Главная страница


Физическая подготовленность фактор укрепления здоровья школьников



Скачать 89.81 Kb.
НазваниеФизическая подготовленность фактор укрепления здоровья школьников
Дата18.04.2016
Размер89.81 Kb.
ТипДокументы

Физическая подготовленность - фактор укрепления здоровья школьников
Неоценимое счастье в нашей жизни – здоровье. Его сохранение в значительной степени зависит от того, как мы к нему относимся. Древняя мудрость гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем затем добиваться его восстановления. Болезни, преждевременная потеря работоспособности, ранняя старость – последствия несоблюдения основных правил здорового образа жизни, расплата за неразумное поведение. Хорошо известно, что тот, кто регулярно занимается физкультурой, правильно питается, выполняет режим труда и отдыха, не обременен вредными привычками (курение, алкоголь, наркомания и т. д.), соблюдает гигиену, занимается закаливанием, умеет бороться с негативными явлениями стресса, трудится с полной отдачей и редко болеет.

В последние десятилетия неизмеримо выросла значимость физической культуры в жизни человека. Это связано с тем, что резко сократилась доля физического труда на производстве и в быту, усилилось воздействие на организм неблагоприятных факторов – загрязнения окружающей среды, нерационального питания, различных стрессов, что отрицательно влияет на здоровье. По мнению медиков «уровни обусловленности здоровья» таковы:

  1. на 50 % и более здоровье зависит от социальных условий и образа жизни;

  2. на 20 – 25 % - от уровня загрязнения окружающей среды обитания;

  3. до 20 % - влияние генетических факторов;

  4. 5 – 10 % - от уровня здравоохранения.

Поэтому уже давно стоит вопрос о профилактике различных заболеваний, в том числе и при помощи физических упражнений. Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин отметил, что при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний. Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличивается объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. Если мышцы бездействуют, ухудшается их питание, уменьшается объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся дряблыми, слабыми. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количества эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функции и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику. Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Значительную роль в приобщении к систематическим занятиям физической культурой и спортом играет школа. Именно в школе закладывается сознательное отношение к физической активности не только как важнейшему фактору укрепления здоровья, но и как одному из способов самоутверждения в обществе.

На протяжении более 30 лет идет разговор о слабой физической подготовленности детей школьного возраста. Учителя физкультуры нашей школы проводят большую внеклассную спортивно – массовую работу, стараются, как можно больше учащихся охватить дополнительными занятиями: соревнования по различным видам спорта, спортивные праздники, товарищеские встречи, занятия в секциях, участие в районных, окружных, областных соревнованиях. Все это и введенный третий час физкультуры дают определенные результаты. Например, на протяжении многих лет школа занимает первое место в районной спартакиаде школьников. С целью повышения двигательной активности всех школьников в моей практике особое место занимают домашние задания. Содержание заданий весьма индивидуально, зависит от особенностей учащихся данного класса, подготовленности каждого ученика. Цель домашних заданий состоит не только в том, чтобы повысить физическую подготовленность учащихся, но и в том, чтобы содействовать морально – волевому совершенствованию, воспитанию потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Для более целенаправленного повышения уровня физической подготовленности учащихся, прослеживания динамики роста результатов контрольных упражнений, привития интереса к домашним заданиям на каждого ученика завожу карточку, в которую два раза в год, начиная с первого класса, заношу результаты контрольных упражнений. Контрольные упражнения соответствуют программным требованиям: бег 30 м., челночный бег 3 Х 10 м., прыжок в длину с места, 6 – минутный бег, подтягивание на перекладине, наклон вперед из положения, стоя, колени не сгибать.

В 1994 году у меня было пять первых классов. Результаты осеннего тестирования первоклассников показали, что их физическая подготовленность в основном на низком уровне. Например, из 73 мальчиков смогли подтянуться на перекладине по 2 – 3 раза только 8, остальные – 0 раз, что составило 10, 9 %. На низком уровне были гибкость и прыгучесть. Поэтому к самостоятельным занятиям в домашних условиях давались упражнения для развития силы, гибкости, прыгучести. Карточки с результатами контрольных упражнений были показаны детям в 5 классе. Они с интересом смотрели, определяли уровень своего физического развития, определить который было несложно. Цифры, соответствующие низкому уровню, обвожу красным кружочком, высокому уровню – зеленым, результаты среднего уровня не обводятся.

Обычно карточки хранятся у меня, учащимся раздаются каждый раз после сдачи всех упражнений для того, чтобы посмотреть, как обстоят дела с физической подготовкой, над чем работать в школе и дома. Практика показала, что дети с большим желанием тренируются самостоятельно, когда наглядно видят прирост в результатах. Были случаи, когда мальчики, увидев свои высокие результаты, не хотели обратно сдавать свои карточки, а желание повышать свою физическую подготовленность становилось еще больше.

