Главная страница


Уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии. Методическая разработка Тагирова Наталья Александровна учитель химии



НазваниеУроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии. Методическая разработка Тагирова Наталья Александровна учитель химии
страница1/4
Дата12.02.2016
Размер0.59 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №115

Красноармейского района

города Волгограда

Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии.

Методическая разработка

Тагирова Наталья Александровна

учитель химии


Волгоград 2007г.
содержание
I Введение-----------------------------------------------------------------------3

II Рабочая программа

1.Пояснительная записка--------------------------------------------------10

2.Календарно – тематическое планирование---------------------------14

III Приложения. Уроки с использованием информационных технологий на уроках химии в 8 классе.

  1. Приложение №1-------------------------------------------------------------44

  2. Приложение №2-------------------------------------------------------------48

  3. Приложение №3-------------------------------------------------------------53


Введение
Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.

Какие бы доводы не приводились в пользу компьютерного обучения, для меня главными являются следующие:

Можно возразить, что сегодня достаточно много современных технологий обучения, которые доказали свою эффективность и результативность, не использующие компьютерной техники: модульная технология, КСО, уровневая дифференциация и т.д.

Но если помнить о том, что дети успешнее и охотнее усваивают и познают, то что им интересно, т.е. у учащихся должна возникнуть потребность в информации или определенной деятельности, а компьютер сам по себе является мощным мотивационным толчком на современном этапе обучения, т. к. все сферы деятельности общества в разной мере используют компьютер.

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащиеся могут рассуждать, анализировать, высказывать собственное суждение, но не все. Возможность работы с компьютером один на один уменьшает комплексы застенчивых учеников, они не боятся ошибиться и быть высмеянными.

Цель: показать пути и способы использования информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии.

Задачи: 1. Составить рабочую программу с использованием мультимедийных технологий.

2. Разработать уроки в соответствии с рабочей программы.
Моя педагогическая деятельность началась в 2004 году, в это время широко использовались информационные технологии. Передо мной возник вопрос: “Как наиболее эффективно использовать электронные пособия, учитывая, что не каждый ребенок имеет дома компьютер, и не каждый умеет им пользоваться». Таким образом, я подошла к идее создания интерактивных уроков с применением мультимедийных технологий в обучении химии. Но на этом не ограничивается поле деятельность электронных пособий, их также можно использовать на внеклассных занятиях в качестве дополнительного иллюстративного материала. При этом могут использоваться не только графические изображения, анимации, видео и звуковые фрагменты из коллекции учебных материалов, но и интерактивные лабораторные работы для демонстрации явных и скрытых процессов не входящих в программу школьного курса. Возможен и показ интерактивного решения задач при фронтальной работе с классом. Также с помощью проектора могут быть организованы различные формы тестирования, например фронтальный опрос учащихся.

Мной были переработаны несколько электронных пособий это:

“Курс по неорганической химии”. На мой взгляд, мультимедийное пособие содержит много информации, но изучать ее в курсе 8 класса очень сложно.

“1C: Репетитор”. В Мультимедийном пособие много информации, которая подтверждена опытами, но некоторые моменты недоступны в понимании, нет алгоритма решения задач.

“Просвещение. Химия 8 класс”. Урок изложен интересно и доступно и может быть совместно использован с любым печатным учебником.

Один из наиболее сложных вопросов для учеников в изучении химии — это пространственное строение вещества и механизмы химических реакций. Использование мультипликации помогает учащимся освоить этот сложный материал.

Например, в электронном пособие «Открытая химия. 2.5» фирмы Физикон особый интерес представляют использование интерактивных моделей, позволяющие проводить различные эксперименты, создавать на уроке проблемные ситуации.

При изучении химических производств используем «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия. 10-11 классы», где представлена виртуальная модель нефтеперерабатывающего завода.

Эффективность восприятия химических знаний во многом зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся.

Очевидно, что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент.

Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором.

Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ.

Отличительной особенностью электронного издания «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», включающая более 150 химических опытов является возможность моделирование химических экспериментов, молекул органических и неорганических веществ.

Умение решать задачи – интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, физике и математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач – это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля.

В связи с уменьшением количества часов на изучение химии в средней школе возникла нехватка времени на решение задач. Для устранения этой проблемы на мой взгляд можно воспользоваться пособием «Самоучитель. Химия для всех – ХХI: Решение задач»

По сравнению с традиционными уроками, когда преподаватель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, то уроки с применением мультимедийных пособий, имеют важное преимущество интерактивность. Интерактивность дает возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого учителем учебного материала.

При проведении таких уроков, учитель может комментировать видеоинформацию, в ходе объяснения материала задавать вопросы ученикам. А весь пройденный материал в течение урока подтверждается видеоопытами, фотографиями или рисунками.

Роль ученика также носит активный характер; т.к. с первых минут урока ученик активизирует свое внимание, отвечает на проблемные вопросы, поставленные учителем. По ходу объяснения материала ученик может задавать интересующие его вопросы.

Вы, спросите, а почему не воспользоваться уже готовыми электронными учебниками? Все они имеют не только существенные преимущества, но и недостатки.

Недостатки:

  • Количество времени отводится на тему больше 40 минут.

  • Рассматриваемый материал охватывает темы уроков, которые еще не изучали.

  • Изложение материала скучно и неинтересно, текстом, хотя и в компьютерном варианте.

  • Язык изложения материала достаточно сложен, не всем учащимся данного возраста доступен.

Но, тем не менее, есть существенные преимущества:

  • Материал подтвержден видеофрагментами.

  • Возможно, провести опыт недоступный в практике урока.

  • Соблюдается ТБ проведения опыта.

  • Наглядность.

Проведения уроков в сочетании с мультимедийными пособиями имеют существенные преимущества:

  • Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией активизирует внимание учащихся.

  • Не только повышает интерес к данной теме, но и обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение учащимся.

  • А учителю позволяет эффективнее использовать учебное время, – показывать опыты недоступные в школьных условиях и соблюдать ТБ.


Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации.

О правильности выбранного пути говорит возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими уроков химии, их успехи на олимпиадах.

 Уроки с применением мультимедийных пособий позволяют вызвать интерес у современного школьника. При этом дают учителю новое видение урока, позволяет переработать материал более тщательно и глубоко.

Но все же мультимедийная техника не должна подменять живую химию, её задача – расширять возможности учителя!!!

Мной разработано несколько уроков в 8 классе по различным темам, с использованием фрагментов из электронных пособий. Вот некоторые из них (приложения №1,2,3)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №115 Красноармейского района г. Волгограда



Рассмотрено

на заседании МО протокол

№ ________ от

«_____» _____________ 200__г.



Согласовано

Зам. директора по УВР
«_____» ___________

200 __г.




Утверждаю;

Директор МОУ СОШ № 115
«_____» _____________ 200__г.
  1   2   3   4