Главная страница


Теория и методика обучения орфоэпии в процессе подготовки учащихся к егэ



Скачать 85.94 Kb.
НазваниеТеория и методика обучения орфоэпии в процессе подготовки учащихся к егэ
Дата07.04.2016
Размер85.94 Kb.
ТипДокументы


Теория и методика обучения орфоэпии

в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ

Якуничева Е.А.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 г. Ярцево

О, прелесть русской речи чистой…

Е.Вестник

В настоящее время перед школьным образованием стоит проблема – подготовить выпускника к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

В федеральных государственных образовательных стандартах указано, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать… владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии».

В связи с этим необходимо говорить о возрастающей роли русского языка в формировании личностных и профессиональных качеств современного человека.

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще Ожегов писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».

Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного языка. Везде мы можем наблюдать нарушения и отклонения, однако в данной работе хотелось бы остановиться на акцентологической норме, ибо устная речь характеризует человека, определяет уровень его образованности и воспитанности.

К.С.Горбачевич писал: «Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры. Часто достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове (вроде новорОжденный, свеклА, перевЕдены, облЕгчит и т.п.), чтобы составить не слишком лестное мнение о его образовании, степени общей культуры, так сказать, уровне интеллигентности. Поэтому нет необходимости доказывать, как важно помочь овладеть правильным ударением в школе» [стр.85-86 – 3]

Несмотря на то, что в тестах ЕГЭ знание акцентологии проверяет только одно задание части А, эта тема является очень важной. Ведь любой человек устной речью пользуется чаще, чем письменной. Умение правильно говорить, навык правильной постановки ударения - необходимые условия успешности выпускника в будущем. Для предупреждения ошибок в речи школьников необходимо вести целенаправленную работу на уроках на протяжении всех лет обучения.

Изучив теоретический материал (работы Р.И.Аванесова, К.С.Горбачевича, Д.Э.Розенталя), мы выяснили, что правила орфоэпии имеют длительную историю: они начали формироваться вместе с национальным языком на основе московского говора и окончательно сложились во второй половине ХIХ века. Эти нормы, в основном, сохранились и в наши дни.

Нормы ударения в современном русском языке нелегки для усвоения, что объясняется двумя его специфическими чертами: разноместностью и подвижностью. Так, в чешском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. В русском же языке ударение может падать на любой слог. Подвижность объясняется тем, что русское ударение свободно перемещается с одной морфемы на другую. Например: травА – трАвы.

Для русского языка необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно разграничивает формы слова (травЫ – трАвы), во-вторых, видовые пары, в-третьих, разграничивает некоторые лексические формы, в частности, разновидности омонимов – омографы (Атлас – атлАс).

Кроме того, необходимо помнить, что русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся. В связи с этим весьма закономерен тот факт, что старые языковые формы либо постепенно отмирают, либо органично сосуществуют с новыми. Этим и объясняется наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие варианты:

  • равноправные (бАржа – баржА, Искристый – искрИстый);

  • варианты нормы, одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические;

  • допустимо-устаревшие (индУстрия – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй – запАсный) – нормативно-хронологические;

  • семантические варианты – разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию (остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение), трУсить (бояться) – трусИть (бежать)).

Соблюдение акцентологической нормы - один из наиболее сложных вопросов в школьной практике преподавания русского языка. Несмотря на важность проблемы, в школьном курсе русского языка уделяется недостаточно внимания акцентологической работе.

Для того чтобы методически грамотно построить работу с учащимися, обратим особое внимание на причины акцентологических ошибок, их виды и пути предупреждения.

Причины акцентологических ошибок.

  1. Незнание ударения иноязычного слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный.)

  2. Незнание морфологической принадлежности слова (рАзвитый – развИтый.)

  3. Влияние диалектного произношения (свЕкла, а не свеклА.)

  4. Профессиональное отклонение от нормы (рефлЕксия и рефлексИя).

  5. Отсутствие в печатном тексте ё (новорождЕнный, а не новорОжднный).

Типы акцентологических ошибок

1. В произношении кратких форм прилагательных (белА-бЕл-бЕло)

2. В выборе места ударения в полных причастиях (тренирОванный, нАчатый, прИнятый).

3. В глагольных формах (принЯть, углубИть, звонЯт, понялА).

Во многих глаголах ударение в форме прошедшего времени единственного числа женского рода падает на окончание (взялА,спалА). Только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя (гналА, прогналА, но вЫгнала). В таких же глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в начальной форме (звать – звАл, зваАло, звАли). Но аффикс -ся изменяет ударение в глаголах множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного числа (забралОсь, забралИсь). Некоторые односложные глаголы не входят в этот ряд (бить – бИла, брить – брИла, класть – клАла, красть - крАла).

4. В именах существительных (свёкла, нефтепровОд, досУг).

5. Во множественном числе имен существительных мужского рода (директорА, лЕкторы). Из форм на –а (-я) наиболее употребительным в нормативном плане являются следующие: адреса , директора, доктора, округа, ордера, паспорта, профессора. К колеблющимся случаям относятся следующие: инспекторы – инспектора, кормы – корма, отпуски – отпуска, секторы – сектора, томы – тома. Слова с ударением на конечном слоге основы образуют формы на –ы: договоры, пароходы, ревизоры и др. (единичные исключения: обшлаг – обшлага, рукав - рукава). Некоторые добавочные указания дает происхождение слов. Слова французкого происхождения (с ударными суффиксами –ер (-ёр)) сохраняют ударение на конечном слоге основы, поэтому не принимают окончания –а: актёры, гастролёры, гримёры, инженеры, офицеры, режиссёры, шофёры.

