Главная страница


Урок по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»



Скачать 99.13 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
Дата11.03.2016
Размер99.13 Kb.
ТипУрок

Обобщающий урок по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».
ЦЕЛИ. Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять знания на практике.

Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.
ОБОРУДОВАНИЕ. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, портрет Д. И. Менделеева.
Урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора и компьютеров.
Знания и умения, необходимые учащимся во время урока.

Знать: формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, значение периодического закона, строение атома и распределение электронов в атомах химических элементов.

Уметь: разъяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы, определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов; давать общую характеристику химического элемента по положению в периодической системе и строению атома; сравнивать металлические и неметаллические свойства элементов одного периода и одной группы.
ДЕВИЗ УРОКА: «Чтобы стать настоящим химиком, надо знать, уметь, думать!»
ЭПИГРАФ УРОКА: (стихи Степана Щипачёва)

«… Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».
ХОД УРОКА.
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии, который пройдёт в форме игры по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

Слайд 1

(учащиеся записывают тему в тетрадях).

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, название которой … зашифровано, и вы узнаете его, когда выполните «Стартовое задание».

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

Слайд 2
«Стартовое задание»

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.


Электронные

схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

Х

А

Б

У

2е 8е 2е

В

И

К

М

Н

О

П

2е 1е

М

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

И

Е

Г

2е 8е 1е

Ч

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Е

2е 8е 3е

Р

Т

С

Х

Ц

Ч

Ф

2е 3е

Щ

Ы

К

Э

М

Н

К

2е 8е 6е

О

Я

А

В

С

И

О

2е 5е

Ю

П

Р

М

Й

В

Х


Ответ: «Химический»

Слайд 3

ВАРИАНТ 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.


Число протонов и нейтронов

Группы

1

2

3

4

5

6

7

13р 14n

А

Г

Э

Г

О

С

Б

12р 12n

В

Л

Щ

К

И

П

Н

15р 16n

Б

О

П

Е

Е

К

У

19р 20n

М

Ц

У

А

Д

Ы

Э

17р18n

Й

З

Ф

Л

З

Л

Е

6р 6n

К

М

Я

Н

Ю

Ю

Я

8р 8n

П

С

Т

Д

Ч

Т

В


Ответ: «Элемент»

Слайд 3

Название страны: «Химический элементарий».
Станциями нашего путешествия будут:

  1. Теоретическая «Менделеевская викторина».

  2. Объясняй-ка «Мои соседи».

  3. Узнавай-ка «Расскажи мне обо мне».

  4. Отдыхай-ка.

  5. Практическая «Составь код».

  6. Исследовательская «Зажги огонёк».


УЧИТЕЛЬ: Ребята, какова цель нашего путешествия? (ответы учащихся).

Слайд 4

Цель: проходя через станции, мы должны расширить и проверить знания о химических элементах периодической системы, периодическом законе и строении атома. На станциях вы будете получать жетоны или баллы за активную работу, и отмечать результаты своей работы на листах контроля.

Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

«… Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в стране «Химический элементарий» много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. Жители «Химического элементария» хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?

Первая остановка на станции теоретической.

Слайд 5
Станция теоретическая

«Менделеевская викторина»

УЧИТЕЛЬ: Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ – жетон.

Думаю, вы, ребята, замечали, что

«Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок,

Как чудо Природы,

Является гений

И в хаосе этом

Находит порядок».

Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

УЧЕНИК: Гением можно назвать Д. И. Менделеева.

УЧИТЕЛЬ: Какой закон открыл Д.И.Менделеев?

УЧЕНИК: Периодический закон был открыт в 1869 году.

УЧИТЕЛЬ: А почему Менделеев назвал открытый им закон законом периодичности. Не могли бы вы его прочесть?

УЧЕНИК: Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомных масс (весов).

УЧИТЕЛЬ: Мне, известно, что формулировка закона, претерпела изменения на основе теории строения атома. Кто вспомнит современную формулировку?

УЧЕНИК: Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядер атомов этих элементов.

УЧИТЕЛЬ: В виде чего предложил Д. И. Менделеев графическое изображение периодического закона?

УЧЕНИК: Графическое изображение периодического закона Менделеев предложил в виде Периодической системы химических элементов.

УЧИТЕЛЬ: Что вы можете сказать о структуре Периодической системы химических элементов?

УЧЕНИК: Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) – группами, состоящими из главных и побочных подгрупп.

УЧИТЕЛЬ: Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются?

УЧЕНИК: В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические.

УЧИТЕЛЬ: В чём физический смысл порядкового номера элемента?

УЧЕНИК: Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы успешно справились с заданием, посчитайте количество жетонов и поставьте соответствующее количество баллов в листах контроля. Мы продолжаем путешествие. Ребята, сколько всего элементов в периодической системе? Да, их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности. Следующая станция «Узнавай-ка».
Слайд 6

Станция узнавай -ка

«Расскажи мне обо мне»

Учащиеся работают письменно, характеризуют элементы по плану.

Дать характеристику элементу с порядковым номером 11 – 1 вариант

16 – 2 вариант
План характеристики элемента, по положению его в ПС.

  1. Химический символ и название элемента.

  2. Положение элемента в ПС:

а) порядковый номер

б) относительная атомная масса

в) номер периода (малый, большой)

г) номер группы, подгруппа (главная и побочная)

3. Строение атома химического элемента:

а) заряд ядра атома, число протонов и нейтронов

б) общее число электронов

в) число энергетических уровней

г) число электронов на внешнем электронном слое

д) схема строения электронной оболочки атома

4. Свойства атомов элемента:

а) металлические

б) неметаллические
Слайд 7

Проверяй-ка

10-11 верных ответов – «5» баллов

7-9 верных ответов – «4» балла

6 верных ответов – «3» балла
УЧИТЕЛЬ: Многие жители «Химического элементария» плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.
«Мои соседи»

Учащиеся работают у доски.

1-й ученик

Расположить элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.
а) Ве; О; В; С; б) Ва; Ве; Са; Мg
2-й ученик

Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.
а) Аl ; Nа; Р; С ; б) Рв; Si; С; Sn
Слайд 8

Станция «Отдыхай-ка»
(Физкультминутка)

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент – давно известный,

Применяют повсеместно!

Польза от меня везде.

Нет железа – быть беде.
Портит сера атмосферу,

А верней – её оксид.

Пожелтели листья в сквере,

Дождь кислотный моросит.
Название от слова «цвет».

Бесцветных соединений нет,

И весь секрет названья в том.

Элемент тот будет…хром.
Помни, боевой народ,

Первый лекарь – это йод!

Раны мажь, не ойкай,

Йодною настойкой.
Надо сильно попотеть

Вечером и утром,

Чтоб запомнить: слово «медь» -

По латыни – «купрум».
Ядовит зелёный Хлор,

Замышляя страшный мор,

Он побег готовит в роли

Самой безобидной соли.
Ах, какая аура

Окружает «аурум!»

Символ власти и кольца

Золота и Солнца.

Слайд 9

Станция практическая

«Составь код»

Учащиеся выбирают дорожки: зелёная - задание на компьютере (программированная работа по перфокартам).

(Учащиеся получают оценки и выставляют их в лист контроля.)

Красная - учащиеся выполняют тестовую работу на листочках.

Тестирование

  1. Чему равно общее число электронов в атоме кремния.

А. 3 Б. 4 В. 14 Г. 28

2. Сколько нейтронов в атоме брома?

А. 35 Б. 44 В. 45 Г. 80

3. Чему равно массовое число атома меди?

А. 4 Б. 29 В. 63 Г. 64

4. Сколько энергетических уровней в атоме серы?

А. 3 Б. 6 В.16 Г. 32

5. Сколько протонов в атоме хлора?

А. 17 Б. 35 В. 35,5 Г. 52

6. Сколько электронов вращается вокруг ядра в атоме фтора?

А. 2 Б. 7 В. 9 Г. 19

7. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне бора.

А. 2 Б. 3 В. 5 Г. 11

8. Сколько электронов максимально может находиться на третьем энергетическом уровне?

А. 2 Б. 8 В. 18 Г. 32

Слайд 10

Тестирование

Верные ответы

1-В 2-В 3-Г 4-А 5-А 6-В 7-Б 8-В
8 ответов - «5»

7 ответов – «4»

6 ответов – «3»
(Учащиеся считают количество верных ответов и выставляют баллы в лист контроля.)


УЧИТЕЛЬ: Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Но жители «Химического элементария», видно, не хотят отпускать вас, ребята: так вы порадовали их своими знаниями. Нам приготовлено последнее испытание, выполнив которое, вы «зажжёте огонёк» в честь нашего путешествия в страну «Химический элементарий».

Слайд 11

Станция исследовательская

«Зажги огонёк»

(Учащиеся выполняют программирование задание, за каждый правильный ответ получают жетон, выставляют баллы в лист контроля.)
УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в страну «Химический элементарий». Нам осталось подвести итоги.

Учащиеся обмениваются листами контроля, подсчитывают баллы и выставляют оценки.

Слайд 12

Итоги путешествия

15-16 баллов – «5» - зелёный вагончик

12-14 балла – «4» - желтый вагончик

8-11 баллов – «3» - красный вагончик
Слайд 13

Домашнее задание творческое:

  1. сочинить загадки о химических элементах;

  2. найти интересные сообщения о значении химических элементов


Слайд 14

Благодарю вас за урок!