Главная страница


Закону Российской Федерации «Об образовании»



Скачать 72.52 Kb.
НазваниеЗакону Российской Федерации «Об образовании»
Дата18.04.2016
Размер72.52 Kb.
ТипЗакон

Пути предупреждения правильной осанки у детей младшего школьного возраста

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании», приоритетным направлениям работы образовательных учреждений является укрепление здоровья детей и предупреждение возможных отклонений в их развитии. При этом особого внимание заслуживает предупреждение дефектов осанки, поскольку состояние осанки является одним из важных показателей здоровья и существенным критериям правильного развития ребенка.

В настоящее время в школе формированию навыка правильной осанки не уделяется должного внимания, поскольку результаты многочисленных исследований, в том числе и наших, свидетельствуют о широком распространении функциональных отклонений в опорно-двигательном аппарате детей. Статистика отмечает, что, по сравнению с шестидесятыми годами, в настоящее время число таких увеличилось в три раза.

В школьной программе по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, но не обусловлены средства и методы решения данной задачи.

Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушение осанки.

Настораживает также факт, выявленный нами в результате констатирующего эксперимента: учителя и родители учащихся обладают низким уровнем знаний по профилактике нарушений осанки, поэтому не уделяют этому вопросу должного внимания.

Таким образом, следует признать, что в настоящее время, в настоящее время, в силу ряда причин, в том числе в связи с многообразием задач реализации программного материала, только занятиями по физической культуре не решить проблемы формирования правильной осанки у детей. Необходимо оптимально сочетание мер, обеспечивающих реализацию этой важной проблемы. Тем не менее, в научной литературе остается недостаточный разработанный комплексный подход к решению такого вопроса. Таким образом, я определила для себя цель: работать над отбором оптимальных методов, приемов, средств и форм, направленных на формирование правильной осанки в повседневной практике школьного обучении.

Задачи:

  1. Разработать и применить на практике методический комплекс учебных занятий по формированию правильно осанки.

  2. Способность повышения информированности учащихся, педагогов и родителей для изменения ценностных ориентаций в области физической культуры.

  3. Разработать практические рекомендации по формированию правильной осанки младших школьников.

Нарушение останки не является заболеванием. Это состояния, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Предупреждения развития, а также устранение дефекта осанки должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, преподавателей физической культуры и школьных врачей.

Анализ научной и учебно - методической литературы по использованию средств и методов формирования правильной осанки и мой опят позволили мне разработать и применить на практике методический комплекс учебных занятий в группах корригирующей гимнастики, включающих использование рациональных методов и средств, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Методический комплекс отражает закономерности формирования двигательных умений и навыков, которые, в свою очередь, определяют этапы обучения детей умению принимать и сохранять положение правильной осанки.

На первом этапе необходимо создать целостное представление о правильной осанке.

На втором этапе углубленного разучивания двигательного действия необходимо уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого движения, постепенно исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом.

На третьем этапе реализуется конечная цель обучения – образования прочного двигательного навыка, доведенного до определенной степени совершенства.

Структура и содержание комплекса учебных занятий представлена такими частями:

Подготовительная часть включает в себе организацию группы для занятий, построение, ходьбу, во время которой выполняются различные движения руками. Кратковременный бег. Дыхательное упражнение. Первая часть урока является вводной ступенью к предстоящей основной задаче – подготовка организма к специальным лечебно – корригирующим физическим упражнениям. В этом разделе нужно стремиться развить у детей более свободные движения, устранить скованность, привести тело в правильное положение. В содержание этого раздела входить ряд физических упражнений, направленных на улучшение работы дыхательных и сердечно - сосудистых систем, воспитание правильно осанки, поднятия дисциплины и собранности детей.

В основной части занятия применяю специальные корригирующие упражнения: дыхательные; индивидуальные корригирующие упражнения; упражнения в равновесии; упражнения на общую и силовую выносливость мышц брюшного пресса, спины, грудной клетки, способствующие образовании рационального мышечного корсета; упражнения со снарядами; подвижные игры. В основы занятия корригирующей гимнастикой положен принцип максимальной статической разгрузки позвоночника. На более поздних этапах лечения включают локальные физические упражнения, оказывающие воздействие на деформации позвоночника. При этом нужно соблюдать принцип рассеянной нагрузки с постоянным количественным увеличением ее.

В заключительной части применяют упражнения на расслабление, медленная ходьба с сохранением правильной осанки, дыхательные упражнения. Заключительная часть урока преследует цель снижения физической нагрузки на сердечно – сосудистую систему, нервно – мышечный и дыхательный аппараты. Упражнения выполняются в медленном темпе. Движения выполняются более спокойной, пластично, с элементами расслабления, при которых создаются лучше условия для кровоснабжения мышц, всегда применяются дыхательные упражнения.

