Главная страница


Тестирование как один из эффективных способов проверки знаний учащихся (выступление на мо)



Скачать 61.19 Kb.
НазваниеТестирование как один из эффективных способов проверки знаний учащихся (выступление на мо)
Дата18.04.2016
Размер61.19 Kb.
ТипТесты

Бутырина Е.И.
Тестирование как один из эффективных способов

проверки знаний учащихся

(выступление на МО)
Сегодня часто говорят об объективных способах проверки знаний учащихся, возможности отслеживать их продвижение от незнания к знанию. И одним из известных методов педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование и т.д., наиболее ценным для обучения математики является именно метод тестирования.

Этот метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности так как:

  • соблюдается равенство условий проведения работы и оценки результатов для всех учащихся,

  • валидности, т.е. пригодности теста для измерения того, что он по замыслу составителя должен измерять,

  • надёжности или устойчивости результатов постоянства показателей при повторном тестировании

Тест предусматривает применение учебного материала для решения практических и теоретических задач, может использоваться как на любом  уровне учебной деятельности. Кроме того, тест с выбором ответа связан с деятельностью в ситуации выбора приемлемого и отклонения неприемлемого, с чем каждый человек встречается на каждом шагу.

Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д.

Разработка тестового контроля включает следующие этапы:

  • определение целей тестирования (прогностические - связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические - связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь);

  • отбор и упорядочивание заданий;

  • компоновка тестов по блокам;

  • апробация;

  • проведение тестовых испытаний.

Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

  • информационные навыки (узнает, вспоминает);

  • понимание (объясняет, показывает);

  • применение (демонстрирует);

  • анализ (обдумывает, рассуждает);

  • синтез (комбинирует, моделирует);

  • сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Это позволяет определять уровень сложности теста.

Оценочные шкалы:

Количественная: абсолютная и относительная.

Порядковая: ранговая (рейтинговая), дескриптивная (аналоговая и знаковая).

Преимущество количественных шкал - их простота и определенность. При тестировании чаще всего используются относительная и рейтинговая шкалы.

Уровни тестов

В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней усвоения.

Первый уровень означает приобретение обучаемым знаний - знакомств, с помощью которых он способен узнавать то или иное явление в ряду ему подобных. Для достижения этого требуется обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была представлена в процессе обучения.

Второму уровню соответствуют знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти.

Третий уровень означает приобретение обучаемым способности решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения.

На четвертом уровне, обозначаемом как уровень трансформации или творчества, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях.

Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.

Для проверки качества усвоения на первом уровне используются тесты на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).

Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнения действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения.

Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнение или подстановку , тесты на понимание и воспроизведение.

Тесты третьего уровня требуют умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования.

Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной незнакомой ему ситуации.
Свойства тестов

Тесты должны обладать следующими свойствами:

- валидность (адекватность, обоснованность);

- определенность (общепонятность);

- надежность;

- практичность;

- простота в использовании;

- прогностическая ценность.

Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.д.), для оценки которого он предназначен.

Выделяют три типа валидности:

  • содержательная - дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного учебного предмета и насколько данные задания пригодны для оценки знаний по этому предмету.

  • эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста,

  • концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.

Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приводит к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)

Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности.

При составлении тестов должны учитываться следующие требования:

  • строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;

  • простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос,

  • однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть, безусловно и однозначно понятными учащимся.

  • Опыт показывает, что и сами ученики предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.

Существует две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов“ и “напиши правильный ответ”. Вторая форма сложнее для тестируемого, т.к., во-первых, предполагает наличие хороших навыков работы на ЭВМ, во-вторых, предполагает абсолютную грамотность ученика при выдаче ответа, в-третьих, каждый ответ может иметь различную степень подробности и оценка правильности ответа будет затруднена, в-четвертых, из-за перечисленных ранее причин такое тестирование достаточно длительный процесс.

Поэтому, как правило, на экзаменах используется первая форма организации тестов по принципу “выбери ответ из предложенных вариантов”, которая обеспечивает относительно простой диалог с тестируемым и, как следствие, быстроту прохождения теста, для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Такая простота выдачи ответа не отвлекает учащегося от предметной сути поставленного перед ним вопроса.

Преимущество такой организации тестирующей программы заключается еще и в простом критерии правильности ответа: совпадение номеров действительно правильного ответа на вопрос теста и ответа, данного учеником.

Однако такая организация теста имеет и недостаток: наличие “скрытой” подсказки на вопрос - выбирать ответ гораздо легче, чем писать его полностью самостоятельно. Поэтому следует тщательно выбирать варианты ответов. Хотя бы некоторые из них должны быть достаточно правдоподобны и учитывать наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые учащимися.

Таким образом, тесты способствуют развитию умственной деятельности, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала.