Главная страница

Задача. Реализация на практике цор, используя при этом активные формы обучения учащихся



Скачать 60.76 Kb.
НазваниеЗадача. Реализация на практике цор, используя при этом активные формы обучения учащихся
Дата12.03.2016
Размер60.76 Kb.
ТипЗадача



Цель. Познакомить учителей химии и с Единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов и показать использование инновационных технологий: ЦОР на уроках химии.

Задача. Реализация на практике ЦОР, используя при этом активные формы обучения учащихся.

Выделение проблемы. В связи с тем, что в настоящее время, сократилось количество часов по химии, а объем учебного материала курса химии остался почти прежним, учитель вынужден постоянно поддерживать высокий темп его изучения. Это в свою очередь вызывает большие трудности при выработке системы знаний у каждого ученика. Чтобы решить проблему глубокого и прочного усвоения программы каждым учеником в быстром темпе, учителю необходимо использовать при этом цифровые образовательные ресурсы, отходить от традиционной структуры урока, строить урок свободно, творчески, добиваться усвоения учащимися новых знаний непосредственно на уроке и тем самым исключить возможные перегрузки школьников домашними заданиями.
Что такое ЦОРы

Как уже было сказано выше, аббревиатура «ЦОР» расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Если трактовать это название более широко, в соответствии с указанным выше смыслом, то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать любой фрагмент аудиовизуальной информации, так или иначе представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. То есть,  в качестве ЦОРа мы можем рассматривать 1)любой фрагмент текста, 2)запись формулы, 3)электронную таблицу, 4)рисунок, 5)фотографию, 6)анимацию,7) аудио или видеофрагмент, 8)презентацию или базу данных, созданную на их основе, 9) тест и т.д.
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) может помочь учителю в создании образных, запоминающихся уроков химии, она позволяет иллюстрировать их изображениями, таблицами, видеофрагментами, интересными текстовыми материалами; использовать тестирование и самотестирование учеников, флеш-анимацию для интерактивного взаимодействия с изучаемым материалом, готовые презентации в формате ppt и звуковые фрагменты.

Важно отметить, что все ресурсы, собранные в Единой Коллекции, бесплатны и распространяются совершенно свободно. Учитель может использовать их, не опасаясь санкций за нарушение авторских прав.

Навигация по сайту.

Для того, чтобы начать пользоваться Коллекцией, надо разобраться с навигацией по сайту. Она разнообразна и иногда интуитивно не сразу понятна, поэтому ее освоение может занять некоторое время.

Знакомство с Единой Коллекцией цифровых образовательных ресурсов начинается с главной страницы. Вверху находится главное меню, ниже — строка поиска, еще ниже — три колонки. Левая колонка — «О проекте», средняя — «Каталог», правая — «Новости».

ЦОР доступны и учителям, и учащимся, а, следовательно, могут выполнять разные задачи: могут быть использованы при изучении нового материала, при закреплении и совершенствовании знаний, при контроле знаний.

Если вы уже имеете навыки работы с Коллекцией и решили сразу найти интересующие вас ресурсы, можно воспользоваться системой быстрого поиска. При этом мы рекомендуем использовать опцию «расширенный поиск». Если просто щелкнуть мышкой по строке «расширенный поиск», вы получите список всех документов, доступных сейчас в Коллекции —111048 . Введя в поисковую строку запрос, например, «Строение атома», мы получаем всего 137 документов. Это, конечно же, не отражает всю полноту Коллекции ресурсов по теме. Поэтому для более детального и углубленного знакомства следует зайти в раздел «Каталог» в самой верхней строчке меню, затем выбрать один или несколько классов, можно все, при этом выпадает меню «предметы», затем выбрать предмет (в нашем случае «Химия»), в результате в правой части экрана в разделе «Учебные материалы» появляется список ресурсов.

Далее следует зайти в раздел «Оглавления учебников». Допустим, это «Химия» Габриелян О.С. 8 класс Выпадает меню, соответствующее главам учебника со списком ресурсов. Выбираем интересующий нас раздел, допустим, «Сера». Мы видим 7 ресурсов. Посмотрим, что представляют собой эти цифровые образовательные ресурсы. Для этого выбираем первый ресурс «Анимация. Взаимопревращения аллотропных модификаций серы» и щелкаем по ссылке «Карточка ресурса».  Настоятельно рекомендую пользоваться именно этой опцией для просмотра ресурсов как наиболее удобной.

Из карточки можно узнать, для какого (или каких) классов предназначен ресурс, по какому предмету и по каким темам он проходит на сайте, его соответствие учебнику Габриеляна и поурочному планированию к этому учебнику. В  случае, если скорость Интернет невысока, лучше сначала скачать ресурс, а потом его посмотреть. Если же учитель работает с ресурсами из школы, в случае с видеофрагментами можно ресурс посмотреть сразу.

Обращаю ваше внимание на то, что в правом верхнем углу экрана находятся две кнопки «Посмотреть ресурс» и «Скачать ресурс». Учитывая скорость своего канала Интернет, выбираем первое или второе.

Ниже находится меню «Ресурсы раздела», где даны ссылки на ресурсы нашего раздела. Это сделано для того, чтобы после просмотра или скачивания файла можно было не возвращаться в старое окно, а продолжить просмотр дальше.

Рассмотрим второй ресурс « Иллюстрация. Самородная сера» , этот ЦОР легко скопировать и вставить в презентацию.

Давайте зайдем в следующий раздел сайта — «Коллекции».

Тогда заходим в «Интерактивные задачи по химии», мы видим здесь есть задание «Окислительные свойства серы».

В разделе «Ресурсы учителей» есть разработки конкретных уроков с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Для презентации к уроку нам не хватает видеоопытов, открываем раздел «Неорганическая химия. Видеоопыты»


[Карточка ресурса]

Ниже находится меню «Ресурсы раздела», где даны ссылки на ресурсы нашего раздела. Это сделано для того, чтобы после просмотра или скачивания файла можно было не возвращаться в старое окно, а продолжить просмотр дальше.

И так далее. Вам кажется, что и этого недостаточно? Тогда заходим в следующий раздел — электронные издания.Здесь очень много полезной информации. Обязательно посмотрите эти ресурсы. Обращаем ваше внимание на то, что ресурсы на CD/DVD имеют большой объем и при невысокой скорости Интернет могут скачиваться достаточно долго. В разделе «Ресурсы учителей» есть разработки конкретных уроков с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Загляните и в раздел «Региональные коллекции».

И все же основной пункт меню — «Каталог». Обязательно посмотрите и скачайте материалы разделов «Поурочные планирования» и  «Методические рекомендации» — там есть все для успешной работы учителя-предметника с материалами Единой Коллекции. Надо лишь иметь в виду, что материалы скачиваются в виде архивов и требуют последующей распаковки.

Работа с материалом. Все присутствующие разделены на группы, и каждой группе выдается карточка с заданием: подобрать ЦОРы и добавить их в PowerPoint презентации по темам:

1-я группа. «Кислоты» 8 класс.

2-я группа. «Соли» 8 класс.

3-я группа. «Серная кислота» 9 класс

4-я группа «Азот. Аммиак» 9 класс

Не пожалейте времени для подробного знакомства с сайтом http://school-collection.edu.ru/, и усилия будут вознаграждены совершенно иным, значительно более высоким уровнем ваших уроков!

Представление результатов. Группы представляют результаты работы .

Рефлексия. Давайте обсудим возможности использования ЦОР на уроке и внеурочной деятельности.

Актуальность использования ЦОР и средств ИКТ:

  • использование ЦОР позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы  в процессе усвоения учебной информации;

  • формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности;

  • создание условий для эффективной реализации современных методов обучения;

  • возможность проведения интерактивного тестирования прямо в процессе урока;

  • объективность оценивания знаний и умений.


Вывод 

Использование ЦОР в образовательном процессе позволяет осуществлять системно-деятельностный подход в обучении, а также сформировать информационно-коммуникативные компетенции учащихся и компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности учащихся, а именно:

- сделать урок более интересным, наглядным;

-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счёт возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

- способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;

- работать в интерактивном режиме;

- визуализировать учебную информацию;

- визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

- осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;

- проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.
Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/ -Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов