Главная страница


Уроках физики. «Non scholae, sed vitae discimus» «мы учимся не для школы, а для жизни»



Скачать 124.23 Kb.
НазваниеУроках физики. «Non scholae, sed vitae discimus» «мы учимся не для школы, а для жизни»
Дата08.04.2016
Размер124.23 Kb.
ТипУрок

Маметов Азат Алмазович, учитель физики МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»

Реализация принципа воспитывающего обучения на уроках физики.

«Non scholae, sed vitae discimus» - «мы учимся не для школы, а для жизни». (Принцип воспитывающего обучения в школах Древней Греции)

В современной педагогике существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания – одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно. По-прежнему мы, говоря о качестве знаний, проверяя его, пользуемся количественным показателем. Для большинства учителей лучший тот ученик, который больше знает по его предмету. На этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы.

Таким образом, очень часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала ученикам та информация, которую они получили на уроке? Какие качества были приобретены учениками на уроке, и как он способствовал развитию способностей учеников? И самое главное, как урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: Кто я? Для чего живу? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни?

До недавнего времени содержание принципа воспитывающего обучения было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни.

На мой взгляд, современным ученикам не хватает на уроках размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле, о ценностях подлинных и мнимых.

Воспитание - один из сложнейших процессов, отличающихся многогранностью и непрерывностью. В повседневной школьной практике часто проблема воспитания "становится лишь в чисто теоретическом плане" или реализуется во время внеурочных мероприятий и на факультативах, тогда как большую часть времени ребенок проводит на уроках. А мы, учителя, зачастую превращаем эти уроки в процесс "механического вдалбливания знаний для жизни и труда".

О воспитании на уроке, т.е. в процессе обучения писали многие учителя и ученые. Например, В.А. Караковский писал: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением- главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".

В.А. Сухомлинский утверждал, что "быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности».

О воспитании таких важных качеств как гуманность, активность, патриотизм, именно в процессе обучения физике, пишут такие известные педагоги, как А.В. Усова, З.А. Вологодская. В их работах говорится о том, что такая проблема существует, но какими средствами решать эту проблему не указано, а если и приводятся примеры средств, то они не систематизированы и указаны лишь для отдельных тем из школьного курса физики.

Ещё одной проблемой преподавания физики сегодня является «гуманитаризация» общества, и, как следствие, стремительное увеличение «гуманитариев» среди наших учеников (в том числе- и из – за резкого уменьшения престижа научной деятельности в нашем обществе). И учитывая особенности мышления и развития таких детей, при проведении уроков можно основываться на следующих положениях:

  1. Основными целями изучения физики для основной категории учащихся являются: -  сообщение им знаний о явлениях и законах неживой природы;   - ознакомление с той сферой человеческой культуры и с теми способами рационального отношения к действительности, которые культивируются в науке, и, прежде всего, в физике; - обеспечение элементарного понимания основных принципов работы технических устройств, с которыми современный человек встречается на каждом шагу; - воспитание интереса к изучению физики; - формирование разностороннего образа мира, в котором наряду с классической естественнонаучной картиной существуют элементы современного научного взгляда на природу.

Принципиально, что речь идет именно об ознакомлении, а не о формировании систематических прочных знаний по предмету, поскольку в реальной жизни эти две сферы – образ мира, который получают в школе, и жизнь, которая окружает в действительности, – были попросту разорваны.

