различия. Снижение с возрастом МПК/кг у школьниц очевидно связано с увеличением жировой ткани, которая, как известно не является потребителем кислорода. Применение гидростатического взвешивания и последующие работы подтвердили, что процентное содержание жира в организме школьниц растет и к 16-17 годам достигает 28/29%, а у школьников наоборот, постепенно снижается.

С возрастом, по мере роста и формирования организма, повышается как абсолютные, так и относительные размеры сердца. Важным показателем работы сердца является частота сердечных сокращений (ЧСС). С возрастом ЧСС понижается. В 14-15 лет она приближается к показателям взрослых и несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. При постепенном снижении пульса увеличивается систолический объем (СО). В 13-16 лет СО составляет 50-60 мл.

В настоящее время у подростков наблюдается акселерация – сложное биосоциальное явление, которое выражается в ускоренном процессе биологических и психических процессах, увеличение антропометрических показателей, более раннем наступлении половой и интеллектуальной зрелости.

У подростков с низкими показателями физического развития биологический возраст может отставать от паспортного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года.

Лыжные гонки предъявляют высокое требование к выносливости, скоростно-силовой и силовой подготовке лыжника. Для эффективного преодоления современной трассы лыжнику-гонщику требуется высокоразвитая спецификация силы мышц нижних и верхних конечностей. У лыжника-гонщика такими мышцами являются разгибатели бедра (четырехглавая мышца бедра), голени, разгибатели плеча (трехглавая мышца плеча) и мышцы туловища (широчайшие мышцы спины и большая круглая мышца).Абсолютные показатели и темпы роста специальной силы у 17-18-летних юношей, не занимающихся спортом, и у юных спортсменов существенно отличаются – у первых они ниже. Так, у не занимающихся спортом при одновременном отталкивании руками показатели силы ниже на 12,09 кг (29%), при попеременном отталкивании руками – на 14,43 кг (25%) и при отталкивании ногой – на 36,92 кг (20%). У спортсменов с 13-14 до 17-18 лет наблюдается резкий скачок, в развитии показатели мощности отталкивания. У лиц, не занимающихся спортом, в этот период темпы ее прироста не значительны. Становление отдельных физических качеств, а также параметров, характеризующих физическое развитие юных лыжниц 10-16 лет, происходит гетерохронно. Скачек увеличения силы мышц отмечается с 11-13 лет, ежегодный прирост достигает 49%. В последующем темпы роста силы снижаются. Наибольшие изменения скоростных и скоростно-силовых качеств отмечено в возрасте 11-14 лет. Показатели быстроты увеличиваются на 15%, а прыгучесть на 24%. С 14 до 16 лет данные показатели изменяются незначительно. С 10 до 16 лет длина тела юных лыжниц увеличивается на 28,1%, вес тела – на 30,1%, ЖЕЛ – на 47,6%, окружность груди – на 15,9%, выносливость – на 79,9%, мышечная сила – на 92,4%, быстрота – на 22,9%, скоростно-силовые качества – на 46,4%, гибкость – на 27,6%.
  1   2   3