Главная страница


Абдуллина Лариса Харисовна



Скачать 53.42 Kb.
НазваниеАбдуллина Лариса Харисовна
Дата18.04.2016
Размер53.42 Kb.
ТипДокументы

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции

«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)
Абдуллина Лариса Харисовна

МАОУ СОШ №5 г. Сатка
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Актуальность вопроса развития устной речи обусловлена целями, которые стоят перед современной школой, а именно - формирование поликультурной личности учащихся, владеющих системой знаний об иностранном языке не только на уровне понимания, но и свободного общения. Следовательно, ведется постоянное совершенствование известных и поиск наиболее эффективных методов развития устной речи. Устная речь - это широкое понятие, включающее в себя основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, диалогическую и монологическую речь.

Обучение устной речи - одна из самых сложных задач в процессе освоения школьниками иностранного языка. Основная причина трудностей при обучении устной речи заключается в том, что языковой материал, которым человек должен овладеть, выступает совершенно в новом аспекте - им нужно владеть активно как средством общения, а не просто для узнавания и опознавания, что является задачей при рецептивном восприятии языка.

Известный педагог А.Н. Леонтьев говорил, что учащийся должен «прожить обучение, что означает, что учитель создает такую педагогическую ситуацию на уроке, когда обучение становится частью личной жизни учащегося и приобретает для него глубокий практический смысл». Сам акт владения языком не есть акт конструирования и сознательного анализа. Сознательное конструирование и анализ форм языка это лишь один из начальных этапов овладения языком. Результатом обучения должно быть интуитивное владение языковым материалом, когда нужное слово или нужная форма сами приходят в голову в связи с определенной мыслью, а в процессе слушания или чтения восприятие речи на слух или зрительно одновременно является и актом осмысления содержания ее.

Для улучшения преподавания устной речи необходимо соблюдение ряда условий. Первое условие, без чего вообще невозможно по-настоящему решать проблемы обучения устной речи, - это установление градаций в овладении устной речью. Второе условие состоит в том, что учебники должны быть созданы непременно с учетом особенностей родного языка учащихся. Близость корней склоняет человека на путь привычного синтаксико-морфологического оформления. Когда же в языке все чужое, такой ситуации нет, и нужно заново выучить все. В том же случае, если идет процесс опознавания, причем при наличии 60-70% знакомых корней, научиться понимать весьма легко, так как необычный предлог не помешает восприятию. Итак, обучение устной речи, его задачи и трудности часто будут зависеть от степени близости родного языка с изучаемым иностранным языком. Отсюда, чтобы успешно обучать иностранным языкам, нужно провести выявление специфических трудностей при овладении родным языком. От этого во многом зависит расположение материала, подход к практическим исследованиям. Третье условие - это научный отбор лексического и грамматического минимума. Четвертое условие - это правильное, рациональное применение технических средств. Есть люди, которые считают, что технические средства решают все. Нужно найти действительную точку применения техническим средствам, где они будут наиболее эффективны. Особенно необходимы технические средства для того, чтобы создать правильные звуковые образцы, потому что часто, если преподаватель не является носителем преподаваемого языка, у него самого есть целый ряд дефектов в произношении, ритме, интонации. Они очень полезны для интенсификации учебного процесса, с их помощью можно увеличить количество времени для активной практики учащегося на уроке. Третья точка приложения технических средств - это самостоятельная работа учащихся: работа с ключами, с контрольным подсказом. Тут есть масса средств снятия с преподавателей лишней нагрузки и передачи ее на плечи учащихся.

Наконец, последнее условие касается взаимоотношений ученика и учителя в процессе обучения иностранному языку. В процессе обучения иностранному языку и преподаватель, и учащийся должны быть сотрудниками. Нужно, чтобы учащийся понимал, что от него хотят и почему хотят выполнения именно этих упражнений, почему они даются в данной последовательности, что он должен сам в себе развивать, другими словами, чтобы ему был раскрыт педагогический процесс. Максимально соответствует данным условиям коммуникативная методика обучения иностранному языку.

Коммуникативная методика предполагает изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» становится внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения английскому языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом. Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Задача учителя в реализации принципов, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития, то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится. Для реализации данных принципов в процессе обучения иностранному языку следует использовать приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

Лучшими приемами активизации устной речи учащихся, на наш взгляд, являются приемы взаимодействия человека с человеком, то есть интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact» - «взаимный», «act»- действовать. Данные приемыпредполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемыспособствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Перечисленные приемы способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Учитель во время использования данных приемов на уроке является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение.

Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.

Реализация коммуникативной методики обучения иностранному языку позволяет достичь обеспечить овладение учащимися основам иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности.