Главная страница


Темы уроков Часы



Скачать 246.2 Kb.
НазваниеТемы уроков Часы
Дата24.02.2016
Размер246.2 Kb.
ТипДокументы





Темы уроков

Часы

Дата

Знания, умения, навыки

Повторение,

М.П.С.

Наглядность

Д.З.

1 (1)

Введение.

1
















РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (21+3 (резерв)=24 ЧАСА)

ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)

1-2

(2-3)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в живых системах.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов, видовое разнообразие.

2




Изучить:

  • Историю развития эволюционной теории.

  • Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина.




Повторение:

Биология 7 класс

Тема: «Царства живой природы».


Таблица: «Царства живой природы»



§ 1


ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ЧАСА)

1 (4)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

1




  • Разнообразие приспособленностей организмов к среде обитания.

  • Главные направления эволюционного процесса.




М.П.С.

История

Культура Западной Европы конца 15- первой половины 17 веков.







2 (5)

Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

1




Портреты ученых




ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ЧАСОВ)

1 (6)

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.

1







  • Современные представления о возникновении и развитии жизни.

  • Основные ароморфозы животных и растений.

  • Постепенное усложнение живых организмов в процессе эволюции.

  • Происхождение человека, движущие силы антропогенеза




М.П.С.

История

Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Физическая география

История континентов



Портрет и биография Дарвина, маршрут и находки во время путешествия на корабле «Бигль»




2 (7)

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

1




Таблица: «Искусственный отбор»




3 (8)

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1




Таблица: «Естественный отбор»




4 (9)

Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

1




Таблица: «Критерии вида»




5 (10)

Борьба за существование и естественный отбор.

1




Таблица: «Борьба за существование»




ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 ЧАСА)

1-2 (11-12)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Лабораторная работа №1

«Изучение приспособления организмов к среде обитания»

2




Уметь:

  • На основе знаний о движущих силах эволюции объяснять причины возникновения и разнообразия видов.







Таблица: «Приспособленность организмов к среде обитания», иллюстрации, раздаточный материал, коллекции, влажные препараты.




ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (2 ЧАСА)

1-2

(13-14)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования.

Лабораторная работа №2

«Изучение изменчивости критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений»

2




  • Различать различные приспособления организмов к условиям обитания.




  • Использовать текст учебника и пособий для составления таблиц, отражающих развитие жизни на Земле.







Таблицы: «Критерии вида», «Структура популяции», иллюстрации, дополнительная литература, гербарии культурных растений.




ТЕМА 1.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИЙ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ЧАСА)

1 (15)

Главные направления эволюционного процесса; биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса.

1







  • Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами.




  • Давать аргументированную критику расизма.





Таблицы: «Биологический прогресс», «Биологический регресс», иллюстрации, коллекции, влажные препараты




2 (16)

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

1







Таблица: «Основные закономерности эволюции»




3 (17)

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

1













ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ЧАСА)

1 (18)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

1




Развивать:

  • Понятие о естественном происхождении и развитии жизни на Земле.



Химия

Кислород, водород, углерод и другие неорганические вещества.

Дополнительная литература, портреты ученых




2 (19)

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

1










ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3+3 (резерв)=6 ЧАСОВ)

1-2 (20-21)

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую эры. Появление всех первых типов беспозвоночных животных. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

2







  • Умение выполнять самостоятельные работы, делать выводы.

  • Понятие о естественном происхождении и развитии жизни на Земле.


Воспитывать:

  • Бережное отношение к природе.







Дополнительная литература, таблицы, иллюстрации, коллекции древних организмов, скелеты.




3-4

(22-23)

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

2










5-6 (24-25)

Происхождение человека. Место человека в живой природе, систематическое положение в системе животного мира. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Зачет по теме: «Эволюция живого мира на Земле»

2




Биология 8 класс

«Место человека в системе органического мира»




РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10+1(резерв)=11 ЧАСОВ)

ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2+1 (резерв)=3 ЧАСА)

1 (26)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образовании живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы.

Неорганические молекулы живого вещества; вода, химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности.

1




Изучить:

  • Значение органических и неорганических веществ.

  • Особенности обмена в животной и растительной клетке.

  • Этапы и значение фотосинтеза.


Уметь:

  • Объяснять рисунки и схемы учебника.

  • Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке.


Развивать:

Понятие о клетке как об элементарной единице живого

Химия

Кислород, водород, углерод и другие неорганические вещества.


Таблица: «Строение молекулы воды»




2 (27)

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация, функции. Углеводы, строение, биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии.

1




Биология 6 класс

«Органические и неорганические вещества»

Таблица: «Строение белка»




3 (28)

ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции, информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

1







Таблица: «Строение молекулы ДНК и РНК»




ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 ЧАСА)

1 (29)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану, пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.

1







Строение молекулы белка

Таблица: «Обмен веществ в клетке»




2(30)

Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

1




Таблица: «Биосинтез белка»




3 (31)

Зачет по теме: «Химическая организация клетки»

1













ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ЧАСОВ)

1 (32)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование, размножение, место и роль в биоценозах

1





Изучить:

  • Основные положения клеточной теории.

  • Строение и значение органоидов клетки.

  • Особенности строения и деления эукариотической клетки.



Уметь:

  • Работать с микроскопами и микропрепаратами.

  • Различать органоиды клетки на микропрепарате.

  • Находить сходство и различие в строении растительной и животной клеток.



