Главная страница

Учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану



НазваниеУчебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану
страница1/6
Дата29.08.2016
Размер0.69 Mb.
ТипУчебники
  1   2   3   4   5   6

Сизикова Светлана Дмитриевна

учитель начальных классов

ГОУ СОШ при Посольстве России в Республике Куба




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики учебно-методического комплекта Школа России


  • Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану.

  • Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей

через Интернет, пособиями для учителей для формирования надпредметных умений.

  • Комплект предполагает дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки.

  • Комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.


Система обучения: традиционная.

Программа: Школа России. Обучение грамоте. В.Г. Горецкий. Традиционная система. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2014г.


Количество часов в неделю по программе:

чтение

письмо и развитие речи

4

5

Количество часов в неделю по учебному плану:

чтение

письмо и развитие речи

4

5

Количество часов в год:

чтение

письмо и развитие речи

92

115



1. Роль и место дисциплины.

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу.

Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребенка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

2. Адресат.

Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа России».

3. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.

Рабочая программа по обучению грамоте на коммуникативно-познавательной основе (литературному чтению) для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской учебной программы «Обучение грамоте» В.Г. Горецкого и др. (Программы. «Школа России» – М.: «Просвещение», 2011),соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования»), учебнику «Азбука» (В.Г.Горецкий и др. - М.: Просвещение, 2011) и прописям (авторы Н.А. Федосова, В.Г. Горецкий).

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС НОО, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания образовательной программы, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

4. Программное обеспечение.

Для реализации программы используются:

  1. Горецкий и др. Азбука. В 2-х частях. М.: «Просвещение», 2014 г.

  2. Федосова Н. А., Горецкий В.Г. Прописи в 4-х частях. 1 класс - М.: «Просвещение», 2014г.

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию учебного курса «Обучение грамоте».

Обучающиеся должны знать:

Все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

  • знать способы их буквенного обозначения;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

  • определять место ударения в слове;

  • вычленять слова из предложений;

  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;

  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

  • знать гигиенические правила письма;

  • правильно писать формы букв и соединения между ними;

  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

6. Универсальные учебные действия.

Личностные универсальные действия:

  • использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.


Регулятивные универсальные действия:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;

  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;

  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений и полноты текста;

  • коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.


Познавательные универсальные действия:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для установления языковых закономерностей;

  • моделирование звукового состава слова, используя условные знаки, предложения, составлять их слоговые схемы, распространять и сокращать предложения в соответствии с моделью;

  • классифицирование звуков по заданному основанию;

  • анализ предложенного для восприятия текста или серии сюжетных картинок;

  • синтез — составление целого текста из частей;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.


Коммуникативные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

7. Целевая установка и задачи курса.

Цель курса обучения грамоте направлено на достижение следующих целей:

  • развитие всех видов речевой деятельности школьников;

  • обеспечение осознанного усвоения языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира;

  • формирование общеучебных умений и навыков;

  • обеспечение взаимосвязи новой системы обучения русскому языку с развитием коммуникативно-речевых умений и литературно-творческих способностей, художественно-образного и логического мышления;

  • воспитание у детей духовно-нравственных ценностей.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

  • обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

  • обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

  • развить образное и логическое мышление у каждого ребенка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы.

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1.Коммуникативная направленность курса позволяет:

  • сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

  • дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

  • осознать язык как средство общения;

  • сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

  • изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

  • освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

  • формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

  • обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

  • развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

  • раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

  • осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

  • выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

  • познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

9. Специфика и особенности программы.

Начальный курс обучения грамоте — курс интегрированный: в нём объединены уроки обучения чтению и обучения письму. Обучение письму идёт раздельно-параллельное с обучением чтению с учётом координации устной и письменной речи, которые имеют единую звуковую основу, но требуют разных психических операций.

Период обучения грамоте включает три этапа:

  1. Добукварный период-31час - формируются представление о понятии «общение», языке как средстве общения, слове как двусторонней единице, вводится знаково-символическая система.

  2. Букварный период-120часов - изучаются звуки и буквы, осваивается слоговое чтение. В основу изучения звуков и букв положен частотный принцип. Изучение звуков построено таким образом, что это создает возможность максимально быстро начинать читать.

3) Послебукварный период-31час - совершенствуются навыки слогового чтения, дети учатся работать с текстом, слушать и слышать, интонировать, строить свои высказывания в зависимость от ситуации, составлять свой текст. В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами.

Эти три этапа составляют азбучный период, в котором тесно взаимосвязано изучение и освоение языка, письменной речи, литературного чтения.

После азбучного периода изучение русского языка и освоение литературного чтения продолжается по самостоятельным учебникам. В программе заложена новая система обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе с последующим коммуникативно-ориентированным курсом русского языка для начальной школы.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Навык чтения. I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.



10. Основные содержательные линии курса

  • Фонетика

  • Слово и предложение




  • Графика

  • Орфография и пунктуация




  • Чтение

  • Развитие речи




  • Письмо







Все содержательные линии курса «Обучение грамоте» интегрированы между собой и изучаются в течение всего курса.

11. Виды и формы организации учебного процесса.

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.

  • Виды занятий: самостоятельная работа, проверочная работа, урок:


Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализационных способов действий.
Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Урок развития речи.
Урок внеклассного чтения.

12. Виды контроля.

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала,

  • взаимоконтроль— в процессе его отработки,

  • рубежный контроль — при проведении самостоятельных и проверочных работ по письму, при проверке техники чтения в течение курса «Обучение грамоте»,

  • итоговый контроль, включающий проверочную работу по письму и проверку техники чтения по окончанию курса «Обучение грамоте».

13. Объём и сроки изучения.

Изучается в течение 23-х учебных недель.
  1   2   3   4   5   6