Продолжительность различных частей занятия зависит от физической подготовленности детей, поставленных задач, а также периода реабилитации. Темп упражнения обычно средний и медленный в упражнениях, направленных на силовое развитие отдельных мышечных групп, а также в упражнениях корригирующего характера.

На занятиях корригирующей гимнастикой обязательно сочетание общеразвивающих упражнений, специальных упражнений, упражнений на расслабление.

Учитывая возрастные психологические особенности детей, в процессе физического воспитания следует шире использовать игровые задания и игры с правилами, предусматривающими соблюдение рациональной осанки. Целесообразно применять сюжетные комплексы упражнений. Например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения «Дельфин» , «Морская звезда» , «Русалочка» , «Ракушка» и т.д. это вызывает стремление выполнять движения технически правильно и повышать интерес детей.

Немаловажные условия формирование правильной осанки являются взаимодействие с обучающимися, педагогами и родителями с целью изменения ценностных ориентаций в области физической культуры.

Для выявления уровня информированности и степени взаимодействия между учащимися, родителями и учителями в сфере формирования навыков правильной осанки у младших школьников проводился опрос в форме анкетирования и бесед. Анкеты содержали вопросы о здоровом образе жизни, значении контроля за здоровьем.

В результате мной выявлен следующий факт: учителя и родители учащихся обладают низким уровнем знаний по профилактике нарушений осанки, поэтому не уделяют этому вопросу должного внимания. Для того, чтобы ликвидировать этот пробел в системе формирования правильно осанки мной разработана тематика лекций и практических занятий с родителями и учителями начальных классов. Например, по теме «Основные условия предупреждения искривлений позвоночника и формирование правильно осанки у детей» и «Необходимый объем двигательной активности детей разного возраста».

Для проверки эффективности, разработанной мной методики учебного занятия, было проведено исследование. В начале и в конце учебного года в группах корригирующей гимнастики проводились измерения физической подготовленности, физиометрических и антропометрических показателей. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики, данные вносились в индивидуальные «паспорта здоровья» школьников.

Сравнение показателей экспериментальной группы до и после проведения исследования позволил установить достоверное изменение результатов. Мы можем проследить рост отдельных показателей физической подготовленности, например, поднимание туловища в начале и в конце эксперимента с 29 и до 33,8 кол. раз. Наблюдался достоверный рост исследуемых параметров подвижности позвоночного столба (вперед) на 2,2 см. изменение ассиметрии лопаток (например, с 16,7 – 17,1 см до 17,0 – 17,1 см), что говорит об уменьшении кифоза, устранении крыловидных лопаток и частичном устранении данных нарушений в группе коррекционной гимнастики.

Повторное провидение анкетирования и бесед с родителями учащихся с начала нашей работы показало, что родители и дети стали больше уделять внимания осанке. Проведение лекций и практических занятий привело к тому, что родители и учителя стали нашими союзниками, выполняя рекомендации и контролируя рекомендованный нами двигательный режим учащихся.

Моя работа позволила добиться определенной положительной динамики формирования правильной осанки. Опыт моей работы позволяет представить мне рекомендации по профилактике нарушений осанки.

Рекомендации по профилактике сколиоза и нарушения осанки

  1. Регулярно проводить назначения лечебной гимнастики (ЛГ).

  2. Спать на полужесткой постели. Постель должна быть максимально плоской, под матрас подкладывается деревянный или металлический щит.

  3. Следить за правильной осанкой во время учебных занятий. Расстояние от парты (стола) до глаз не менее 30 – 35 см.

  4. Если рекомендовано ношение корсета или воротника шанса, то обязательно использовать их при учебных занятиях в школе и дома.

  5. Кроме упражнений лечебной гимнастики проводить курс массажа не реже2-х раз в год.

  6. Правильно чередуйте учебные занятия (работу) с отдыхом. Полезно разумно использовать спортивные упражнения, такие как ходьба на лыжах, спортивные игры.

  7. Обязательно включайте в режим дня подобранные индивидуально закаляющие процедуры.

  8. Учитывая быструю утомляемость детей младшего школьного возраста после наиболее трудных статических упражнений рекомендуется давать кратковременный отдых продолжительностью 30 – 60 с, сочетая его с выполнением дыхательных упражнений, упражнений на расслабление.

  9. На занятиях нужно широко использовать дыхательные упражнения с целью выработки глубокого дыхания и усиление выдоха, а также упражнение в сочетании дыхания и с различными движениями руками и ногами, направленных на улучшение координации движений.

  10. Положительные эмоциональное состояние у детей осуществляется за счет максимального приближения процесса физического развития к игровой деятельности. Это повышает интерес детей к выполненным упражнениям и вызывает стремление выполнять движения технически правильно.