Развивать:

  • Понятие о клетке как об элементарной единице живого.




Биология 7 класс

Тема: «Царство бактерии»

Таблица: «Строение и разнообразие бактерий», фотографии, дополнительная литература




2-3

(33-34)

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки, органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет, включения, значение и роль в метаболизме клеток.

Лабораторная работа №3

«Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»

2




Биология 6 класс

Тема: «Строение клетки»

Таблица: «Строение растительной и животной клеток»

Микроскоп, микропрепараты




4 (35)

Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко.

1




Строение и значение ДНК

Таблицы, фотографии




5 (36)

Деление клеток. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза.

1




Биология 6 класс

Тема: «Деление клетки»

Таблица: «Митоз»




РАЗДЕЛ 3. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 ЧАСОВ)

ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ЧАСА)

1(37)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных. Биологическое значение полового размножения.

1





Изучить:

  • Способы бесполого и полового размножения живых организмов.


Развивать:

  • Понятие о жизнедеятельности живого организма.




Биология 6 класс

Тема: «Способы размножения живых организмов»

Таблицы, иллюстрации, фотографии, дополнительная литература




2 (38)

Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза.

1




Митоз

Таблица: «Гаметогенез»




ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (3 ЧАСА)

1 (39)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем.

1




Изучить:

  • Основные закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития.

  • Основные положения биогенетического закона.

Уметь:

Развивать:

Понятие о взаимосвязях и родстве всех живых организмов.




Таблица: «Эмбриональное развитие хордовых», влажные препараты зародышей, фотографии, иллюстрации




2 (40)

Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

1




Биология 7 класс

Темы: «Развитие насекомых», «Развитие амфибий»

Таблицы, фотографии, иллюстрации




3 (41)

Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер)

1







Таблица: «Сходство зародышей хордовых»




РАЗДЕЛ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (20 ЧАСОВ)

ТЕМА 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ЧАСОВ)

1-3 (42-44)

Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.

3




Изучить:

  • Понятие о генотипе как системе взаимодействующих генов организма.

  • Генетическое определение пола у организмов.

  • Закономерности изменчивости.

  • Селекция; гибридизация и отбор.

Неорганическая химия:
Охрана природы от воздействия отходов химического производства.

Органическая химия

Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты.

Таблица: «Законы Менделя», портрет ученого.




4-5

(45-46)

Гибридологический метод изучения наследственности

2




Таблица: «Моно и дигибридное скрещивание»




6 (47)

Генетическое определение пола.

1




Таблица: «Генетическое определение пола»




7 (48)

Генотип как целостная система

1




Хромосомные карты




8-9

(49-50)

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

2










10 (51)

Лабораторная работа №4

«Решение генетических задач и составление родословных»

1




Генетические задачи, тесты




ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ЧАСОВ)

1 (52)

Основные формы изменчивости.

1




Уметь:

  • Объяснять механизмы передачи признаков из поколения в поколение.

  • Объяснять возникновение отличий от родительских форм у потомков.

  • Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.


Физика.

Дискретность электрического заряда.

Основы молекулярно-кинетической теории.

Рентгеновское излучение.

Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Таблица: «Изменчивость организмов»




2 (53)

Генотипическая изменчивость

1




Таблица: «Генотипическая изменчивость»




3 (54)

Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

1




Таблица: «Мутации»




4 (55)

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

1




Таблица: «Комбинативная изменчивость»




5 (56)

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

1




Таблица: «Фенотипическая изменчивость»




6 (57)

Лабораторная работа №5

«Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)»

1




гербарии




ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 ЧАСА)

1 (58)

Центры происхождения и разнообразия культурных растений.

1




Развивать:

  • Понятие о необходимости развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции и снижении себестоимости продовольствия.




Таблица: «Центры происхождения культурных растений»




2-3 (59-60)

Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции.

2




Фотографии, иллюстрации разнообразных сортов растений и пород животных.




4 (61)

Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

1




Статьи из периодической печати.




РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (5+ 1 (РЕЗЕРВ)=6 ЧАСОВ)

ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3+1 (РЕЗЕРВ)=4 ЧАСА)

1 (62)

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1





Изучить:

  • Понятие о биосфере, биомассе Земли, живом веществе и его функциях, круговорот веществ в биосфере.

  • Основные понятие экологии: экологические факторы (биотические и абиотические), типы питания и взаимодействий организмов в биоценозах.

  • Воздействие человека на биосферу, охрана природы, правила рационального природопользования


Уметь:

  • Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.





Неорганическая химия:
Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства.

Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физическая география:
Климат Земли, климатическая зональность.
Физика:
Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Таблица: «Структура и границы биосферы»




2 (63)

Абиотические факторы среды. Роль температуры, влажности, освещения и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

1




Иллюстрации, фотографии, гербарии животных и растений разных климатических зон.




3 (64)

Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов, причины смены, формирование новых сообществ.

Лабораторная работа №6

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

1




Таблица: «Цепи питания в дубраве»




4 (65)

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

Лабораторная работа №7

« Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме».

1




Иллюстрации, фотографии животных и растений, дополнительная литература.




ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ЧАСА)

1 (66)

Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

1







  • Анализировать видовой состав биоценозов.

  • Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.

  • Характеризовать пищевые цепи в конкретных условиях обитания.

  • Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации производства.




Дополнительная литература, статьи из периодической печати.




2 (67)

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека.

Лабораторная работа №8

«анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

1




Дополнительная литература, статьи из периодической печати.




68

Заключение

1