6. В наречиях (добелА, завИдно).

7. В полных прилагательных (кУхонный, знАчимый, слИвовый, грУшевый).

8. В сравнительной степени прилагательных. Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс ( длиннЕе, виднЕе). Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: (красИвее, говорлИвее ).

9. В произношении терминов (односостАвное, перехОдный глагол).

10. Неразличение омографов (Атлас-атлАс, Орган-оргАн).

На мой взгляд, будет уместным говорить детям о типах акцентологических ошибок и предупреждать их при изучении морфологии, отдельных частей речи.

Пути предупреждения акцентологических ошибок:

  • сравнительный анализ словарных статей (правомерно использовать орфоэпические словари, изданные в разное время);

  • работа с аудиозаписями, нахождение ошибок в предложенных фрагментах текста, анализ и последующее исправление орфоэпических ошибок;

  • выполнение тестовых заданий и тренировочных упражнений:

Расставьте ударения в словах: вЕроисповЕдание, танцОвщица, новорождЕнный, ломОть, Иконопись, возбужденО, начАть, нефтепровОд, экспЕрт, запломбировАть, многовековАя, упрОчение. украИнский, чЕрпать (знание), соболЕзнование, хозЯева, рассредотОчение, столЯр, увЕдомить.

Выберите слова, в которых ударение падает на первый слог: оптовый,

кедровый, торты, центнер, алкоголь, звонит, щавель, лассо, сакура, кожух, созыв, продал, приданое, баловать, кухонный, средствами, ремень, принять, значимость, генезис.

Выберите слова, в которых ударение не падает на 3 слог: арахис, алфавит, баловать, ходатайство, осужденный, дремота, еретик, обеспечение, озвучение, августовский, изобретение, удобнее, обнаружение, намерение, красивее.

Выберите слова, в которых ударение падает на последний слог: авторитет, диспансер, квартал, брифинг, каталог, жалюзи, каучук, импичмент, рудимент, плато, эскорт, эпатаж, мичман, сантиметр, лото, коммивояжёр, сервис, сервиз.

Распределите слова на группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение, и запишите их в три колонки: сироты, памятуя, позвонит, сетчатый, баловать, дремота, приняла, спешиться, маковка, ломтями, облегчить, паралич, углубить, игольчатый, корыстный, зубчатый, эксперты, документ, значимый, мытарства.

Для справки: 1) памятуя, сетчатый, значимый, маковка спешиться; 2) зубчатый, сироты, дремота, ломтями, корыстный, игольчатый, эксперты, мытарства; 3) позвонить, баловать, приняла, облегчить, паралич, углубить, документ.

От данных глаголов образуйте формы единственного числа мужского и женского рода, расставьте ударения: понять – пОнял, понялА, задать – зАдал, задалА, спать – спал, спалА, закУпорить – закУпорил, закУпорила, принять – прИнял, принялА, облегчИть – облегчИл, облегчИла, ходАтайствовать – ходАтайствовал, ходАтайствовала, группировать – группировАть, группировАла.

Прочитайте текст и расставьте ударения в «трудных» словах

Пожилой врач, эксперт в своей области, подал женщине знак рукой, и она расположилась в кресле.

- Что Вас беспокоит?

-Я работаю в кулинарии и люблю побаловать себя деликатесами: грушевым желе, сливовым вареньем, тортами с кедровыми орешками, кешью и арахисом. Все эти сладости приносят мне несказанное удовольствие. Я не могу отказать себе в моей слабости, но очень боюсь поправиться, ведь моя мечта – стать танцовщицей. Я задала себе задачу: сесть на диету, есть легкий суп (например, щавелевый), овощи (вареную свеклу) и творог, нормировать свой вес, похудеть и одновременно стать красивее. Однако вчера вечером мое намерение потерпело фиаско. Я подождала, пока моего мужа охватит дремота и он погрузится в сон, а после этого пробралась к кухонному столу, налила тарелку борща, отрезала ломоть хлеба, разорвала от нетерпения пакет сметаны, отпила половину.

- Я постараюсь Вам помочь. В этом квартале к нам прибыл известный врач из Великого Устюга. Он продал нашей клинике каталог, в нем представлены новейшие препараты для тех, кто желает сбалансировать свое питание. К препаратам прилагаются необходимые документы.

Для справки: экспЕрт, зАдал, побаловАть, деликатЕсами. грУшевым, слИвовым, тОртами, кедрОвыми, кЕшью, арАхисом, несказАнное, танцОвщицей, задалА, щавЕлевый, варёную свёклу, твОрОг, нормировАть, одноврЕмЕнно, красИвее, облегчИть, намЕрение, фиАско, подождалА, дремОта, погрузИтся, пробралАсь, кУхонному, налилА, ломОть, разорвалА, отпилА, квартАле, прИбыл, из Великого Устюга, прОдал, каталОг, сбалансИровать, докумЕнты.

Можно предложить ученикам составить свой текст, используя «трудные» с точки зрения акцентологии слова.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть нашей культуры, поэтому не нужно забывать, что вопрос о чистоте языка – не только языковая проблема. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили «звОнит» или «красивЕе», надо добиться того, чтобы человек испытывал трепетное и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его красоту и благозвучность.

Список литературы

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М., 1984.

  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Междунар. Отношения, 1993.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1978.

  4. https://festival.1september.ru/

  5. https://0ve.ru/anglijskij/