Главная страница


«Витамины»



Скачать 76.63 Kb.
Название«Витамины»
Дата18.04.2016
Размер76.63 Kb.
ТипУрок



Тема урока: «Витамины».

8 класс

( по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева)
Цели урока:

  • Образовательная: выяснить природу витаминов, их биологическую роль в организме человека; способы профилактики авитаминозов, сохранения витаминов в продуктах.

  • Развивающая: расширить представления учащихся о процессах, происходящих в организме человека, о роли витаминов в сохранении здоровья; развитие монологической речи учащихся, способности решать проблемные ситуации.

  • Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

  • Коррекционная: Развивать умение самостоятельно работать с учебником и предъявляемыми пособиями, слушать мнение своих одноклассников, приходить к согласию при решении проблемных вопросов.

Основные понятия: витамины, авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз.
Оборудование:

Презентация на интерактивной доске, натуральные объекты овощей, фруктов, семян; картинки овощей, фруктов и пищевых продуктов, таблички на парты команд (Витамины А, В,С, D), плакат с изображением человека, знаки витаминов разным цветом для каждой команды.

Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
  1. Актуализация знаний. (слайды 1-2)


  1. Назовите питательные вещества, необходимые человеку. (Белки, жиры, углеводы).

  2. Какова суточная потребность в белках, жирах и углеводах у людей, не связанных с физическим трудом? (Белки 109 г, жиры-104г, углеводы-433г.).

  3. В чем сущность обмена веществ?

  4. Какие вещества расщепляют белки, жиры и углеводы?

  5. Как называются вещества, ускоряющие процесс обмена веществ?

  6. Какие вещества, кроме белков, жиров и углеводов нужны нашему организму? (Минеральные соли, вода, витамины?).

  7. Что вы уже знаете о витаминах? (После ответов учащихся предлагаю упорядочить и расширить свои знания о витаминах и роли, которую они играют в организме человека).



  1. Изучение нового материала.


  1. Целеполагание.

- Тема нашего урока – «Витамины». (слайд 3)

- Вот как сказал бы о витаминах ребенок детсадовского возраста. Стихи С. Лосевой.

Что такое витамины? Для чего проникли в лук,

В молоко и мандарины, в черный хлеб, в морковь, урюк?

Рассмотрю-ка их в окрошке через дедовы очки.

Кто они? Соринки? Мошки? Человечки? Паучки?

Может в перце и петрушке, незаметные на взгляд,

Очень маленькие пушки по бактериям палят?

Если так, то витамины мне нужны наверняка.

Съем на полдник апельсины, на ночь выпью молока.

- А как вы понимаете, что такое витамины? Предположения учащихся).

- Вы уже ученики 8 класса и о витаминах знаете, побольше, чем малыш из детского сада, а расширить свои знания о них вам поможет урок, который состоится сейчас. Какие же задачи необходимо для этого решить?

Совместно с учащимися формулируются задачи урока (слайд 4):

  • Понять, что такое витамины?

  • Узнать, где находятся витамины?

  • Понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему?

  • Узнать, как сохранить витамины?

- Какова личная значимость этой темы?


  1. История открытия витаминов.

- Как вы считаете, давно ли человек знает о витаминах? (Слайд 5). Кто впервые открыл витамины?

Рассказ учителя об истории открытия витаминов.

До конца ХIХ века человечество не знало, что некоторые тяжелые болезни возникают из-за отсутствия в пище свежих овощей и фруктов. В 1881 году русский врач Н.И.Лунин производил опыты с двумя группами мышей. Одной группе он давал цельное молоко, а другой искусственную смесь , куда входили вещества, содержащиеся в цельном молоке. Мыши, питавшиеся цельным молоком, были здоровы, а мыши, питавшиеся искусственной смесью, погибли.

Что предположил Н.И.Лунин?

Лунин предположил, что в пище есть незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни.

Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был, в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.

В 1911 году польский химик Казимир Функ выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин». (Вита-жизнь, амин- азот).


  1. Понятие «витамины», классификация витаминов.

- Найдите в учебнике ответ на вопрос, что же такое витамины? (После ответов учащихся на слайде демонстрируется определение).

Витамины - это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. (слайды6-7)
Витамины образуют Ферменты

(органические вещества) (катализаторы обмена веществ)

Не образуются в наших Образуются в наших клетках.

