Главная страница


Урока Тема урока Бензол: химические свойства и применение на основе свойств. Дидактические цели



Скачать 78.07 Kb.
НазваниеУрока Тема урока Бензол: химические свойства и применение на основе свойств. Дидактические цели
Дата05.03.2016
Размер78.07 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта урока


Тема урока

Бензол: химические свойства и применение на основе свойств.

Дидактические цели:



Изучить новый класс органических соединений – ароматические углеводороды, рассмотреть химические свойства бензола, учить записывать уравнений реакций с участием бензола, совершенствовать знание номенклатуры органических соединений, ознакомить с применением бензола и его производных.

Целеполагание от ученика

Личностные цели: осмыслить цели образования; приобрести веру в себя, в свои потенциальные возможности; реализовать конкретные индивидуальные способности; уметь самовыражаться через материал предмета.
Предметные цели: знать основные понятия, явления, законы.

Оргдеятельностные цели: овладеть навыками самоорганизации учебной деятельности; уметь ставить перед собой цель; планировать деятельность.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Обучающийся знает: употребляемые термины; конкретные факты; методы и процедуры, основные понятия, правила и приемы.
Обучающийся применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры, использует понятия и принципы.
Обучающийся выполняет заданную преподавателем работу, проявляет интерес к учебной дисциплине.
Обучающийся принимает на себя ответственность за свои действия, понимает свои возможности и ограничения.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере — воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду; вырабатывать  личностные качества: аккуратности, внимательности при выполнении работы, точности ответов, создать условия работы в коллективе и  индивидуально, воспитывая  тем самым ответственность перед выполнением заданий, добросовестность.

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

  • создать условия для развития самостоятельности учеников, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; 

  • развитие информационной компетентности, логического мышления, развивать объективную самооценку;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения химической информации;

  • способствовать дальнейшему расширению у учащихся научных знаний, формированию научно-теоретического мышления.
    Предметные результаты:
    1. В познавательной сфере:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по основным вопросам изученной темы: строение углеводородов (в сравнении), вытекаемые из сравнения свойства, гомология, изомерия, номенклатура углеводородов;

  • проверить знания учащихся уч-ся о различных гомологических рядах углеводородов, сформированность умений составлять молекулярные, структурные и электронные формулы органических веществ;

  • проводить расчёты на: а) нахождение молекулярной формулы углеводорода по % содержанию элемента и плотности вещества;

  • проконтролировать теоретические знания учащихся и умение применять знания на практике;

  • знать основные положения теории строения органических соединений;

  • наблюдать и описывать демонстрационные эксперименты, используя для этого родной язык и язык химии;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

  • структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

План урока

  1. организационный этап

  2. этап проверки домашнего задания

  3. этап актуализации субъектного опыта учащихся

  4. этап изучения новых знаний и способов деятельности

  5. этап первичной проверки понимания изученного

  6. этап закрепления изученного

  7. этап информации о домашнем задании

  8. этап подведения итогов занятия

  9. этап рефлексии

Метод обучения,

технологии

Проблемный метод обучения

Рассказ

Демонстрация

Письменный контроль

Фронтальная работа
-разноуровневое обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная

-урок ознакомления с новым материалом

Приемы деятельности учителя

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;

  • демонстрация учащимся таблиц, схем, видеороликов с целью иллюстрирования отдельных выводов;

  • наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.

  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;

задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;

демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению

сущности.

Познавательные вопросы и задания


Вариант – 1

1.Осуществите превращения: карбид кальция → ацетилен→ винилацетилен→ дивинил→ синтетический бутадиеновый каучук

2. Для вещества, имеющего молекулярную формулу С8Н18, составьте формулы двух изомеров и двух гомологов. Дайте названия всем веществам по систематической номенклатуре.

3. Вычислите массу гексана, который может быть получен при взаимодействии 1-хлорпропана массой 9,42г с металлическим натрием массой 3,22 г.

4. Органическое вещество содержит углерод (84,21%) и водород (15,79%). Плотность паров вещества по воздуху составляет 3,93. Определите формулу этого вещества.

