Главная страница


Задачи экономического воспитания и пути их реализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста



Скачать 47.85 Kb.
НазваниеЗадачи экономического воспитания и пути их реализации в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Дата14.04.2016
Размер47.85 Kb.
ТипДокументы

ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа с детьми по экономическому воспитанию делает попытку заложить основы экономического образа мышления, осознания того, каков «Я» в мире экономических ценностей и как вести себя в нем. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее созидателем предметов потребления. В этом - залог нового мышления, нового отношения к жизни.

Задачи:

  • ребенок должен понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

  • уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

  • осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд — продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

  • видеть красоту человеческого творения;

  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать;

  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

  • контролировать свои потребности в соответствии с возможностями.

Для реализации задач экономического воспитания выделены следующие блоки или направления работы с детьми:

  1. «Полезные навыки и привычки в быту»

  2. «Труд - продукт»

  3. Реклама»

  4. Деньги.

Блок «Полезные привычки и навыки в быту» достаточно понятен, так как он связан с одним из традиционных направлений детского сада воспитанием навыков и привычек культуры поведения. Их экономический аспект - отношение к свету, воде, продуктам питания и др.

С понятием «потребности» дети знакомятся в блоке «Труд — продукт». Дети получают представления о том, почему все взрослые работают. Результаты труда людей — это и есть продукт труда (разные товары, вещи, игрушки, продукты питания и др.), в которых нуждаются все люди: и взрослые, и дети.

Разнообразная деятельность позволяет детям понять, какую роль в жизни играет труд, откуда берутся самые разнообразные товары, необходимые людям для жизни.

Знакомство с блоком «Труд — продукт» строится следующим образом:

  • чтение художественных произведений на экономические темы, показывающие положительные нравственные качества героев, знакомство с пословицами, поговорками о труде;

  • включение в НОД материалов по региональному компоненту, содержащих информацию о том, кто трудится на местных предприятиях, какую продукцию выпускают заводы и фабрики Республики Хакасия ;

  • формирование представлений о профессиональной деятельности с помощью плана-карты с фишками, где обозначено расположение предприятий по районам города;

  • решение проблемных ситуаций.

Итак, товар произведен. А какова его дальнейшая судьба?

Если он создан, о нем должны узнать все люди. Для этого существует реклама (блок «Реклама»). Этот материал вызывает у детей огромный интерес. Они знакомятся с самим понятием «реклама», узнают, какой она бывает, рассматривают рекламу во время экскурсии по городу, на занятиях, самостоятельно придумывают рекламу, исходя из предложения: «Если бы у меня было свое дело».

С помощью рекламы люди узнают, где и какие товары можно купить. Но как это сделать? Следующий этап работы - знакомство детей с деньгами (блок «Деньги»). Не стоит опасаться, что разговоры о деньгах могут вызвать у детей нездоровый, повышенный интерес к ним. С детьми можно обсудить разные жизненные ситуации: что было, когда денег не было; какие бывают деньги; каково назначение денег — предмета жизненной необходимости; откуда они берутся. Работа по этому блоку проводится в подготовительной группе, так как дети должны уметь считать, складывать, вычитать, желательно читать.

Логика работы со специальным дидактическим материалом «Деньги. Обмен» ясна: от простого — к сложному, от конкретного — к абстрактному. Изготовление этого материала под силу всем: и родителям, и педагогам. Для этого можно отксерокопировать бумажные денежные купюры, а также можно использовать металлические монетки.

Работа с материалом «Деньги. Обмен» делится на три этапа:

I. Знакомство с денежными знаками. На столе раскладываются в три стопочки бумажные купюры, металлические монетки и таблички, на которых словами и цифрами обозначена стоимость денежного знака.

II. Обмен. Цель этого этапа - показать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми. Игра «Маленький покупатель».

III. Наличная сумма, цена, сдача. Третий этап - «беспредметный». Здесь ребенок должен научиться сопоставлять цены с имеющимися у него наличными деньгами и оперировать ими. Материал напоминает лото из табличек 4-х видов. Три таблички - СТОИТ, ПЛАЧУ, СДАЧА; остальные - с обозначением денежной суммы. Таблички СТОИТ, СДАЧА, раскладываются в один ряд, а под ними нужно выложить другой ряд табличек с обозначением денежной суммы.

Например,

СТОИТ




ПЛАЧУ




СДАЧА
















5 руб.




10 руб.




?

Задача заключается в том, чтобы правильно определить сумму сдачи.

Чтобы оперировать этим материалом, ребенок должен уметь сравнивать числа в пределах 10, складывать и вычитать круглые числа.

В зависимости от счетных навыков участника занятий задачи можно усложнить: предложить платить не одной, а двумя табличками.

Закрепление знаний этого этапа - в игре «Маленький покупатель». Считается, что ребенок, освоивший работу с этим материалом, может самостоятельно ходить в магазин.

Результаты этого воспитания будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственных родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада, в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.