Главная страница


Тезисы доклада «Подготовка к егэ по русскому языку (часть С). Аргументация собственного мнения по проблеме»



Скачать 98.74 Kb.
НазваниеТезисы доклада «Подготовка к егэ по русскому языку (часть С). Аргументация собственного мнения по проблеме»
Дата10.04.2016
Размер98.74 Kb.
ТипТезисы

Тезисы доклада

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С).

Аргументация собственного мнения по проблеме».

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Цветнопольская СОШ»

Федосова Раиса Ивановна

Проблемы обучения русскому языку в школе сегодня вызывают живейший интерес не только у методистов и учителей, но и у широкой общественности. Подобное положение закономерно, поскольку в каждом национальном языке отражено мировоззрение народа, осознаваемое в контексте культурных традиций. По образному выражению К.Д. Ушинского, язык является «самой живой, самой обильной и прочной связью, соединяющей отжившие, живущие и будущие поколение в одно великое, историческое живое целое».

Одновременно с накоплением и передачей знаний происходит пополнение личного потенциала языковых средств и развитие речевых умений. Убогая, неразвитая речь тормозит обучение, воспитание, формирование личности. Вот почему на современном этапе важно сформировать языковую личность нового типа. Результатом образования должны стать фактически усвоенные знания и компетенции, личностное развитие, самостоятельность и творческий поиск, способность продолжить образование на более высоком уровне.

Подробный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку, представленный в «Итоговом аналитическом отчете о результатах проведения ЕГЭ» показывает, что выполнение заданий первой части (А) обычно не вызывают у обучающихся особых затруднений. Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с комментарием проблематики текста (К2), с интерпретацией содержания текста, неумением обосновать свою позицию аргументами из художественных, исторических и публицистических произведений (К4). Во многих сочинениях выпускников встречаются нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности.

Действительно, для многих выпускников при написании сочинения из части С ЕГЭ одним из трудных является правильный подбор аргументов.

Сегодня познакомлю вас с формами работы, которые я использую в своей педагогической деятельности, готовя обучающихся к аргументации собственного мнения при написании сочинения. Начну с результатов моих выпускников.

Результаты ЕГЭ по русскому языку выпускников МКОУ «Цветнопольская СОШ»

Год

Класс

Кол-во уч-ся

Успеваемость

Средний

балл

Высший балл

2008

11

20

100

59

75

2010

11

16

100

59,1

72

2012

11

12

100

61,7

87

2013

11

15

100

68,8

92

На уроках русского языка необходимо совершенствовать лингворечевые знания и умения учащихся, т.е. учить их работать с текстом: понимать не только его содержание, но и оценивать роль языковых единиц в тексте. Приобретая умение анализировать текст, учащиеся осваивают механизмы построения монологической письменной речи, заложенной в системе языка. При работе над комплексным анализом, наряду с повторением правил орфографии и пунктуации, обращаю внимание на проблемный характер текста, на позицию автора, тип и стиль речи, на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор воздействует на читателя.

Чтобы получить на ЕГЭ максимальный балл за часть "С", прежде всего нужно знать, как оценивается работа. То есть, те критерии оценки, которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе вашей работы. Следует отметить, что оценивается не работа в целом, а отдельно каждая составляющая. Критерии оценки сочинения по русскому языку: формулировка проблем исходного текста, комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отражение позиции автора исходного текста, аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, точность и выразительность речи, соблюдение орфографических норм, соблюдение пунктуационных норм, соблюдение языковых норм, соблюдение речевых норм, соблюдение этических норм, соблюдение фактологической точности в фоновом материале. Эти нормативы представляют для нас большую ценность, потому что теперь мы знаем, в каком направлении работать и на что обратить особое внимание.

Алгоритм действий в процессе подготовки к сочинению.

1. Проблема, над которой размышляет автор.

2. Комментарий.

3. Авторская позиция

4. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

5. Первый аргумент.

6. Второй аргумент.

7. Вывод (заключение).

8. Закончив работу над сочинением, вчитайтесь в него ёще раз, проверьте логику, связи между абзацами, доказательность и, конечно, орфографию и пунктуацию.

Какой может быть проблема (какая?)

- злободневная,

- актуальная,

- острая,

- важная,

- основная,
- серьезная,


- назревшая,

- общественно значимая.

Предлагаю вашему вниманию основные проблемы в предложенных для анализа текстах на ЕГЭ по русскому языку в Омской области за последние три года (буклеты).

К сформулированным проблемам обучающиеся приводят доказательства из художественной литературы, составляя таблицу аргументов.

Что такое комментарий?(К2)

Комментарий – 1. Пояснение, 2. Примечание. 3. Толкование. (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)

Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание, толкование исходного текста. Необходимо написать об исходном тексте так, будто читающий его не знает. Следовательно, нужно сухое изложение тех моментов, которые прокомментируют данную проблему.

Цель комментария – углубиться в проблему, конкретизировать, уточнить её.

При создании комментария следует учесть:

1. Комментарий и пересказ различаются тем, что, пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, говорим о том, что делает автор текста.

2. В комментарии не должно быть пересказа всего текста или отдельных его частей, общих рассуждений о тексте, комментария о действиях героя текста.

3. Нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблемы в отрыве от текста.

4. Не забудьте оценить степень актуальности поднимаемой проблемы, объяснить, в чём ее актуальность.

5. Укажите, чем вызван интерес автора к проблеме. Позиция автора – ответ на вопрос, поставленный при определении проблемы текста.

6. Необходимо не формулировать позицию автора «вообще», а показать мнение автора по проблеме. Написать, какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения. Указать, типична ли ситуация, изображенная автором.