Вариант – 2

1.Осуществите превращения: этан → этилен → этанол→ этилен→ полиэтилен

2. Составьте структурные формулы двух изомеров и двух гомологов для

вещества: Н3С – СН – СН2 – СН3

‌‌‌

СН2 − СН3

Дайте названия всем веществам по систематической номенклатуре.

3. Рассчитайте объём воздуха, который потребуется для сжигания пропана объёмом 8,96л. Объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%.

4. Найдите молекулярную формулу углеводорода, массовая доля углерода в котором составляет 83,3%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 36.

Здания для закрепления темы

  1. Какие углеводороды называются аренами?

  2. Охарактеризуйте особенности строения молекулы бензола.

  3. Назовите важнейшие способы получения аренов.

  4. На примере бензола охарактеризуйте важнейшие химические свойства аренов. Объясните, почему для бензола более характерны реакции замещения. Объясните, почему в обычных условиях бензол устойчив к действию окислителей.

Организация деятельности учащихся

находят молекулярные формулы веществ по:

а) процентному составу элементов в органических веществах;

б) массе или объёму продуктов реакции;

решают задачи на определение массы или объёма, если исходное вещество имеет определённую массовую долю примесей;

углубляют знания об основных положениях теории строения органических соединений

характеризуют суть химических превращений;

систематизируют и обобщают знания по химическим свойствам предельных и непредельных углеводородов.

Место в структуре темы

Тема 2. Углеводороды и их природные источники.

13-ий урок темы, изучение нового материала.

Развиваемые УУД

Предметные: формулируют и воспроизводят понятия «Ароматические углеводороды», «Ароматическая связь», «sp2 - гибридизация», «Химические свойства бензола». Сравнивают химические свойства предельных и непредельных углеводородов.

Метапредметные:

Регулятивные: умение ставить цель, определять задачу;

соотносить поставленную цель и условия её достижения;

планировать действия в соответствии с собственными возможностями.

Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлекать информацию, делать логические выводы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания.

Коммуникативные: оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом; правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Средства обучения, оборудование

мультимедийная презентация, мини-плакаты с современной структурной формулой бензола, формулой Кекуле, фоновый экран, проектор, компьютер, наборы для построения молекул.

Видеоролики: «Бромирование бензола», «Нитрование бензола», «Хлорирование бензола».

Основные понятия и термины урока

Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Реакции замещения, присоединения, ядохимикаты. Применение бензола на основе свойств.

Домашнее задание

§ 8, вопросы 2, 4, 6 после параграфа, выучить ключевые понятия темы.

По желанию: оформить презентацию в программе Power Point.

Индивидуальные задания по карточкам для сдающих ЕГЭ.

Оценки за урок

За тестовый контроль, за активные ответы.

Источники информации

Учебная литература:

Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ.

2) А.А. Каверина, Д.Ю. Добротин. ЕГЭ-2013. Химия: самое полное издание типовых вариантов заданий. М.: Астрель, 2013

3) А.Э Антошин. ЕГЭ 2013. Сдаем без проблем М.: ЭКСМО, 2012

4) В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 клссы. Ростов-на-Дону: Легион, 2013

5) Р.А.Лидин. Химия: справочник. М.: АСТ: Астрель, 2014

6) Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин. Задачник по химии. 10 класс. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

7) А.А. Каверина. ЕГЭ 2012. Химия. Актив-тренинг. Решение заданий А, В, С. М: Национальное образование, 2011

Электронный ресурс:

1) Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Школьный химический эксперимент. Органическая химия, часть 1. Современная гуманитарная академия, 2004

2) Образовательная коллекция 1С. Органическая химия. 10-11 классы. Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2000-2003.

3) Демонстрационное поурочное планирование. Органическая химия. В помощь учителю. Издательство «Учитель», 2007.

4) 1С: Репетитор. Химия. Теоретическая химия, неорганическая химия, органическая химия. ЗАО «1С»,1997-2001.

5) Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002