Главная страница


Викторина «Этикет в вопросах и ответах»



Скачать 78.04 Kb.
НазваниеВикторина «Этикет в вопросах и ответах»
Дата18.04.2016
Размер78.04 Kb.
ТипВикторина

2011-2012 учебный год

7 «А» класс

Викторина «Этикет в вопросах и ответах».
Цель: Воспитывать у детей культуру поведения.
Мы уже давно перестали удивляться, услышав на улице от прохожего ненормативную лексику, увидев шагающую с сигаретой молодую девушку, кричащих в транспорте молодых людей, услышав в театре звонок мобильного телефона и т.д. Невежливость, бестактность, грубость, хамство, неопрятность встречаем мы на каждом шагу.
Многие из молодых хотят быть другими, но пока не знают, как это сделать. Задают себе и другим тысячи вопросов, на большинство из которых не получают квалифицированных ответов.

 

Этикет — это своего рода правила поведения, хорошего тона в любом обществе, своеобразный свод законов, несоблюдение которых нередко карается гораздо строже, чем определяет те или иные проступки Уголовный кодекс.

Необходимость соблюдения норм и правил поведения сопровождает нас на протяжении всей жизни: в семье, в школе, на работе, в обществе, в кругу друзей и т. д. Умение одеваться, правильно и грамотно говорить, благовоспитанность, вежливость, хорошие манеры — вот неполный перечень того, что требуется человеку для достижения успеха.

 
Когда зародился этикет?

Развитие этикета неразрывно связано с развитием человеческого общества в целом. Возникновение этикета большинство исследователей относит к периоду античности. Одна из наиболее ранних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н. э. Однако можно найти свидетельства о том, что этикетная регламентация в виде табу, обычаев, ритуалов существовала уже у первобытных народов и племен.

Какие существуют виды этикета?

По сферам общественной жизни выделяют различные виды этикета:

• Служебный (деловой) этикет.

• Дипломатический.

• Военный.

• Педагогический.

• Врачебный.

• Этикет в общественных местах.

Как связаны этикет и культура общения?

Этикет — это образец, идеал того, как нужно себя вести. А культура общения — реальное поведение, с его положительными и отрицательными проявлениями.

Изменяется ли этикет с течением времени?

Безусловно, что этикет — это исторически изменчивое явление. В наше время он становится менее церемонным, более демократичным, но сохраняет и многие выработанные на протяжении столетий правила и условности того, что называется хорошими манерами, приличиями, воспитанностью.

Что подразумевается под понятием «приличия»?

Приличия — это нормы поведения, в пределах которого оберегается индивидуальность и личное достоинство каждого. О человеке, соблюдающем приличия, можно сказать, что он уважает личность и в себе, и в других.

Что подразумевается под понятием «манеры»?

Под понятием «манеры» подразумевается способ держать себя, внешние формы поведения, обращения с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция, мимика человека.

Что принято считать хорошими манерами?

В обществе хорошими манерами считаются скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми. «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». Дж. Свифт

Что относят к дурным манерам?

Дурными манерами принято считать такую форму поведения, которая вызывает у партнеров по общению отрицательные эмоции, мешает окружающим людям, беспокоит их и раздражает. Иными словами, все безобразное, противостоящее красоте и гармонии. К дурным манерам можно отнести привычку громко разговаривать и смеяться, не стесняться в выражениях, безапелляционность суждений, развязность в жестикуляции, неряшливость в одежде, грубость, проявление откровенной недоброжелательности, пренебрежение к чужим интересам и потребностям, навязывание людям своей воли, сквернословие, употребление кличек и прозвищ, хулиганские действия.

Почему необходимо владеть этикетом?

Мы постоянно находимся в ситуациях общения — на работе и дома, со знакомыми и незнакомыми людьми. Интенсификация человеческого взаимодействия, все возрастающее количество контактов требуют от нас выполнения определенных правил и условий. Этикет же является тем инструментом, своеобразным регулятором, который помогает нам более эффективно общаться. А одним из критериев эффективности общения является достижение наших целей в общении.

Как правильно ходить?

Прямо, с достоинством. Не «задирать нос». Не класть руки в карманы. Не жестикулировать слишком сильно.

Что не следует делать на улице?

Свистеть. Громко смеяться. Показывать на что-либо, «тыкая пальцем».

Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару?

Правой.

Кого следует пропускать?

Стариков, инвалидов, больных, мам с колясками и маленькими детьми.

Как следует повести себя, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь на улице или в другом общественном месте?

Необходимо тотчас вежливо извиниться.

Каким может быть ответ на извинения?

Возможны фразы типа: «Ничего», «Не беспокойтесь», «Ничего страшного», «Бывает», «Все нормально» и т. п.

Если нужно разминуться в узких, тесных местах...

Следует обратиться лицом друг к другу.

Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

«Пропустите, пожалуйста», «Извините, разрешите пройти».

Как следует повести себя, когда вашего спутника приветствуют на улице?

Приветствуйте знакомого вашего спутника кивком

Когда под раскрытым зонтом идут двое, кто его держит?

