Главная страница


«Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование цор и эор»



Скачать 261.74 Kb.
Название«Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование цор и эор»
Дата18.04.2016
Размер261.74 Kb.
ТипДокументы


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МЕЛЕНКОВСКОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Меленки

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л. Выготский


ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

по теме

«Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР»


учителя информатики и ИКТ

Усольцевой Юлии Владимировны
2014 г.

Условия становления и возникновения опыта.

Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать его в своей повседневной работе, работа в Интернете, информационная культура, умение создавать и использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, - таковы приоритеты нового века.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Этот перечень показывает, что выйти на конечный результат можно только в том случае, если принципиально изменится методика обучения, если учитель будет использовать в своей педагогической деятельности современные технологии обучения.

Исходя из этого, считаю, что первоочередной задачей в настоящий момент является создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе». Активность, критический характер мышления, открытость всему новому и умение в нем ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно-значимых задач – вот характерные черты человека нового «информационного общества».

Мой педагогический опыт применения ЦОР и ЭОР на уроках информатики, помогает учащимся самореализоваться в стенах школы и понять свою значимость. Начало возникновения опыта началось с момента работы в школе (2004 г.) и продолжается сегодня, в процессе работы.

Актуальность проблемы, её значимость, недостаточная разработанность определили тему моей работы «Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках через использование ЦОРов и ЭОРов».

Актуальность перспективы опыта

Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемому предмету и невозможность освоить его, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:

  • загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;

  • наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы, и падение мотивации учащегося к обучению;

  • требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;

  • желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;

  • получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.

Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса.

Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – учитель - ученик.

Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ - компетентностью учителя.

Мой педагогический опыт «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках через использование ЦОР и ЭОР» актуален сегодня. Он позволяет найти возможные пути решения возникших противоречий.

Перспективность опыта заключается в реализации следующих задач:

  • знакомство учащихся с достижениями в области информатизации общества и формирование современного научного мировоззрения;

  • выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;

  • повышение интереса к овладению знаниями;

  • организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;

  • формирование новой информационной культуры школьника и его поведения в обществе ХХI века;

  • формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Использование программных продуктов на уроках позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует формированию ИКТ компетентности.

Ведущая педагогическая идея

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и, учитывая специфику преподаваемого мною предмета «Информатика и информационные технологии», определяю цель: выполнить социальный заказ современного общества - формировать ИКТ компетентности, обеспечивающие переход от компьютерной грамотности к информационной культуре личности; подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • Помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

  • Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

  • Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

  • Способствовать формированию ИКТ компетентности учащихся.

На пути реализации задач я столкнулась с целым рядом трудностей и противоречий:

  • большой объём учебного материала и недостаточное количество часов информатики в учебном плане;

  • неумение большинства учащихся работать самостоятельно.


Теоретические основания опыта

Компетентность – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (В. Краевский и А. Хуторской).

Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней).

В своей работе я опираюсь на понятие компетентности, предложенное Моревой Н.А., которая трактует компетентность (от латинского competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) как знания и опыт в той или иной области, как личные возможности, квалификацию (знания и опыт), позволяющие человеку принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому.

В проекте концепции образовательной области «Информатика и ИКТ» компетент­ность рассматривается как необходимое условие готовности учащихся к дальнейшему образованию, самообразованию и профессиональной деятельности, а основной целью информационного образования является формирование информационно  коммуникационной компетентности, которая предполагает:

  • способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации или вида деятельности;

  • овладение системой методов и средств обработки, хранения и передачи информации с помощью современных информационных технологий.

Информационно-коммуникационная компетентность является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.
Особенно остро и актуально в настоящее время проблема информатизации стоит перед современной школой. На фоне обострения социальных нужд, самоустранения многих родителей от воспитания детей, отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждений, низкой покупательной способности родителей складывается и недостаточный уровень подготовки детей к образовательной деятельности.

Думаю, что изучая тему «Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через исполозование ЦОР и ЭОР», я смогу позитивно решать многие вопросы в своей педагогической деятельности.

Опыт моей работы за последние три года показал, что наиболее продуктивными являются информационно – коммуникационные технологии.

На каждом уроке я вновь и вновь убеждаюсь: как важно и необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе. Создание и применение электронных работ позволяет мне существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. На протяжении последних лет на компьютере мне удается создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая специфику моих классов и склонности каждого ученика.

Новизна опыта

Основная цель - использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании - заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования:

  • формирование целостной естественнонаучной картины мира;

  • способствование творческому развитию личности.

Я отмечаю следующие возможности и преимущества ИКТ.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Разумное применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе повышает не только эффективность и качество процесса обучения, но и развивает различные виды мышления, умение моделировать задачу или ситуацию, принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает коммуникативные способности.

Эффективность использования ИКТ на уроках свидетельствует о том, что мыслительная деятельность детей возрастает в несколько раз.

Но ни одна технология не может считаться нейтральной. Информационные технологии неизбежно вносят в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Наиболее важно - определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий, т.е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой.

