Главная страница


Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 11 класс



Скачать 138.73 Kb.
НазваниеЗадания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 11 класс
Дата10.04.2016
Размер138.73 Kb.
ТипДокументы



    1. Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 11 класс



Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:

а) красные;

б) зеленые;

в) бурые;

г) золотистые.

2. Плод киви - это:

а) ягода;

б) тыквина.

в) многокостянка;

г) многосемянная коробочка.

3. На рисунке представлен эффективный агротехнический прием:

а) пасынкование;

б) мульчирование;

в) пикировка;

г) окучивание.

4. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:

а) пасленовых;

б) злаковых;

в) лилейных;

г) мотыльковых (бобовых).

5. Тела грибов образованы:

а) мицелием;

б) микоризой;

в) ризоидами;

г) конидиями.

6. Для тела высших растений характерно строение:

а) одноклеточное;

б) колониальное;

в) слоевищное;

г) листостебельное.

7. Из глюкозы первичный крахмал у покрытосеменных образуется в:

а) лейкопластах;

б) хромопластах;

в) хлоропластах;

г) цитоплазме.

8. Дыхание у земноводных осуществляется:

а) через жабры;

б) через легкие;

в) через кожу;

г) всеми названными способами.

9. Берцовую кость следует отнести к уровню организации живого:

а) клеточному;

б) тканевому;

в) органному;

г) системному.

10. Верхушка оси вегетативной почки представляет собой:

а) зачаточный бутон;

б) конус нарастания;

в) зачаточный лист;

г) основание побега.
11.Эвглену зеленую называют «переходной формой» потому, что она:

а) передвигается с помощью жгутика

б) имеет хлоропласты

в) имеет признаки растения и животного

г) состоит из одной клетки

12. К насекомым с неполным превращением относятся:

а) комары;

б) кузнечики;

в) жуки;

г) бабочки;

13. Пресмыкающиеся дышат:

а) кожей;

б) легкими;

в) жабрами;

г) трахеями.

14. Малярию вызывают представители типа:

а) споровики

б) инфузории

в) радиолярии

г) микроспоридии

15. Согласно результатам генетического анализа диким предком домашней собаки является:

а) волк;

б) шакал;

в) койот;

г) динго.

16. При ожогах руки I степени рекомендуется:

а) тщательно промыть открытые раны, удалить отмершие ткани и обратиться к врачу;

б) как можно скорее поместить руку в холодную воду или обложить кусочками льда;

в) растереть конечность до покраснения и наложить тугую повязку;

г) туго забинтовать обожженную конечность и обратиться к врачу.

17. Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха называют:

а) резервным объемом выдоха;

б) резервным объемом вдоха;

в) дыхательным объемом;

г) остаточным объемом.

18. Корковый слой надпочечников вырабатывает гормон:

а) адреналин;

б) тироксин;

в) кортизон;

г) глюкагон.

19. Лишним звеном в составе единой трофической цепи является:

а) дождевой червь;

б) мятлик;

в) волк;

г) овца.

20. В настоящее время пестициды не рекомендуются для уничтожения вредителей

сельского хозяйства, потому что они:

а) очень дорогостоящие;

б) разрушают структуру почвы;

в) снижают продукцию агроценоза;

г) обладают малой избирательностью действия.

21. Область науки о изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и

процессы, с целью объяснить особенности поведения отдельных людей, групп и

коллективов:

а) медицина;

б) этология;

в) физиология;

г) психология.

22. У кишечнополостных животных (тип Coelenterata) отсутствует:

а) эктодерма;

б) мезодерма;

в) энтодерма;

г) мезоглея.

23. Недавно был обнаружен ранее неизвестный организм, не имеющий ядерной

мембраны и митохондрий. Из перечисленного, наиболее вероятно, этот организм

будет иметь:

а) эндоплазматический ретикулум;

б) хлоропласты;

в) лизосомы;

г) рибосомы.

24. В связи с паразитическим образом жизни у ленточных червей отсутствуют

дыхательная и пищеварительная системы. Такое упрощение строения можно

рассматривать как:

а) морфофизиологический прогресс;

б) морфофизиологический регресс;

в) биологический регресс;

г) идиоадаптацию.

25. Наружные жабры у головастиков лягушек по сравнению с жабрами рыб являются органами:

а) аналогичными;

б) гомологичными;

в) рудиментарными;

г) атавистическими.

26. Покрытосеменные растения появились:

а) в конце палеозойской эры;

б) в начале мезозойской эры;

в) в конце мезозойской эры;

г) в начале кайнозойской эры.

27. В Докембрии произошли следующие ароморфозы:

а) четырехкамерное сердце и теплокровность;

б) цветы и семена;

в) фотосинтез и многоклеточность;

г) внутренний костный скелет.

28. Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются:

а) вакуоли;

б) пластиды;

в) митохондрии;

г) рибосомы.

29. Какой из признаков, характерных для млекопитающих, является ароморфозом:

а) волосяной покров;

б) строение зубной системы;

в) строение конечностей;

г) теплокровность.

30. Выдающийся русский биолог Карл Максимович Бэр является автором:

а) закона зародышевого сходства;

б) закона независимого наследования признаков;

в) закона гомологических рядов;

г) биогенетического закона.

31. Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является

следствием:

а) дивергенции;

б) конвергенции;

в) параллелизма;

г) случайного совпадения.

32. Генетическая информация в РНК кодируется последовательностью:

а) фосфатных групп;

б) сахарных групп;

в) нуклеотидов;

г) аминокислот.

33. Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:

а) митохондрии;

б) хлоропласты;

в) ядро;

г) вакуоли.

34. Если бы в состав белков входило 14 аминокислот, 1 аминокислота могла бы кодироваться:

а) 1 нуклеотидом;

б) 2 нуклеотидами;

в) 3 нуклеотидами;

г) 4 нуклеотидами.

35. У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного сцепленного с полом гена, локализованного в Х хромосоме. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. Вероятность появления данной аномалии у дочерей в этой семье составляет:

а) 0 %; б) 25 %; в) 50 %; г) 100 %.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.

1. Бактерии являются возбудителями болезней –

1) чума, 2) холера, 3) амебная дизентерия; 4) оспа; 5) туберкулез.

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2, 5;

в) 2, 3, 4;

г) 2, 3, 5;

д) 2, 4, 5.

2. У паукообразных продукты обмена могут выделяться через –

1) антеннальные железы; 2) коксальные железы; 3) максиллярные железы;

4) протонефридии; 5) мальпигиевы сосуды.

а) 1, 4;

б) 2, 3;

в) 2, 5;

г) 3, 4;

д) 4, 5.

3. У пресмыкающихся газообмен может осуществляться через –

1) лёгкие; 2) жабры; 3) поверхность кожи головы; 4) выросты слизистой

оболочки в ротовой полости; 5) пилорические выросты в кишечнике.

а) 1, 2;

б) 1, 3;

в) 1, 4;

г) 1, 5;

д) 1, 2, 5.

4. Птенцовыми птицами являются –

1) тетерев, 2) рябчик, 3) орел беркут, 4) волнистый попугай, 5) фазан:

а) 1, 2;

б) 2, 4;

в) 2, 5;

г) 3, 4;

д) 3, 5.

5. Четырехкамерное сердце встречается у представителей классов –

1) костные рыбы; 2) земноводные, 3) пресмыкающиеся; 4) птицы; 5)

млекопитающие.

а) 1, 2;

б) 1, 2, 3;

в) 2, 3;

г) 2, 3, 4;

д) 3, 4, 5.

6. Для осуществления свертывания крови необходимы вещества –

1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин.

а) 1, 2, 3;

б) 2, 3, 4;

в) 2, 3, 5;

г) 1, 3, 4;

д) 2, 4, 5.
7. Для условных рефлексов характерно то, что они –

1) врожденны, 2) стереотипны, 3) исчезают и возникают в течение онтогенеза,

4) возникают на основе условных, 5) индивидуальны.

а) только 1, 2;

б) только 2, 3;

в) только 1, 3, 4;

г) только 3, 4, 5;

8. Мутационная изменчивость –

1) необратима , 2) возникает под действием внешних условий среды,

3) не связана с изменением генотипа, 4) наследуется, 5) может быть полезной:

а) только 1, 3;

б) только 2, 5;

в) 1, 3, 4;

г) 2, 3, 4

д) 1, 2, 4, 5.

9. Плазматическая мембрана участвует –

1) во взаимодействии клеток, 2) в избирательном транспорте веществ,

3) хранении генетической информации, 4) биосинтезе белка, 5) фагоцитозе:

а) только 1, 2;

б) только 1, 3;

в) 2, 4, 5;

г) 1, 2, 5;

д) 2, 3, 4, 5.

10. В молекуле ДНК комплементарными являются следующие пары нуклеотидов –

1) А-Т; 2) А-Г; 3) А-Ц; 4) А-У; 5) Г-Ц.

а) 1, 2;

б) 2, 3;

в) 1, 5;

г) 2, 4;

д) 1, 4, 5.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

2. Фотосинтез происходит во всех клетках зеленых растений.

3. Если цветки растения имеют только пестики, то его называют женским.

4. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.

5. Человек является промежуточным хозяином в жизненном цикле лошадиной аскариды.

6. В отличие от птиц, у млекопитающих кора больших полушарий развита лучше.