Зонт держит мужчина или старший по возрасту.

С какой стороны от женщины идет мужчина?

Мужчина должен идти слева от женщины. Исключение составляют военные, когда они в форме.

С какой стороны обходят прохожих?

Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу — справа.

Как обратиться к прохожему, чтобы узнать дорогу, местонахождение какого-либо учреждения и т. д.?

Культурный человек никогда не забудет при этом сказать: «простите», «извините», «пожалуйста»,— и затем поблагодарить за помощь.

Если вы хотите, чтобы прохожий остановился и дал вам нужный ответ, стоит ли задавать вопросы с частицей «не» («Не скажете...», «Не знаете ли...»)

Нет. Зачем заранее произносить отрицание? Лучше начать так: «Извините, скажите, пожалуйста...»

Если к вам обратились, а вы ничем не можете помочь, как вежливо ответить?

«К сожалению, я не знаю», «К сожалению, я ничем не могу помочь», «Извините, не могу быть вам полезен»...

В общественном транспорте не следует...

Заглядывать в книгу, газету, журнал, которые читает рядом стоящий или сидящий пассажир.

Можно ли есть на улице?

Прием пищи на улице считается нарушением правил этикета, хотя это явление все чаще встречается в наши дни. Всегда можно найти подходящее место, чтобы спокойно перекусить (кафе, столовая, скамейка в сквере).

Внимательно слушать, а тем более вмешиваться в чужой разговор...

Верх неприличия.

Некоторые сомневаются, так ли уж необходимо соблюдать этикет дома?

Безусловно, необходимо, и прежде всего потому, что человек может быть счастлив только в благополучной семье. А гармония в семье недостижима без уважительных, деликатных отношений членов семьи, то есть без соблюдения норм и правил этикета.

Какого человека можно назвать хорошим собеседником?

Тот, кто умеет слушать, мимикой, жестами, позой поддерживает беседу, не стараясь быть в центре всеобщего внимания. Древнегреческий оратор и философ Цицерон утверждал: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном».

Можно ли давать советы?

Будьте осторожны! Не торопитесь давать советы, если вас не просят об этом. Сказать знакомому: «Тебе не идет этот галстук!» или «Я не советую тебе встречаться с этой дамой!» — в то время как вас даже не спрашивали об этом — величайшая бестактность!

Допускается ли в беседе спор?

Вполне. Человек должен уметь защищать свою точку зрения, но важно делать это тактично, корректно, аргументированно, без лишних эмоций. Приведем также замечательную мысль о том, что единственный способ добиться наилучшего результата в споре — это уклониться от него. Однако не всем это удается. В таком случае следует непременно овладеть искусством спора и техникой аргументации, иначе переубедить соперника будет крайне сложно.

Каким должен быть тон разговора?

Разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном. «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно ». А. Н. Толстой

Чего надо избегать?

Слова-паразиты не украшают речь, а только вызывают раздражение у слушателей. «Так сказать», «понимаете», «е-мое», «значит», «вот» — эти слова характеризуют культуру человека. Слова-паразиты засоряют нашу речь, они не представляют никакой ценности, более того, являются немалой помехой в общении, поскольку доказывают, что человек не уверен в том, что говорит.
Это своеобразные заполнители пауз. Паузы между предложениями, словосочетаниями, группами слов должны быть непременно. Но нет необходимости заполнять их чем-либо! Кроме того, постоянное произнесение каких-либо звуков обедняет беседу, не дает возможности подумать ни говорящему, ни его партнеру по общению.

Какими должны быть юмор и шутки в общении?

Юмор и шутки выступают своеобразным катализатором положительных эмоций. Веселый, излучающий жизнерадостность собеседник весьма приятен в обществе, он всегда желанный гость. Но шутить нужно умеючи! Это целая наука, а возможно, и искусство. В обществе уместна шутка с тонким смыслом, никого из присутствующих не оскорбляющая, деликатная. Важно учитывать, что многие готовы принять шутку за издевку, за доказательство неуважения к их личности и поэтому могут рассердиться или затаить обиду. Абсолютно недопустимы шутки по поводу чужой фамилии, комплекции, лысины, роста, национальности, автомобильной аварии и проч. Кроме того, помните, что всякая шутка, повторенная второй раз, превращается в катастрофу.

Ни в коем случае нельзя позволять себе насмешки над другими. Насмешника обычно избегают и даже боятся. В своих насмешках он обнаруживает недостаток воспитания и собственное убожество.
Как легкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка доказывает противоположное и нетерпима в светском общении.

Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

Как поступить с мобильным телефоном?

Перед тем как войти в зрительный зал, следует отключить мобильный телефон. Если он зазвонит во время действия, он помешает ходу спектакля, всем присутствующим зрителям и создаст его обладателю репутацию бестактного, примитивного человека. «А свою крутизну вы сможете продемонстрировать после спектакля либо в антракте»,— обращается к такому владельцу сотового телефона актер и режиссер К. А. Райкин.


Для викторины использован материал с сайтов:

https://etiquette.ru

https://kobzeva.ru
Классный руководитель: Гущина И.В.