2. Существенным элементом, который может облегчить восприятие и повысить интерес к предмету, являются многообразные физические феномены, причем рассматриваемые непосредственно, в живом эксперименте (а не только на страницах учебника). В этом смысле и физические законы лучше давать через призму конкретных явлений, в которых они проявляются. Это требует специального отбора наиболее характерных и «красноречивых» явлений и экспериментов, в которых суть физической закономерности проявляется наиболее ярко и непосредственно. Причем, чем проще оборудование для эксперимента, тем лучше. Кроме того, в сознании учащегося эти две стороны физического закона – явление и закономерность, реальное и идеальное, – должны все время быть рядом. Тогда не нужно будет говорить об «отрыве от жизни». Здесь естественно сказать и о подходящей последовательности предъявления материала: сначала- явление, эксперимент, а только затем его осмысление – закономерность. Ведь явление для любого человека обладает определенной очевидностью, реальностью, и оно убедительнее любой теории, как бы долго нас ни убеждали в том, что «чувства обманчивы». Если мы хотим научить детей умению отсеивать действительное от ложного, сформировать у них способность самостоятельно отличать действительно установленные факты от «точек зрения», необходимо с самого начала сформировать у них здоровое доверие к личному опыту. Простейший пример-изучение понятия «плотность». Идея заключается в том, чтобы ученики сами пришли к выводу, что у разных тел, сделанных из одного и того же вещества, есть некая характеристика, связанная с массой. Каждой паре учени­ков дается задание измерить массу и объем сплошных тел неправиль­ной формы, изготовленных из одного и того же материала (стальные болванки, гайки большого размера, керамические фигурки, куски пластилина и т. п.). В качестве приборов используется стандартный набор для лабораторной работы по определению плотности (мерный цилиндр с водой и весы с набором гирь). Результаты выписываются на доске, и поскольку какая-либо пара наверняка ошибается, то при обсуждении результатов учитель задает вопрос: все ли верно измерили нужные величины? При обсуждении данных таблицы может обнаружиться, что у большинства числовое значение массы в граммах больше, чем числовое значение объема в миллилит­рах, а у некоторых — наоборот, у кого-то окажется, что числовое зна­чение объема больше объема всех выданных мензурок, и т. д.

Следующий этап обсуждения сводится к поиску закономерности между цифрами в строках таблицы, ученики складывают, определяют разность, произведение, частное от деления одного числа на другое, учитель заполняет несколько строк в таблице. Одна из строк показы­вает, что отношение массы к объему тела примерно одинаково почти у всех пар. Пары, не вписывающиеся в закономерность, проверяют свои измерения под наблюдением товарищей и убеждаются, что со­отношение выполняется. В заключение занятия учитель вводит по­нятие «плотность».

3. Содержание изучаемых закономерностей должно носить преимущественно качественный характер. Ни для кого не секрет, что не все способны математически мыслить. Когда новое физическое понятие (например, импульс) предъявляется ребенку сначала как результат математических преобразований или же просто как математическая конструкция, а потом, (в лучшем случае), ищется ее физический смысл, т.е. отношение к природе, к физической действительности, то у многих детей возникает элементарное непонимание: им кажется, что в действительности существуют формулы, а явления нужны лишь для их иллюстрации и подтверждения. Формулы всегда «правильны», а явления могут «ошибаться» (какая-нибудь сила трения «портит» красивый закон пропорциональности пути квадрату времени падения!).

Более того, в пользу качественного изучения физики говорит также и тот факт, что существенными для понимания физики являются как раз не сами математические зависимости между величинами, а их «физический смысл», «понимание сути физической ситуации задачи». Недаром решение качественных задач оказывается зачастую более сложным делом для большинства знакомых с физикой учеников. А ведь на качественных задачах легко проверить и знание, и понимание физических законов. Они неплохо способствуют и развитию мышления учащихся.

Конечно, я не говорю о том, что необходимо полностью исключать расчетные задачи из курса физики, однако число их можно сократить, а количество величин, для которых применяется расчет, уменьшить. Какой смысл для среднестатистического ученика может иметь, к примеру, расчет величины импульса силы? Или же потенциальной энергии тела массой 10 кг, поднятого на высоту 12 м над поверхностью земли? Что ему скажут эти джоули? Гораздо более понятная вещь – плотность различных вещей, особенно в сравнении друг с другом.

4. Чтобы воспитать активную жизненную позицию надо, чтобы мотивация, заданная учителем извне была принята учеником. Средством при решении данной задачи могут служить рассказы, задачи, вопросы, фрагменты фильмов, примеры из жизни ученых и простых людей. Предполагаю, что применение учителем подобных средств на уроке позволит не только мотивировать процесс обучения, но и создавать положительный эмоциональный фон на уроке, решить задач воспитания, обучения и развития.

Словесные воображаемые ситуации дают возможность решать этические проблемы, возникающие у выдуманных героев, исторических личностей и других людей не связанных с жизнью учащихся и позволяют опосредовать эти ситуации. С другой стороны реальное общение, создаваемые учителем жизненные ситуации приобретают личностный смысл, глубоко и непосредственно задевают личность подростка.

Большое влияние на эмоциональную восприимчивость учащихся оказывает эстетическое чувство. Приобщая учеников к миру прекрасного, необходимо использовать каждую возможность для связи науки и искусства. Так в творческом наследии поэтов множество ярких и образных описаний природы, имеющих физическое содержание.

Лунный свет - простое отражение, В нем горенья нет, Холодно, без капли напряженья Льется лунный свет.

Он всю ночь струится по бумаге На моем столе И игриво прячется в овраге - За окном Во мгле. Где-то солнце ярко полыхает бесконечным днем- Лунный свет в моем окне мерцает Как напоминание о нем.

В этой связи необходимо там, где можно, именно дополнить физическую картину мира, явления ее поэтическим или художественным изображением. Так, изучение темы «Прямолинейное распространение света» можно начать со следующего стихотворения:

Словно поток видений Из позабытых снов, Мчатся по полю тени, Тени от облаков. Что же больше, - спросили Юношу одного, - это облако или Тень от него Он ошибся, увы, А как ответите вы?

Ребенок ставится в ситуацию, когда он может помочь человеку найти правильное решение. Такой прием оживляет урок, активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует закреплению полученных знаний и, что не менее важно, позволяет ребятам красиво и образно выражать свои мысли, а, воспринимая литературный текст, осмысливать с научной точки зрения описанное в нем явление.

А вот, например, такие мини рассказы позволяют не только повысить эмоциональный фон урока, но и реализовать задачи нравственного воспитания личности.

1) Насреддин копал в степи ямы. Прохожий спросил его: - Что это ты тут делаешь? - Да зарыл в этой степи деньги, - отвечал Насреддин, - но как ни бьюсь, не могу найти. - А ты не запомнил никаких примет? - спросил прохожий. - А как же! - отвечал Насреддин - Когда я зарывал деньги, в том месте была тень от облака, но теперь ни облака, ни тени. Правильную ли примету выбрал Насреддин, зарывая клад? 2)- Папа, дай денег, хочу сходить в зоопарк на удава посмотреть. - Возьми лупу и пойди в сад на червяка посмотри. Вот и увидишь, что хотел. Какой толщины покажется червяк размером 0.8 см в поперечнике при его разглядывании через лупу с 7-кратным увеличением?

Подобные средства рекомендуется использовать на всех этапах урока. По подобным рассказам ученики рассуждают не только о физических явлениях, но и о характерах, качествах присущих этим героям, например, хитрость, глупость и т.д.

Обилием таких нестандартных подходов к изучению физики отличаются учебники, разработанные такими педагогами, как С.А. Ловягин («Изучение физики в 7-8 классах на основе простых и содержательных экспериментов: материалы для учителя физики»), А.Е.Гуревич(«Физика 7-8»).

5.Важным гуманитарным аспектом содержания физики является рассмотрение истории физики и техники как истории чело­веческих страстей и как истории открытий пытливого ума конкретных исследователей. Естественно, формальные пересказы биографий уче­ных по схеме родился-женился-умер ничего не дают для повышения мотивации, поскольку не затрагивают эмоциональную сферу ребенка. Использование каждой биографии ученого должно нести какой-либо идейный смысл. Так, например, биографию Архимеда можно использовать для обсуждения вопроса, какие открытия ценит сам ученый и какие открытия ценит общество. Известно, что Архимед своим глав­ным открытием считал установление соотношения объемов цилиндра и вписанного в него шара (3 : 2), а около 40 своих механических изо­бретений — работой второго сорта. Фрагмент биографии Вольта, содер­жащий его спор с Гальвани, можно использовать и как иллюстрацию разного толкования одних и тех же явлений, и как историю открытия химического источника тока, и как открытие Гальвани электромагнит­ных волн, которое прошло незамеченным, поскольку сознание людей не было готово к самой возможности существования такого способа переноса энергии. Или же, что такое шесть строк о сэре Исааке Ньютоне, помещенные нередко под его малюсеньким портретом в учебнике? За ними совершенно не виден человек, не видно личности, а именно это интересует всякого любознательного ребенка.

