Главная страница


«Волшебный лед»



Скачать 66.26 Kb.
Название«Волшебный лед»
Дата30.07.2016
Размер66.26 Kb.
ТипКонспект

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной группы детского сада на тему «Волшебный лед»

Программное содержание: Познакомить детей с качествами и свойствами льда и воды, пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами экспериментирования. Развивать связную речь, учить отвечать детей полным предложением, пополнять словарный запас детей. Воспитывать умение работать сообща. Заключать логические выводы и умозаключения. Находить оптимальное решение проблемной ситуации и использовать это решение в повседневной жизни.

Оборудование: нитка, бумажные сосульки, письмо, стакан воды, фигурный лед, чашка, тряпочный мешочек, губка, полотенце, алгоритм решения проблемных ситуаций, проектор, ноутбук, интерактивная доска.

  1. Организационный момент

Дети с воспитателем подходят к сосулькам, которые висят на нитке.

Воспитатель: - «Ребята к нам в группу сегодня утром пришла посылка с письмом и фотографиями. Но чтобы до них добраться, нам с вами необходимо собрать все сосульки, которые преградили нам путь. Какое сейчас время года? Ранняя весна. А почему на крышах появляются сосульки? Потому что солнце весной греет сильнее, снег начинает таять, но воздух вокруг еще не прогрет. Ребята, мы сможем убрать сосульки с нашего пути, если назовем похожие слова к слову «Лёд» (прохладный, мёрзлый, стылый, студёный, морозный, леденистый, не согретый, студеный, прохладный, ледяной, морозный).

Дети называют слова и снимают сосульки. После этого подходят к интерактивной доске и находят возле нее письмо и коробочку.

Воспитатель: - «Вот мы и на месте. Давайте скорее читать письмо»:

Воспитатель зачитывает письмо и листает слайды №1, 2, 3

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снежана.
Вчера я была на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, сверкает, переливается... Особенно мне понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая... Снежная королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я ее положила в коробочку, чтобы она не разбилась и отдала снеговику, чтобы он передал ее вам. Надеюсь, она вам понравится!» Воспитатель: «Ой, ребята, давайте, скорее, откроем коробочку и посмотрим на подарок». Дети открывают коробку, а там ничего нет, только мокрое место. Воспитатель:– « Ребята, а куда же делась чашечка?» (В процессе обсуждения выясняется, что чашка у Снежной Королевы была сделана изо льда, и лед растаял в теплой группе).

2. Проведение экспериментов Воспитатель:- «Оказывается лед — волшебный, он умеет превращаться. Лед — это твердое вещество, в нем человечки крепко держатся за руки. Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки — и получается жидкость, вода. А чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что можно делать с водой, а что — со льдом? Давайте поведем несколько опытов и увидим, чем же отличаются вода и лед». Дети подходят к столу для экспериментирования. Воспитатель переключает 4 слайд. 1 эксперимент Воспитатель: - «Ребята, давайте проверим, могут ли лед и вода растекаться. Для этого возьмите лед и положите его на стол, а затем воду налейте на стол. Что мы видим? Вода растеклась по столу, а лед нет. Значит, какой вывод мы можем сделать?» Дети: «Вода растекается, а лед нет». Дети записывают полученные результаты в таблице на интерактивной доске. 2 эксперимент Воспитатель: - «А сейчас, мы с вами проверим, могут ли вода и лед впитываться. Для этого возьмите губку и приложите ее ко льду. Лед не впитался в губку, она осталась сухой. А теперь опустите губку в чашку с водой и выжмите ее. Вода полностью впиталась в губку. Какой вывод мы можем сделать? Дети: - «Вода впитывается, а лед нет». Дети записывают полученные результаты в таблице на интерактивной доске. 3 эксперимент Воспитатель: - «Ребята, давайте проверим, могут ли наши вещества перемещаться из одного места в другое. Давайте возьмем тряпочный мешочек и положим в него кусочки льда. Лед остается в мешке. А сейчас мы нальем в мешок воду. Вода вытекла из него, значит, она умеет перемещаться». Дети записывают полученные результаты в таблице на интерактивной доске. Воспитатель: - «Ребята, давайте подведем итоги наших экспериментов». Дети: - «Лёд не растекается, не впитывается и не перемещается, а вода может растекаться, впитываться и перемещаться».

3.Физминутка «Лёд – вода» Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «лёд-вода». Сейчас, пока будет звучать бубен, вы превратитесь в воду и сможете перемещаться по группе в любом направлении, но как только бубен замолчит, вам надо превратиться в лед и застыть на месте».

4.Решение проблемной ситуации Воспитатель: - «Ребята, вы хотели бы увидеть чашечку, которую нам прислала Снежанна? Давайте напишем ей письмо, чтобы она прислала нам еще одну посылку. Но как, же мы сохраним эту чашечку? Если она опять растает? Как сделать так чтобы ледяная чашечка не растаяла сразу, если у нас нет холодильника, чтобы мы успели посмотреть на нее и показать другим ребятам? Ребята, а давайте попробуем решить эту проблему». Дети садятся на стульчики возле мольберта и выкладывают алгоритм решения проблемных ситуаций) см. Приложение 1 Шаг 1.Проблема - надо сохранить ледяную чашку без холодильника. Шаг 2.Что мы хотим? - Сохранить ледяную чашку, на какое - то время. Шаг 3.Что нам мешает?- Тепло Шаг 4. Противоречие: надо сохранить ледяную чашку, на какое-то время, но при этом в группе должно остаться тепло. Шаг 5. Варианты решение проблемы (дети предлагают свои варианты, воспитатель схематично зарисовывает их): -поставить чашку за окно; -положить в специальную сумку; -почтальон может оставить чашку на улице, закопать ее в сугробе; -почтальон может сообщить нам, что доставил посылку (позвонить); -накрыть чашку чем-нибудь; и другие варианты. Шаг 6. Как объект может сам решить проблему. Воспитатель: - «Ребята, почему тает лед? Потому что в группе тепло. А почему он на улице не тает? Какой признак меняется? Меняется признак температуры. Значит надо сохранить температуру. А что если сам лед будет сохранять температуру. Надо, чтобы на лед не попадал теплый воздух. Можно поставить его в прохладное место и накрыть банкой». Шаг 7. Выбор идеального результата (самого быстрого, дешевого и практичного). Воспитатель вместе с детьми разбирает каждый предложенный результат: - « Если мы поставим чашку за окно, то она может упасть и разбиться»; - «Можно положить чашку в термосумку, но у нас ее нет»; - «Если почтальон закопает чашку в сугробе, мы можем не заметить ее»; - «Он не знает нашего телефона, придется ему звонить в справочную, а это займет много времени»; - «Если мы поставим чашку в прохладное место и накроем чем-нибудь – этот вариант самый быстрый, практичный и менее затратный»

5.Проверка выбранного решения

Воспитатель: - «Ребята, а давайте проверим наш способ. Где у нас есть прохладное место? Какой помощник умной головы поможет нам? Руки». (Дети при помощи рук ищут в группе самое прохладное место). Воспитатель: - «Правильно, ребята, самое прохладное место у нас это подоконник. Давайте возьмем тарелку с кусочком льда, накроем его чашкой и поставим на подоконник. А второй кусочек льда мы оставим на столе. Через какое-то время мы проверим, какой лед лучше сохранился. ( По истечении получаса дети убеждаются, что лед, накрытый и поставленный в прохладное место, сохраняется дольше, чем открытый и стоящий в теплом месте)

6.Подведение итогов

Воспитатель: - «Ребята, а что еще можно сохранить таким способом? Что еще может растаять в тепле? Дети: «Мороженое!» Воспитатель: - «Ребята вам понравилось решать проблему? А что еще вам понравилось? Проблему мы решили, а какая еще может возникнуть проблема?»

Воспитатель включает 5 слайд.

Приложение 1

Алгоритм решения проблемных ситуаций (Технология ОТСМ-ТРИЗ)