Главная страница


Тики в 6 классе средствами технологии проблемного обучения



Скачать 123.73 Kb.
НазваниеТики в 6 классе средствами технологии проблемного обучения
г.о. Самара
Дата18.04.2016
Размер123.73 Kb.
ТипУрок


«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

на уроках математики в 6 классе средствами

технологии проблемного обучения»
Выполнила:

Юртаева Ксения Юрьевна,

учитель математики

МБОУ ОШИ № 1 г.о. Самара


2014г.

Оглавление
I. Вводная часть

1. Актуальность ИР

2. Цель и задачи ИР

3. Ожидаемые результаты

II. Основная часть

1. Теоретическое описание модели

2. Описание изменений в образовательном процессе:

2.1. Содержательно-технологический блок

2.2. Контрольно-оценочный блок

3. Ресурсный блок (условия)

III. Заключение

IV. Информационные источники
I. Вводная часть

 В 2009-м году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Что с тех пор изменилось?

Ученик как изучал таблицу умножения, так и будет ее изучать, как учился правописанию, так и будет учиться писать.  А вот деятельность учителя   с введением новых стандартов должна измениться. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы главное место на уроке отводилось самостоятельной познавательной деятельности ученика. Не учить, а научить учиться.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Кроме того, с введением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Однако учитель в своей повседневной деятельности при формировании УУД постоянно сталкивается с теми или иными проблемами.

Так в ФГОС основного общего образования прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, например, требования к кадровым условиям включают:

  • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

  • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

В этой связи возникает первое противоречие: образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Но на практике зачастую квалифицированных кадров в ОУ не хватает.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

В этой связи возникает второе противоречие: школа должна быть укомплектована учебниками, позволяющими формировать у обучающихся различные УУД. Но большинство учебников и УМК содержат очень малый процент заданий, направленных на формирование именно коммуникативных УУД (около 5% заданий).

Кроме того, современное образование нацелено не только на обучение коммуникации, но и на успешную сдачу ЕГЭ. Из этого исходит третье противоречие – как подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ, развив при этом его ключевые компетентности, коммуникативные и творческие способности? Расставить приоритеты становится трудно и образование часто решает только одну из представленных задач.

На основе выявленных противоречий можно увидеть и сформулировать профессиональные проблемы: имеющиеся методы и средства не позволяют сформировать у учащихся коммуникативные компетенции, эффективно оценить сформированность метапредметных результатов обучения.

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней предлагается выход из сложившейся ситуации, а также рассматриваются различные формы заданий для учащихся, которые позволят добиться поставленных результатов.

Цель работы: формирование у детей коммуникативных УУД на уроках математики в 6 классе средствами технологии проблемного обучения.

Задачи:

  • изучить теоретический материал по теме;

  • формирование навыков планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • развитие умения разрешать конфликты;

  • формирование навыков управления поведением партнера;

  • развитие умения с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • развитие монологической и диалогической форм речи.

Основная идея проекта: построение работы с обучающимися, которая позволяет формировать у них коммуникативных УУД и в то же время эффективно подготовить выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Зная проблему, можно искать пути ее решения. Чтобы искать пути, необходимо выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы. Если посмотреть ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) то можно увидеть, что в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы основного общего образования ученик, может приобрести (и будет иметь), следующие качества: умеет организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  умеет работает индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулирует, аргументирует и отстаивает своё мнение. Осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирует и регулирует свою деятельность;  владеет устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

II. Основная часть

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Виды коммуникативных действий:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

– умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

• 1 этап – вводно-мотивационный. 

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) 

• 2 этап – открытие математических знаний. 

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

• 3 этап – формализация знаний. 

Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. 

• 4 этап – обобщение и систематизация. 

На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер. 

Основой развития коммуникативных умений  является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

  • диалог в большой группе (учитель – ученики);

  • диалог в небольшой группе (ученик –ученики);

  • диалог в паре (ученик – ученик).

Примеры заданий, направленных на развитие коммуникативных УУД. 

Игра «Танграм». Квадрат размером 15х15 (10х10) разрежьте так, как показано на рисунке. Попробуйте собрать подсвечник, свечу, букву Е.

Эту игру можно использовать вначале урока при групповой работе для сплочения группы, или в конце урока как индивидуальную. Ее можно применять не только на уроках математики, но и во внеурочной деятельности, и на других уроках.

Применяются такие задания как:

  • Составь задание партнеру 

  • Отзыв на работу товарища

  • Групповая работа по составлению кроссвордов 

  • «Подготовь рассказ на тему…» 

  • «Объясни …» 

Развитие умения задавать вопросы. Формирование умения поиска ответа, пробуждая потребность познаний, приобщая школьника к умственному труду.

Задание «На какой вопрос дан ответ?»

Ученик выходит к доске, вслух отвечает на вопрос, написанный на карточке. Например:

  • это число делится на два (отвечает на вопрос какое число называется четным?)

  • надо к собственной скорости прибавить скорость течения (как найти скорость по течению)

  • это треугольник, у которого все стороны равны (какой треугольник называется равносторонним) и т.д.  

Учась задавать вопросы, ребята невольно готовятся к ОГЭ, в котором есть задание "Укажи правильные ответы".

Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность учителя. Поэтому необходимо, чтобы педагог обладал высоким уровнем знаний (знанием методик обучения и воспитания, психологии школьника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:

- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);

- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);

- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);

- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.).

Т.е. необходимы кадровые изменения. К кадровым изменениям относится: привлечение к работе педагога-психолога. Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п.3.2.5 Стандарта. Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационным справочнике должностей руководителей, специалистов  и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Достаточно хорошая научно-педагогическая подготовка специалистов в области дошкольного образования позволит расширить диапазон их профессионального интереса - от сугубо методической литературы до новых данных психолого-педагогических и социальных исследований. А также педагоги, ставшие па путь инновационной деятельности, будут способствовать внутреннему преобразованию системы обучения и воспитания, что может гарантировать ее постоянное самосовершенствование и развитие.

Научно-методическое обеспечение -  целая система форм повышения педагогической культуры, внедрения научно-педагогической культуры, научно-педагогических разработок и стимулирования педагогического творчества, учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы), для получения знаний по данной теме.

Оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие.

Основные критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

  • учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Коммуникация как кооперация.

Основные критерии оценивания:

  • умение договариваться, находить общее решение,

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Коммуникация как условие интериоризации.

Основные критерии оценивания:

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

III. Заключение

Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна научить учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать. А в этом поможет формирование УУД в том числе коммуникативных.




Информационные источники

  1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

  4. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М.: Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

  5. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.

  6. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

  8. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М.,2005.