6.Не менее важен социально- культурный аспект развития физики и техники, ведь многие открытия меняли не только науку, но и сознание общества в целом. Учеников также очень увлекают рассказы о дос­тижениях отечественных ученых в области физики. Поэтому можно связать работу по изучению биографии русских и советских ученых с конкретными темами курса. Это могут быть сравнение устройства Французской и Российской академий наук, сопоставление открытий Периодического закона Менделеевым и Резерфордом, опыты по ис­пользованию электродвигателей на транспорте Якоби и другими изобретателями, использование Вольтова столба для получения высоких напряжений Петровым, обнаружение необычных свойств жидкостей Капицей, история работы группы Курчатова над созданием советской атомной бомбы, изучение устройства первых советских реак­тивных ракет, вклада Алферова в использование полупроводников в технике и т. д.

7.Каждому человеку вполне доступно знание о том, что поезд метро, в котором он едет, приводится в движение электродвигателем, представляющим собой в упрощенном варианте вращающуюся обмотку с током, создающим магнитное поле, взаимодействующее с магнитным полем статора. Что утюг, радиатор и электроплита греют оттого, что внутри электрический ток раскаляет проволоку высокого сопротивления точно так же, как это происходит в лампе накаливания. И так далее. Включая рассмотрение принципов работы наиболее распространенных технических устройств в обучение ребят, мы тем самым связываем содержание физики с окружающей жизнью. К сожалению, пред­метный мир современных российских учебников физики настолько не соответствует окружающему предметному миру, что связь физики с техникой просматривается в них с трудом. Почти ни­кто не занимается популяризацией современной науки и адаптацией изложения принципов техники, никто не хочет финансировать это трудное дело. Когда-то давно в педагогических вузах была введена радиотехника, никаких других курсов с корнем «техника» с тех пор не появилось. Выпускники физических факультетов классических и технических университетов, где читаются новые курсы «Лазер­ная техника», «Полупроводниковая техника», «Вакуумная техника» и т. д. не доходят до школы. Поэтому, прикрываясь тезисом «это трудно понять школьникам», педагогические пособия, по-преж­нему, рассказывают нам про рычаги, стрелочные амперметры, кам­ни, тросы и нитяные маятники. Если посмотреть оборудование для практикума по школьной физике в Англии, то там имеются даже установки для изучения прин­ципов ядерного магнитного резонанса. У нас же медицинский ядер­ный томограф у большинства населения ассоциируется, скорее всего, не с магнитным резонансом, а с радиоактивностью. Поэтому этот сегмент повышения мотивации школьников будет лежать на плечах молодых преподавателей, способных задейство­вать знания и опыт, полученные в современной высшей школе, где преподаватели не могут на прямой вопрос: «А как это работает?» — ответить: «Это вы будете изучать в институте». Небольшие фрагменты о магнитной записи ин­формации, голографии имеются в учебнике для профильной школы под редакцией А.А. Пинского и О.Ф. Кабардина (Просвещение), несколько параграфов о принципе работы транспортных средств и информационной техники включено в УМК Г.А. Чижова и Н.К. Ханнанова для профильной школы (издательство «Дрофа»). Причастность к познанию того, чем все пользуются, но не знают, как это устроено, без сомнения, повышает социальный статус ребенка и дает ему положительные эмоции.

Конечно, воспитание- это долгий и разносторонний процесс, и учитель не может отвечать за проявление всех факторов, влияющих на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации и др. Но уже сейчас, в школьные годы, педагог должен заложить в ребенка зачатки нравственности, показать красоту и эстетику окружающего мира, научить решать жизненные ситуации с точки зрения нравственных и этических позиций, организовать обучение так, чтобы оно было для ученика наполнено положительными эмоциями.