Бывая на родительских собраниях, обязательно показываю родителям карточки их детей. После чего заметно улучшалось отношение родителей и детей к домашним занятиям физическими упражнениями. Родители покупали гантели, скакалки, мячи, лыжи, строили турники. Мальчики на переменах чаще заходили в спортзал, чтобы поиграть в «лесенку» (игровое подтягивание на перекладине), стали посещать тренажерные залы и к окончанию 9 класса уже более 70 % юношей смогли подтянуться на перекладине на «5» и «4». С беговыми упражнениями ребята справлялись хорошо. Связано это с тем, что больше половины уроков провожу на стадионе (легкая атлетика, подвижные игры, лыжная подготовка). Например, норма 6 – минутного бега (тест на выносливость) для юношей старших классов на высокий уровень – 1500 метров. Большинство пробегало больше – от 1500 м. до 1700 м. Также значительно улучшились показатели гибкости, прыгучести, быстроты.

Образец карточки.
Татаринов Женя


Упр-я
Классы

Бег 30 м

Челночный бег 3 х 10

Прыжок в длину с места

6-мин.

бег

Подтягивание на перекладине

Наклон вперед

Сент.

1кл Май

6, 7 с.

6, 2

9, 7 с.

9, 4

112 см.

122

_

0 раз

0

0 см.

1

Сент.

2 кл Май

6, 4

5, 7

9, 0

8, 7

125

137

_

0

2

2

2

Сент.

3 кл Май

5, 9

5, 8

8, 9

131

140

1235 м.

1275

0

н.

1

4

Сент.

5 кл Май

5, 7

5, 1

8, 9

8, 7

145

148

1290

1354

0

н

6

6

Сент.

6 кл Май

5, 4

5, 2

8, 6

8, 5

147

153

н.

1410

0

0

7

7

Сент.

7 кл Май

5, 6

5, 2

8, 4

8, 1

166

184

1455

1426

0

0

4

5

Сент.

8 кл Май

5, 0

5, 2

8, 3

8, 2

н.

160

1500

1404

1

2

7

10

Сент.

9 кл Май

5, 2

4 ,9

н.

8, 0

186

180

1548

1535

1

10

10

10

Сент.

10 кл Май

5, 1

5, 3

8, 1

7, 8

186

185

1428

1600

6

10

15

12

Сент.

11 кл Май

4, 9

4, 7

7, 5

7, 4

216

224

1592

1630

12

15

12

17


В карточке Жени видно, что в 1 классе на низком уровне были результаты на силу, гибкость и прыгучесть. 6-минутный бег в 1-2 классах дети не сдавали, так как не умели бегать в равномерном темпе. Самым сложным упражнением для Жени Багдуева было подтягивание на перекладине. Только в 9 классе он смог подтянуться 10 раз на оценку «5». В то же время видно, что его результаты 6-минутного бега всегда на высоком уровне. Это говорит о его природной способности к продолжительному бегу. Он начал посещать секцию легкой атлетики, участвовать в районных соревнованиях в беге на 1500 м., 3000 м. и становился призером. К окончанию школы его физическая подготовленность – выше среднего (три результата - на высоком уровне, три – на среднем).

В 10 – 11 классах с юношами работал другой учитель, но карточки по-прежнему мною заполнялись, подводились итоги. К окончанию 11 класса уже 92 % юношей сдали подтягивание на перекладине на «5» и «4», 8 % - на «3» (сказались индивидуальные физиологические особенности).

Занимаясь с девушками, на каждом уроке давала упражнения на осанку, укрепление мышц спины, живота, стопы. Какая девушка ни хочет быть красивой, обладать стройной фигурой, пластично двигаться? На уроках гимнастики включала упражнения с обручем, лентой, скакалкой, проводила беседы о здоровом образе жизни, убеждала заниматься физической культурой не ради оценки, а ради здоровья. В данной параллели не было случая, чтобы учащиеся приносили медицинские справки, освобождающие их от урока физкультуры. У некоторых ребят были отклонения в состоянии здоровья, в таких случаях использовала разноуровневые задания и разноуровневую нагрузку.

Результаты 10-летней работы:

  1. ни одного выпускника с низким уровнем физической подготовленности;

  2. 40 выпускников – с высоким и выше среднего показателями, 69 – со средним уровнем, что отвечает программным требованиям;

  3. из 54 юношей – ни одного освобожденного от урока физкультуры, девушек – 2;

  4. сборные команды данного выпуска занимали первые места на районных соревнованиях по легкой атлетике, кроссу, лыжным гонкам, баскетболу.



Для достижения даже скромных результатов необходимы целеустремленность и воля, умение мобилизовать в нужный момент свои духовные и физические силы, дисциплинированность и вера в успех. У каждого учителя свой стиль работы, каждый по-своему решает главные задачи – всемерно способствовать укреплению здоровья школьников, повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, воспитанию здорового и жизнерадостного подрастающего поколения.