7. Указать, на каком жизненном / литературном материале строится текст*? На какие факты, детали обращает внимание автор?

8. Укажите, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.

9. Отметить, с каким настроением пишет автор (грустная ирония, сарказм, печаль, радость и т. п.).

10.* Упомянуть, как эту проблему рассматривали другие авторы.

11.* Написать, к каким выводам автор подводит читателя.

12. Для создания комментария можно использовать клише:

- автор считает...

- автор придерживается мнения...

- показывает справедливость...

- выражает своё отношение к …

- иллюстрируя свою позицию, автор...

- приводит пример...

Например,

автор предложенного для анализа текста, размышляя о развитии языка, повествует о том, что в последнее время заимствования из других языковых систем приобрели масштабный характер. С. Казначеев с грустью пишет, что письменная форма русских слов искажается тем, что в устоявшиеся кириллические написания внедряются латинские и иные графические символы. Это, в свою очередь, ведет к нарушению функционирования языка, «к размыванию веками устанавливавшихся норм».

Отражение позиции автора исходного текста (К3).

Размышляя о  …, автор приходит к выводу: «…».

Авторская позиция понятна. Автор уверен (убеждён, считает, очень эмоционально отстаивает идею…)

Несомненно, автору удалось доказать…(в предельно сжатой, но вместе с тем в яркой, эмоциональной форме передать..). Автор не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает  ярко, эмоционально:…(цитата).

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме (К4).

При работе учесть следующее:

1. Аргументация – приведение доказательств, примеров для обоснования какой-либо мысли перед читателем. Цель аргументации – воздействие для создания определённого понимания. Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса и логично встраиваемые в текст, служащие основанием для выводов.

2. Для доказательства можно использовать следующие виды аргументов:

- ссылки на авторитеты ( мнение известного человека, пословица, афоризм и др.).

- рациональные (факты, статистика, законы, теории, аксиомы и др.).

3. Используйте один из способов аргументации:

- традиционная (тезис – доказательство – вывод);

- убеждение, в котором важно показать, почему это выгодно или во имя чего это совершается, стиль убеждения должен быть корректным

обратная (предположения – аргументы - вывод)

Не забудьте, что:

тезис должен быть логически определённым, ясно и точно сформулированным;

аргументы должны быть истинными;

для эффектной аргументации необходимо располагать аргументы по степени значимости;

- вывод должен быть заключением, логически следующим из аргументов.

4. Используйте для оформления аргументации речевые стереотипы:

Речевые стереотипы для расположения аргументов

Речевые стереотипы для введения аргументов

Речевые стереотипы для подведения итогов

Во-первых,... во-вторых, ...

… это одно. Другой пример (факт, случай)...

Далее следует...

Далее...

Следующий аргумент...

И наконец, такой факт...

Ну и... И ещё... И потом...

На основании...

исходя из...

В соответствии...

В связи с тем, что...

Учитывая, что...

Ввиду...

По причине...

В силу того, что...

так как...

…, потому что...

Одним словом, ...

Следовательно, …

Итак,...

Таким образом, приходим к выводу...

Можно сделать вывод...

Попробуем обобщить сказанное... (то, что было сказано...)

Подведём итог...

Обучающиеся часто выступают в роли экспертов при анализе готовых сочинений, анализируют сочинения, исходя из критериев оценивания части С.

Работают с готовыми фрагментами из сочинений, выполняя задание: определить, к какой композиционной части может относиться каждый из фрагментов.

Учатся восприятию слова великих людей. Задание: подтвердите истинность каждого афоризма, подобрав примеры из истории или литературы. Например:

Афоризм

Проблема, заявленная в афоризме

Литературный или исторический аргумент, подтверждающий афоризм

Остаться человеком, пройдя через мясорубку жизни, - это не озлобиться, сохранить оптимизм, не утратить чувства Родины (Ж.Ж. Руссо, французский мыслитель)

Как остаться человеком, пройдя через испытания жизни?

Этой проблеме посвящен рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Через что же пришлось пройти Андрею Соколову в жизни? И война, и плен, и потеря близких... Несмотря ни на что, он остался человеком, не утратил чувства Родины и продолжает жить дальше. Андрей Соколов нашел то, ради чего нужно жить. И мы верим, что у него хватит сил поднять Ванюшу на ноги и выстоять в любых жизненных ситуациях.

Чтение формирует человека

Какую роль играет книга в жизни человека?

Как чтение влияет на формирование человека, об этом размышляют многие писатели. И один из самых ярких примеров — судьба писателя Максима Горького. Без чтения, без тех книг, которые он начал читать еще «в людях», не смог бы мальчик противостоять тем «свинцовым мерзостям» русской жизни, не стал бы великим писателем. Об этом Горький пишет в автобиографической трилогии: «Детство», «В людях», «Мои университеты». Книги были настоящими наставниками Алеши Пешкова. В них он находит отважных и справедливых людей, непохожих на окружающих.

Таким образом, Горький показывает нам, как воздействует книга на человека, какие нравственные уроки он извлекает из нее.

При подготовке к сочинению (часть 3.С) использую в своей практике: интегрированные уроки русского языка и литературы, анализ литературных текстов из учебников литературы для 5-8 классов, анализ текстов из сборника изложений для 9 класса, составление таблицы аргументов по проблемам и создание банка аргументов, участие в телекоммуникационных проектах («Тайна 5 «К» (I место), «Занимательная грамматика» (III место)), работа в тест - классах, работа с тетрадями пробелов в знаниях учащихся при выполнении части 3.

Такая система работы помогает обучающимся не только найти нужные аргументы для сочинения, но и позволяет привить любовь к чтению, воспитывать внимательного и вдумчивого читателя, умеющего рассуждать и отстаивать свою точку зрения.