Главная страница


Звук и буква Ж



Скачать 42.35 Kb.
НазваниеЗвук и буква Ж
Дата14.04.2016
Размер42.35 Kb.
ТипДокументы

Вид занятия: Подготовка к овладению элементами грамоты

Тема: Звук и буква Ж.

Задачи:

Познакомить детей с буквой Ж.

Продолжать учить детей печатать предложение и составлять его схему.

Закреплять умения делить слова на слоги, проводить звуко-буквенный анализ слова.

Упражнять в умении различать понятия «слово» и «предложение».

Упражнять в различении гласных и согласных, твёрдых и мягких, глухих и звонких звуков.

Совершенствовать фонематическое восприятие.

Развивать оптико-пространственные ориентировки и графомоторные навыки.

Развивать интонационную выразительность.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память и мышление детей.

Воспитывать культуру речи и общения: не перебивать товарища, выслушивать до конца, уметь договариваться и приходить к единому мнению.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Материал: касса букв, настольные кассы букв, простые карандаши, ручки, тетради в крупную клетку, игрушка жук, нарезанные полоски картона для букв Ж.

Словарь:

Существительные: звук, буква, слог, слово, предложение, касса.

Прилагательные: первый, красный, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, синий, зелёный, звонкий, заглавная.

Глаголы: говорить, произносить, соединять, называть, читать, разбирать, печатать, составлять.

Наречия: внимательно, аккуратно, красиво, твёрдо, мягко, тихо, громко, грустно.


Ход занятия:

1ч. Организационный момент. Игра «Дружные звуки»

Лог. – Сядет тот, кто соединит звуки в слова и назовёт их.

ЖУК ЖАБА ЖАРА МОРЖ КОЖА РОЖОК

Рефлексия: - Что вы произносили? (слова)

- Какой звук встречался во всех словах? (звук Ж)

2ч. Характеристика звука Ж.

Лог. – Что вам напоминает звук Ж? (так жужжи пчела, жук)

Л. – Давайте позовём жука его песенкой.

Дети произносят звук Ж. Педагог просит 1 ребёнка жужжать тихо, другого – громко, третьего – долго и др.

Л. – А вот и жук прилетел! (появление игрушки жука)

- Расскажите жуку про звук Ж.

Д. – Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий.

3ч. Знакомство с буквой Ж.

Лог. – Жук хочет у вас узнать, где живут звуки? (на «карусели» звуков)

- А где живут буквы? (в кассе букв)

- Какая буква обозначает звук Ж? (буква Ж)

Ребёнок находит букву Ж в кассе букв.

Л. – Буква Ж – жужжалочка, в середине - палочка,

Четыре ножки по бокам, кого напомнит буква нам? (жука)

- На что ещё похожа буква Ж?

Д. – На снежинку, на звезду, на букву К (если убрать слева галочку), на букву Х (если убрать палочку из середины).

Л. – Про букву Ж есть стишок: Эта буква широка и похожа на жука.

Заучивание стихотворения с детьми.

4ч. Упражнение «Выложи букву Ж из полосок»

Лог.- Жук спрашивает у вас, сколько полосок понадобится, чтобы выложить букву Ж?

- А если вы будете выкладывать эту букву вдвоём, в паре? (по 3 полоски)

- А если втроём, тройками? (по две полоски)

- Жук просит вас встать втроём и выложить из полосок буквы Ж.

Дети делятся на две команды по 3 ребёнка и выкладывают буквы.

Л. – Похожи ваши буквы или отличаются друг от друга?

- По какому признаку отличаются? (по размеру)

- Расскажите жуку правила, когда мы пишем заглавную, большую букву в словах.

Д. – С большой буквы пишется первое слово в предложении, имена людей, клички животных, названия города, страны, улицы.

5ч. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова. Работа с кассами букв.

Л. – Жук никогда не видел, как пишется его имя. Выложите слово ЖУКИ и зажгите над ним фонарики.

- Какие гласные звуки? Сколько гласных звуков?

- Какой звук первый? Какой он по твёрдости?

- Какой ещё согласный звук? Какой он по твёрдости?

- Какой фонарик надо зажечь над ним? Почему зелёный?

- Сколько слогов в слове? Как узнали?

Правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Жук говорит: Жу-жу, устали вы как погляжу. Полетим со мной на лужайку, отдохнём!


6ч. Физкультурная минутка «Жуки на лужайке»

На лужайке, на ромашке Дети идут по кругу, затем поднимают руки вверх

Жук летел в цветной рубашке. Стоят на месте и машут руками

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Дети бегут по кругу, машут руками

Я с ромашкою дружу. Стоят на месте, подняв руки вверх

Тихо на ветру качаюсь, Покачиваются из стороны в сторону

Низко-низко наклоняюсь. Медленный наклон вперед, руки вниз

Лог. – В каких словах встречался звук Ж?

7ч. Повтор чистоговорки.

Лог. – Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит чистоговорку:

Жук упал и встать не может,

Ждёт он , кто ему поможет.

Предлагать повторять с разной интонацией.

8ч. Показ написания буквы Ж и печатание буквы детьми.

Лог. – Жук говорит, что ему хотелось бы иметь много друзей – жуков.

Д. – Можно написать буквы Ж для жука.

Логопед показывает на доске последовательность написания буквы Ж (заглавной и маленькой).

Зрительная гимнастика для глаз.

Задание: Написать три буквы Ж: 1 и 3 - заглавные, а 2 – маленькую.

9 ч. Печатание предложения и составление схемы предложения.

Лог. – Составьте предложение со словом ЖУК.

Дети составляют разные предложения.

Л. – Напечатаем предложение: У жука усы.

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое слово первое (второе, третье)?

Л. – Какие правила написания предложения?

Д. - Предложение всегда пишется с большой буквы, между словами есть промежуток, а в конце предложения – ставится точка.

Пальчиковая гимнастика.

Л. – Напечатайте это предложение в тетради.

Л. - Составьте схему этого предложения. Что не забудем поставить в конце?

Рефлексия:

- По какому признаку различались буквы из полосок?

- Какой стишок про букву Ж?

- Сколько слогов было в слове ЖУКИ?

- Какую чистоговорку повторяли за жуком?

- Какое короткое слово было в предложении?