клетках. Расщепляют белки, жиры,

углеводы.
Вопрос командам. Где могут содержаться витамины, необходимые нашему организму? ( Беседа с учащимися о нахождении витаминов в продуктах питания растительного и животного происхождения, о водорастворимых витаминах ( витамины группы В и РР) и витаминах, растворимых в жирах (витамины А, D, Е, К), заполнение таблицы..

Сообщения учащихся о витаминах А, В, С, Д. (Иллюстрация на интерактивной доске, демонстрация натуральных объектов).

Дополнение учителя о витаминах К, РР, Е. (Таблица на слайде).
- О каком витамине идет речь?

  • Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами,

Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате.

Поищите на земле: он в салате, щавеле.

Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква.

И лимон, и апельсин. В них во всех его едим. (Витамин С).


  • Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить.

Витамин там есть: поможет от рахита защитить. (Витамин D).


  • Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор.

Витамин они имеют и отдать его сумеют.

Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков.

Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. (Витамин В).


  • Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти?

В моркови, печени, желтке он есть.

В общем, все не перечесть. (Витамин А).
Задание командам: « Поход в магазин». Набрать как можно больше овощей, фруктов и пищевых продуктов, содержащих витамин вашей команды. (Учащиеся на столах в классе ищут овощи, фрукты, пищевые продукты, картинки с изображением объектов, в которых может содержаться витамин, за который отвечает команда (время 1 минута). Результаты обсуждаются, оценивается правильность выполненного задания.

- Можете ли вы объяснить термины: Авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз? (Слайд ). (Обсуждение, работа с учебником, запись в тетрадях).

Авитаминоз – отсутствие витаминов.

Гипервитаминоз – избыток витаминов.

Гиповитаминоз недостаток витаминов.

Задание командам. Используя текст учебника на стр. 189-190, помогите решить проблему.

Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, кровь животных).

Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? (Гиповитаминоз витамина В).

Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой? ( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

Группе D. Ваш знакомый жалуется, что постоянно болит голова, язвочки на слизистой рта, немеют руки и ноги. Что бы вы предположили? (Гипервитаминоз витамина А, необходимо обратиться к врачу).

Всем группам. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).


  1. Сохранение витаминов.

Памятка.

«Как сохранить витамины в овощах и фруктах».

В процессе приготовления пищи овощи и фрукты теряют витамины. Если вы хотите, чтобы ваши любимые блюда были не только вкусными, но и полезными, соблюдайте несложные правила приготовления овощей и фруктов.

  • Нарезанные овощи и фрукты нужно хранить недолго в закрытой посуде и смешивать только перед едой.

  • Фрукты чистить нужно только перед едой. Нарежьте их маленькими дольками, чтобы витамины лучше усвоились.

  • Овощи и фрукты при варке кладите в кипящую воду и варите их при закрытой крышке. Потеря витаминов будет меньше.

  • Готовые вареные овощи сразу же выньте из отвара, иначе они станут водянистыми и безвкусными из-за того, что в отвар перейдут витамины и минеральные соли.



  1. Закрепление.


Задание командам: На фигуру человека закрепить значок витамина вашей команды. Причем, на тот орган или систему органов, на который данный витамин влияет ( на задание 2 минуты). (Вывешивается плакат с изображением фигуры человека и рисунками отдельных органов на ней, рядом поясняющие надписи: кожа, мышцы, мозг, нервы, орган зрения и так далее. Дети должны прикрепить значки витаминов рядом со словами или органа.

Вопросы командам ( « Да» или «Нет»). Блиц-опрос, кто быстрее ответит.

1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.

2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно.

3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь.

4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.

5.Основным источником витаминов являются растения.

6.Витамины способствуют образованию ферментов.

7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.

8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.


  1. Домашнее задание.

§ 37, устно отвечать на вопросы к параграфу, подготовить листовку-рекламу витаминов.


  1. Подведение итогов урока.

Демонстрируется слайд с задачами урока.

Вопрос классу. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пользуясь вопросами слайда, учащиеся формулируют итоги урока.

  1. Рефлексия.

Ребята, скажите, что вы получили от сегодняшнего урока?

Подумайте в паре выразите свои впечатления, одним словом.