7. В дикой природе обезьяны в Европе не обитают.

8. У некоторых современных птиц на крыльях есть свободные пальцы с когтями для

лазания по деревьям.

9. Наиболее вероятно, что головастик лягушки с удаленной в ходе эксперимента

щитовидной железой продолжит нормальный метаморфоз.

10. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

универсальными донорами.

11. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная

система.

12. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь.

13. Популяционные волны практические никак не влияют на генофонд.

14. Ультрафиолетовые лучи обладают мутагенным действием.

15. Межвидовая гибридизация и искусственный отбор, как методы селекции, появились в

ХХ веке.

16. Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.

17. Растения поглощают углекислый газ только на свету.

18. Вдох у человека осуществляется без затрат энергии в виде АТФ.

19. Относительно большое количество рибосом наблюдается в клетках, специализирую-

щихся на образовании белков.

20. Отец не может передать сыну такой признак, как дальтонизм.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 4 балла] Осматривая растения на приусадебном участке, биолог определил,

что у некоторых из них наблюдаются признаки голодания по ряду элементов

питания. Соотнесите данные симптомы (А–Г) с причинами их появления,

связанными с недостатком определенных элементов питания (1–4).

Признаки голодания:

1) Бледно-желтая окраска ткани между жилками у молодых листьев.

Старые листья поражаются позже, но сходным образом. Малая

мощность растений.

2) Отмирание верхушечных почек, закрученные деформированные

листья. Черная гниль у корнеплодов свеклы и моркови.

3) Задержка цветения у декоративных растений, отсутствие роста.

Фиолетовая окраска листьев и стеблей. Тенденция к скручиванию и

перевертыванию листьев.

4) Слабый рост, карликовость. Отношение побеги/корни сдвинуто в

пользу корней. Преждевременное пожелтение старых листьев.

Элементы питания:

А) фосфор;

Б) азот;

В) железо;

Г) бор.
2. [мах. 3 балла] Кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную

окраску. Укажите для объектов (1–6) характерный цвет крови/гемолимфы (А–Д).

Объект:

1) дождевой червь;

2) многощетинковый червь серпула;

3) каракатица;

4) речной рак;

5) личинка комара-толкунца (род Chironomus);

6) марокканская саранча.

Цвет крови/гемолимфы:

А) красная;

Б) голубая;

В) зеленая;

Г) оранжево-желтая;

Д) бесцветная.
3. [мах. 2,5 балла] Сопоставьте названия белков (А–Д) с их функциями в организме

человека (1–5).

1) структурная;

2) каталитическая;

3) защитная;

4) двигательная;

5) транспортная.

А) трипсин;

Б) миозин;

В) гемоглобин;

Г) тубулин;

Д) гамма-глобулин.
4. [2,5 балла] Сопоставьте болезнь (1–5) и переносчика возбудителя (А–Д).

1) чума;

2) энцефалит;

3) малярия;

4) эпидемический сыпной тиф;

5) бешенство.

А) собаки, шакалы, летучие мыши;

Б) комары;

В) клещи;

Г) вши;

Д) блохи.

5. [2,5 балла] Соотнесите названия структур (1–5) с веществами, входящими в их

состав (А–Д):

1) мышцы;

2) рибосомы;

3) клеточные стенки;

4) мембраны;

5) хромосомы.

А) белки и РНК;

Б) белки и ДНК;

В) белки и липиды;

Г) белки и полисахариды;

Д) белки актин и миозин.

ОТВЕТЫ: 11 класс

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

а

г

б

а

г

в

г

в

б



11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

в

б

б

а

а

б

в

в

а

г



21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

г

б

г

б

а

в

в

б

г

а

а

31

32

33

34

35

б

в

б

б

в

Часть 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

в

г

д

б

г

д

г

в

Часть 3.

1 да

2 нет

3 да

4 нет

5 нет

6 да

7 нет

8 да

9 нет

10 нет

11 нет

12 нет

13 нет

14 да

15 нет

16 нет

17 да

18 нет

19 да

20 нет

Часть 4. [14,5 баллов]

Задание 1. [мах. 4 балла]

Элементы питания 1 2 3 4

Признаки голодания В Г А Б
Задание 2. [мах. 3 балла]

Объект 1 2 3 4 5 6

Цвет

крови/гемолимфы

А В Б Д А Г
Задание 3. [мах. 2,5 балла]

Функции 1 2 3 4 5

Белки Г А Д Б В
Задание 4. [2,5 балла]

Болезни 1 2 3 4 5

Переносчик

возбудителя

Д В Б Г А
Задание 5. [2,5 балла].

Структура 1 2 3 4 5

Вещества Д А Г В Б

Максимальное количество баллов – 89,5.