Главная страница


Требования фгос к результатам образования (предмет биология) Пояснительная записка



Скачать 380.57 Kb.
НазваниеТребования фгос к результатам образования (предмет биология) Пояснительная записка
страница1/2
Дата18.04.2016
Размер380.57 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2



ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

(предмет биология)

Пояснительная записка
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» вводится ФГОС ОО. Его цель: обеспечить высокое качество современного образования. ФГОС ОО имеет принципиально новую концептуальную, методологическую основу, систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ, а так же программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Всё это требует овладения современными компетенциями в области профессиональной деятельности педагога, повышения уровня его профессиональной подготовки, повышения квалификации. Для этого необходимо своевременно проходить курсы «Актуальные вопросы реализации ФГОС общего образования».
ФГОС ОО ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ
ФГОС представляет собой систему трёх взаимосвязанных требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС НОО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, ФГОС ООО утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897. Данный документ регламентирует уклад школьной жизни.

В его основе лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества российского образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

Методологические основы стандарта изложены в «Фундаментальном ядре содержания общего образования» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Фундаментальное ядро содержания общего образования определяет:

  1. систему базовых национальных ценностей, определяющих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, характер отношения человека к семье, обществу, государству, труду, смыслу человеческой жизни;

  2. систему основных понятий, относящихся к областям предметных знаний, представленных в средней школе;

  3. систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Функции ФГОС:

  1. обеспечение права на полноценное образование посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» получения гражданами РФ качественного образования, являющегося залогом развития полноценной личности;

  2. обеспечение единства образовательного пространства страны за счёт инвариантного содержания базисной части образовательного стандарта в условиях перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования;

  3. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

  4. Обеспечение преемственности образовательных программ дошкольного, начального, основного среднего общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования;

  5. содействие сохранению и развитию культурного и языкового наследия многонационального народа РФ, обеспечение права изучения родного языка, права получать начальное общее образование на родном языке;

  6. обеспечение демократизации образования через развитие форм государственно-общественного управления, предоставление педагогическим работникам права выбора методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, использование разных форм образовательной деятельности обучающихся;

  7. формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, особенно одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.


ФГОС: структура и содержание
Отличием нового ФГОС от стандарта первого поколения является следующее:

Стандарт первого поколения содержал два компонента: требования к структуре основных образовательных программ и требования к обязательному уровню подготовки выпускников.

ФГОС ОО нового поколения включает три вида требований:

  1. Требования к структуре образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и её объёму, а также к соотношению обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим….

  3. требования к результатам освоения образовательных программ.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 9 основные общеобразовательные программы:

    • определяют содержание образования;

    • направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

    • обеспечивают реализацию ФГОС с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы осуществляется самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы общего образования, которая разрабатывается в настоящее время в соответствии со структурой, утверждённой в Стандарте.

Общеобразовательная программа общего образования должна содержать следующие разделы:

  1. пояснительная записка,

  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

  3. базисный учебный план;

  4. программа формирования УУД у обучающихся;

  5. примерные программы отдельных предметов,

  6. примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания;

  7. примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. примерная программа коррекционной работы;

  9. система оценки достижения, планируемых результатов освоения образовательной программы.

Примерные программы отдельных учебных предметов служат ориентиром для разработчиков соответствующих рабочих и авторских программ, позволяющих на их основе реализовать приоритетные содержательные линии, этнокультурные традиции, включать дополнительные доступные учащимся технико-технологические приёмы, виды работ на основе предложенных содержательных вариантов (тематического планирования) или составления собственного. Обязательно должны быть представлены основные задачи реализации содержания обязательных учебных предметов.

Соответственно, каждый изучаемый предмет в соответствии со Стандартом должен иметь примерную программу, включающую

  • пояснительную записку,

  • разделы, отражающие:

    • общую характеристику учебного предмета,

    • описания его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания;

    • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,

    • основное содержание учебного предмета,

    • примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся,

    • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

третьим видом требований в соответствии с Законом РФ «Об образовании» являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. Под образовательными результатами понимают «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы подразделяют на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоение универсальных способов деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки)

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенние обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Рассмотрим основные требования к результатам обучения биологии.
Требования к результатам обучения по биологии.
(Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание.- Москва. Просвещение. 2010г. – 79 стр.

Стандарты второго поколения)


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам

1. умение овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы); и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Таким образом, принципиальным отличием новых Стандартов является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
РИСКИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС


  • риск негативного отношения к Стандарту работников общего образования. Это могут быть как административные работники, так и педагоги,

  • риск негативного отношения к Стандарту населения, в том числе родителей,

  • риск неготовности обучающихся к получению образования в новых условиях,

  • риск неэффективного управления, администрирования процессом введения Стандарта,

  • риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля над соблюдением Стандарта,

  • риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы.


ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основе обучения был положен объём ЗУН, который необходимо было освоить выпускнику. Однако в наше время стало очевидным, что предметные ЗУН не гарантируют успешной социализации выпускника в обществе, умения работать в команде, быть гражданином и патриотом своей Родины.

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) ОО определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Таким образом, в широком смысле УУД – это саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного освоения нового социального опыта. В более узком смысле УУД означает совокупность действий учащихся, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Функции УУД:

  • обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений, навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер УУД заключается в следующем:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;

  • обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.


Психолого-педагогические основы возникновения УУД
Теоретико-методологическим обоснованием формирования УУД служит системно-деятельностный подход, который базируется на положениях научной школы Л.С. Выготского, А,Н, Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.

Системно-деятельностный подход рассматривается как биопсихосоциальная система, функционирующая одновременно в нескольких больших системах: семейной, образовательной, социальной и профессиональной. Л.С. Выготский писал: «Обучение осуществляет ведущую роль в умственном развитии прежде всего через содержание усваиваемых знаний. Обучение ведёт за собой развитие. Однако ведущим является далеко не всякое обучение. Обучение, ведущее за собой развитие, должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка».

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Галперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определённого класса задач. Для этого необходимо создать определённую систему условий, которая включает:

  1. условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;

  2. условия, обеспечивающие отработку, то есть воспитание желаемых свойств способа действия,

  3. условия, позволяющие уверено переносить выполнение действий из внешней предметной среды в умственный план.

Выделяют 6 этапов усвоения действий:

  1. этап. Создание мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала.

  2. этап. Становление схемы ориентировочной основы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для качественного выполнения действия.

  3. этап. Формирование действия в материальной форме.

  4. этап. Преобразование материальной формы во внешнеречевую.

  5. этап. Перенос внешней речевой деятельности в плоскость внутреннего, умственного плана.

  6. 6этап. «Скрытая речь» приобретает форму собственного умственного действия.

Овладение учащимися УУД в контексте учебных предметов ведёт к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умения учиться. Рассмотрим более подробно УУД предусматриваемые ФГОС.

Личностные универсальные учебные действия направлены:

— на личностное самоопределение;

— на развитие «Я-концепции»;

— на смыслообразование;

— на мотивацию;

— на нравственно-этическое оценивание.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на ориентировку в ситуации;

— на прогнозирование;

— на целеполагание;

— на оценивание;

— на принятие решения;

— на самоконтроль;

— на коррекцию.

Познавательные универсальные учебные действия содержат:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на создание гипотез, сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

— задачи на смысловое чтение.

Коммуникативные универсальные учебные действия направлены:

— на учёт позиции партнёра;

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— на передачу информации и отображению предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков;

— ролевые игры;

Таким образом:
Универсальные учебные действия (УУД)


  1. Обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию

посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта


  1. Функции универсальных учебных действий «Учусь в общении»:

1. Регуляция учебной деятельности

  • принятие и постановка учебных целей и задач,

  • поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,

  • контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности

  • готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться,

  • формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,

  • развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

3. Обеспечение успешности обучения

  • успешности усвоения знаний, умений и навыков;

  • формирование целостной картины мира;

  • формирование компетентностей в любой предметной области познания




  1. Виды универсальных учебных действий

  • Личностные

  • Регулятивные

  • Познавательные

  • Коммуникативные


УУД


Название УУД

Документ, программа

Действия ученика

ФГОС

Примерная ООП

Программа «Формирование УУД»

Познавательные

- общеучебные;

- логические;

- постановка и решение проблем

- рефлексивное чтение;

- умение ставить проблему и аргументиро-вать ее актуальность;

- самостоятельно проводить исследования, выдвигать и проверять гипотезы;

- организовывать исследования с целью проверки гипотез;

- аргументировать ответ.

общеучебные,

логические учебные действия,

постановку и решение проблемы.



Выдвигать гипотезы:

Доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу;

Проводить эксперимент, исследование

Обобщать предметные понятия;

Сравнивать, анализировать;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Структурировать текст, выделять главное, второстепенное;

Использует различные информационные ресурсы.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества;

- постановка вопросов;

- построение речевых высказываний;

- лидерство и согласование действий с партнёром.

- учитывать, разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудниче- стве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументиро- вать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;


• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

• постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов , принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Выражает собственное мнение и позицию, устанавливаеет и сравнивает разные точки зрения, аргументирует собственное мнение, организует осуществляет взаимный контроль, взаимопомошь.

Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, использует адекватные языковые средства, отображает в речи содержание совершаемых действий, полно передаёт партнёрам информацию.

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка

- целеполагание, постановка новых целей, преобразование практической задачи;

- самостоятельно анализировать условия достижение цели;

- устанавливать целевые приоритеты;

-уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

• целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

• контроль

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,

• саморегуляция


- планируют, рефлексируют;

- ориентируются в ситуации;

- прогнозируют результат;

- обозначают цель;

- принимают решения;

- корректируют;

- проводят самоконтроль;

- оценивают свою деятельность.


Личностные

- смыслообразование;

- нравственно-эстетическое оценивание;

- самопознание и самоопределение;



формирование:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу в старшее звено, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.


• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразо- вание, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, • нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающее личностный моральный выбор.



Освоение моральных норм,

Развитие морального самосознания,

Формирование ценностных ориентаций



Формирование УУД на уроках биологии.
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии неразрывно связано с условиями развивающего и проблемного обучения, а также с профильным обучением в старших классах, поэтому важно учитывать следующие факторы:

Формирование предметной компетентности.

Эколого-биологические знания - это основа для формирования научной картины мира, осознанию роли человека в системе естественного мира. Исходя из практики, могу сказать, что не более 10% выпускников выбирают профессию связанную с биологией, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, так как от экологического состояния окружающей среды, во многом зависит собственное здоровье и здоровье окружающих.

Задача педагога: показать воспитанникам значимость эколого- биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, посредством практических работ: экскурсий, экологического мониторинга, воплощенных проектов по озеленению школьной территории и территории подшефных детских садов, созданию творческих работ, таких как «Образы Земли», «Вода – источник жизни», фоторабот «Как прекрасен этот мир», найти такой подход, который не оставит равнодушными и «физиков» и «лириков» школьного братства , поможет осознать каждому высочайшую ценность жизни.

Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Известно, что тот, кто добывает знания самостоятельно, запоминает до 60 % информации, объяснение учителя обеспечивает не более 20% материала , поэтому задача педагога: организовать работу на уроке так, чтобы на первых этапах обучить детей самостоятельно добывать знаниям, а затем и применять их на практике. Важно грамотно подбирать материал, который должен быть интересен ученику, вызывать у него удивление, желание познать новое. Навыки самостоятельной работы школьников совершенствуются в ходе опытнической, научно- исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Формирование информационной культуры.

Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, необходимо предоставить ученику возможность работать на уроке не только с материалом учебника, но и интернет ресурсами, Важно предоставить ребёнку информацию, какие интернет ресурсы несут достоверную информацию, чтобы свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать ее из разных источников.

Следовательно, задача педагога научить детей работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.

Развитие мышления.

Существует мнение, что далеко не каждый ребёнок обладает хорошо развитым логическим мышлением, и это действительно так. Но! У нас всегда есть возможность научить детей основным логическим операциям: сформировать умение вычленять главное, научить анализу, то есть при сравнении сначала вычленять общее, затем – отличия. Развивать умение выстраивать логические цепочки от общего к частному и наоборот.

Задача учителя: использую методы образного и логического видения, метод фактов, метод гипотез помочь развитию логического мышления обучающихся, помочь детям найти пути решения задач творческого характера, научиться использовать ранее полученный опыт в новых нестандартных условиях.

Развитие творческих способностей.

Задача учителя: стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: в прикладном искусстве, в создании литературных шедевров, проектов и презентаций, фотоколлажей.

Формирование коммуникативной компетентности и толерантности.

Как важно, чтобы ребёнок научился слушать и слышать окружающих, доносить литературным языком грамотно и корректно свои мысли, уважать мнение других, умело дискутировать..

Задача учителя: создать необходимые условия для формирования данной компетентности, организуя работу в парах, группах, вовлекая учеников в проектную деятельность. При этом крайне важно учитывать психологические особенности учеников, желательно создавать мобильные группы.

Создание психологически комфортной среды.

Чтобы создать здоровье сберегающую среду, деловую атмосферу сотрудничества, важно установить субъектно-субъектные отношения между педагогом и учеником.

Задача учителя: организовать совместное сотрудничество с коллективом психологов школы, учитывая уровень тревожности детей, их интересы способствовать формированию рефлексивных качеств.

Развитие регулятивных умений

Развитие личности не возможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и в жизненных ситуациях.

Разнообразие учебной деятельности.

