Главная страница


В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии



Скачать 68.01 Kb.
НазваниеВ группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии
Дата14.04.2016
Размер68.01 Kb.
ТипДокументы




В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности; с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения) и речи.

Работа с детьми в нашей группе ведется по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание педагоги уделяют художественному творчеству. Ведь именно в дошкольном возрасте, более чем когда – либо, изобразительная деятельность оказывает свое развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и его личность в целом. Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать её в качестве действенного средства коррекции недостатков психики аномального ребенка. Кроме этого, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного и трудового развития детей с ограниченными возможностями. Она открывает перед детьми много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для ребят.

В своей работе мы столкнулись с такой проблемой, как недостаток методического обеспечения для обучения и воспитания детей с множественными проблемами развития. В частности это касалось и изобразительной деятельности. Опробуя на практике разные методики и техники, мы пришли к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет нам достигнуть наилучших результатов при обучении детей.

У детей с ограниченными возможностями часто отмечается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на развитие ребенка в целом и, в частности, на формирование изобразительных навыков. Учитывая эти проблемы, мы ставим, при работе с детьми, следующие цели и задачи.

Целью использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности является формирование у детей с множественными проблемами развития системы первоначальных изобразительных навыков и умений. В процессе практической деятельности для реализации поставленной цели определены общие задачи:

  • развитие у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;

  • развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);

  • формирование, уточнение и обогащение представление об объектах окружающего мира;

  • развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;

  • знакомство с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;

  • обучение детей приемам рисования с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения («пальцевая живопись», рисование штампом, губкой, валиком);

  • создание условий для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются:

  • создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;

  • обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно – кинестетическое обследование);

  • организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: кисти различные по форме, валики разной величины с ручкой, губки, трафареты, краски, песок, соль, манка и др.; приспособления для фиксации оптимального положения ребенка: вертикализатор, парта ортопедическая, валики и др.);

  • формирование удобной позы ребенка при рисовании (лежа, сидя) при помощи специальных приспособлений;

  • проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;

  • обязательная совместная деятельность детей и педагогов.

Для успешного овладения детьми нетрадиционными техниками до начала обучения мы проводим обследование детей с целью выявления изобразительных умений и навыков, которыми владеет ребенок. Затем мы составляем перспективный тематический план использования этих техник на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. При составлении плана учитываются индивидуальные особенности и возможности детей данной группы. Работа с детьми ведется в двух взаимосвязанных направлениях: знакомство и освоение новых изобразительных приемов наряду с усложнением, модификацией и комбинированием уже освоенных техник.

Обучение дошкольников с аномальным развитием изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения мы рассматриваем как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов изображения объекта, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Разные виды изобразительной деятельности позволяют многообразно использовать средства для реализации задуманного изображения. Ребенок получает возможность выразить что-то важное для него.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом. Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают у дошкольников эмоционально положительное отношение к самому процессу изобразительной деятельности, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах и способах действия с ними. У детей развиваются умения переноса усвоенных знаний в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования и аппликации разные штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности.

Многолетняя практика показала, что нетрадиционных техник способствует правильному формированию у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами. Кручение и сминание бумаги, размазывание пластилина пальцем по бумаге, рисование пальцем, а не кистью, захват щепотью (тремя пальцами) мелких и сыпучих материалов – значительно укрепляет мелкую моторику детей.

На занятиях по лепке, аппликации и рисованию с использованием нетрадиционных техник развивается речь детей. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словарного запаса детей. Высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников, положительно влияет на формирование связной речи и коммуникативных навыков.

Благодаря регулярному использованию нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности, мы способствуем более точному формированию сенсорных представлений, таких как цвет, форма, величина, ориентировка на листе бумаги, так как многократное повторение материала в разных видах деятельности значительно облегчает детям запоминание и перенос усвоенных знаний. Кроме того, изобразительная деятельность помогает развивать у детей операции обобщения, сравнения и анализа образца. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе деятельности позволяет довести им свою работу до конца.

К достоинствам нетрадиционных техник относятся и простота исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.

Перечень техник, наиболее актуальных в работе с проблемными детьми:

  • монотипия

  • печатание листьями

  • пальчиковое рисование, рисование ладонью, кулаком, ребром ладони

  • рисование песком, солью, манкой

  • рисование ватной палочкой

  • объемная аппликация

  • аппликация из крученых салфеток

  • рисование картофельными штампами

  • рисование по трафарету с помощью валика или поролоновой губки

  • аппликация из пуговиц

и многие другие.
По результатам коррекционно-развивающей работы мы отмечаем динамику в развитии детей: во время занятий преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, аффективных вспышек; внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей успешно формируются сенсорные эталоны цвета, формы и величины. Показательны успехи детей в речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь; некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности весьма перспективное направление в работе с детьми с множественными проблемами развития. «И если тебе нравиться, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми – нужно с ними наблюдать, рисовать и импровизировать».