При анкетировании учеников мы выясняем, что детям не всегда интересна лекционная форма работы, где они много пишут, но мало говорят, поэтому педагогу очень важно владеть различными технологиями обучения. Наиболее высокие результаты при контрольном тестировании в моей практике дают технологии проблемного и личностно- ориентированного обучения, использование методики деловых игр на обобщающих уроках, технологии проектной деятельности и педагогических мастерских в деятельности внеурочной.

Задача учителя; своевременно пополнять свой «багаж» педагогических форм деятельности.

Здоровьесберегающий аспект.

Общение друг с другом, природой развивает интеллектуально- творческие способности школьников и укрепляет их здоровье. Важное значение имеют физкультминутки в переходном 5 классе на уроках природоведения, смена форм деятельности во время урока, экскурсии, полевые практики на уроках естественнонаучного цикла.

Задача педагога: методически грамотно, рационально организовать урок с учётом здоровья детей.
Для успешного формирования УУД, при поборе заданий и формулировке проблемных вопросов можно использовать конструкт задач (Л.С. Илюшина)
КОНСТРУКТОР ЗАДАЧ (Л.С. ИЛЮШИН)


Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте…

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяю-щий…

23.Проанализируйте

структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план,

позволяющий (пре-

пятствующий)…

37.Определите, какое

из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…


38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определён-

ном

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую

(свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформу-

лируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите

возможный

(наиболее

вероятный)

сценарий

развития…

41.Оцените возмо-жности…

для…

7.Прочитайте самостоятельно…

14.Приведите пример того, что (как, где)…

21.Рассчитайте на основании данных о…

28.Выявите принципы, лежащие в основе…

35.Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42.Проведите экспертизу состояния…


Данные вопросы в системе развития УУД хорошо использовать на уроках проблемного характера, так как проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний, при этом ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знания; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний, к тому же в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах.

На таком уроке следует выделять 4 звена научного творчества.
Звенья научного творчества


НАЗВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ

1.Постановка проблемы

  • Создание проблемной ситуации

  • Освоение противоречия

  • Формулировка проблемы

Выяснение противоречия в проблемной ситуации

2. Поиск решения

  • Выдвижение гипотез

  • Проверка гипотез

Поиск путей решения нового задания

3.Коммуникативное представление решения

  • Выражение нового знания научным языком предмета

Создание продукта: схемы, кластера, таблицы, минипрезентации, устного выступления

4.Реализация продукта

  • Представление продукта классу в виде схемы, кластера, таблицы, минипрезентации, устного выступления

Представление продукта: схемы, кластера, таблицы, минипрезентации, устного выступления


ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ




Вид УУД

Содержание

Пример

1

Личностные УУД

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Самопознание и самоопределение

  1. Умение устанавливать самостоятельно взаимосвязь между целью учебной деятельности и её мотивом

  2. Умение осуществлять личностный моральный выбор

2

Познавательные

Общеучебные

Логические

Постановка и решение проблем

1.Умение видеть проблему

2.Умение ставить вопросы.

3.Умение классифицировать

4. Умение структурировать тексты

5..Умение делать выводы и умозаключения.

6. Умение давать определения понятиям.

7. Умение выдвигать гипотезы



3.

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль и волевая саморегуляция

Коррекция

Оценка

  1. Умение планировать деятельность

  2. Умение ориентироваться в проблемной ситуации

  3. Умение прогнозировать результат

  4. Умение обозначать цель

  5. Умение принимать решение

  6. Умение корректировать

  7. Умение осуществлять самоконтроль

  8. Умение оценивать свою деятельность

4

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Построение речевых высказываний

Лидерство и согласование действий с партнёром

1.Умение слушать и слышать собеседника.
Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

1.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2.Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

3.Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

4.Участвовать в коллективном обсуждении проблемы
5.Владение монологической и диалогической формами речи.

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

1.Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

2.Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции)

3. Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

4.Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия:

1.Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

2.Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции)

Организация учебного сотрудничества

1.выявление и идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов принятия решения.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ООО (ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ)
С учётом требования Стандарта и специфики изучаемого предмета биологии устанавливаются следующие предметные результаты:


  1. Формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития , исторически быстрого сокращения видового разнообразия под влиянием деятельности человека, развитие современных естественно-научных представлений о картине мира;

  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладе5ние понятийным аппаратом биологии;

  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга окружающей среды;

  4. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению видового разнообразия и природных местообитаний растений и животных;

  5. Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  6. Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, уход за ними.


Таким образом, вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза) должны способствовать воспитанию высоконравстенной, конкурентноспособной личности.

План-конспект

урока биологии в 6 классе

(УМК Н.И. Сонин)

  1   2