Подводя итоги и анализируя проделанную мною работу, следует отметить, что ожидаемые результаты использования на уроках цифровых образовательных ресурсов принесли только положительные итоги в образовательной деятельности:

  1. В моей практической деятельности увеличился и расширился дидактический материал по предмету;

  2. Уроки обогатились эмоциональной окрашенностью;

  3. Психологически облегчился процесс усвоения;

  4. Наглядно проявляется живой интерес к предмету познания;

  5. Расширился общий кругозор;

  6. Повысилось качество знаний по предметам;

  7. Повысилась производительность труда учителя и ученика на уроке.

8. мной собрана коллекция ЦОРов и ЭОРов по информатике для 5 - 11 классов.

Использование моего опыта по формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках на основе применения ЦОР и ЭОР дает возможность учителю повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, формировать ИКТ компетентность учащихся, осуществить дифференциацию обучения, а также помочь ученикам освоить приёмы самостоятельного поиска информации.

Технология опыта

Наше образовательное учреждение имеет статус средней общеобразовательной школы, но численность детей в классах невелика. Малочисленные классы имеют свои преимущества. Преимуществом является то, что в таких классах очень тесен контакт между учителями и учащимися. Педагог зачастую хорошо знает особенности каждого ребёнка, бытовые условия и отношения в семье, его склонности и увлечения. Это позволяет мне легче найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. На уроках больше возможности организовать индивидуальную работу с учащимися, так как есть возможность уделить внимание каждому.

Все это позволяет мне сделать вывод о том, что формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся становится актуальной задачей школьного преподавания.

Сегодня интерес школьников к современным информационным технологиям является одним из мощных мотивов учащихся к познанию и самостоятельному творчеству.

В моем кабинете информатики созданы все условия для реализации данного проекта. Цифровые образовательные ресурсы демонстрируются мною непосредственно в кабинете с помощью переносного мультимедийного проектора и компьютера. Изображение проецируется на большой экран. Аудио и видео источники демонстрируются так же.

Для достижения поставленной мною цели в моей педагогической деятельности я изучила достаточное количество научной литературы, как печатной, так и электронной. Являюсь постоянным читателем электронного журнала «Информатика в школе», «Информатика и образование», газеты «Информатика» (приложение к газете «Первое сентября»). Общаюсь с коллегами, совершенствую свое мастерство посредством обучения на различных курсах.

Прохожу курсы повышения квалификации по теме «Особенности обучения информатике и ИКТ в условиях подготовки к реализации ФГОС»

Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики реализую в три этапа:

  1. На пропедевтическом этапе (5-7 классы) учащиеся получают элементы знаний и умений работы на компьютере, навыки конструирования и управления информационными объектами. Этот этап является основой для формирования общей компетентности учащихся.

  2. Основной этап (8-9 классы) предполагает более широкое использование прикладных программ, расширение спектра задач, которые может решить обучающийся, используя программное обеспечение компьютера.

  3. На этапе подготовки к последующему образованию формирования информационно-коммуникационной компетентности (10-11 классы) в курсе информатики гораздо шире изучаются вопросы программирования, компьютерной графики, принципы работы с различными пакетами прикладных программ, средства создания web-страниц, что создает основу для профессиональной ориентации будущих выпускников.

Тщательно продумывая содержание различных форм уроков с применением новых педагогических технологий обучения, я стараюсь развивать способности ученика самостоятельно мыслить, проектировать пути реализации знаний, помогаю учиться контролировать и оценивать свои достижения.

В своей работе использую различные средства и формы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор соответствует поставленным целям и задачам.

Средства обучения:

  • Компьютерный класс с выходом в Интернет;

  • современные средства демонстрации: мультимедийный проектор;

  • программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации;

  • источники информации (организованные информационные массивы) – электронные энциклопедии (Виртуальный музей информатики), ЦОРы и ЭОРы (https://school-collection.edu.ru/, http://fcior.edu.ru/) и поисковые системы Интернета;

  • клавиатурный тренажер «Руки солиста», «Stamina» позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста;

  • тестовые среды (My test), позволяющие конструировать и применять конкретные тестовые задания, в которых учащийся получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также оценивается компьютером;

  • инструкционно - технологические карты к проведению компьютерных лабораторных и практических работ.

  • электронные учебники:

  • Батищев П.С. Электронный учебник по предмету «Информатика» On-Line

  • Электронный учебник по информатике Л. З. Шауцуковой, Л. Л. Босовой, Н. Д.Угриновича

  • Логика: электронный учебник

  • Справочник по HTML

  • Электронный учебник по языку Паскаль 

В соответствии с поставленными целями и задачами я определила преобладающие формы организации учебного пространства – индивидуальная формы работы, парное взаимодействие, групповое взаимодействие, межгрупповое взаимодействие. Общение учащихся в малых группах носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности развития своих творческих способностей, природного потенциала. В зависимости от поставленных целей группы (пары) формирую или по уровню обученности, или по интересам учащихся. В группах создается творческая обстановка, тесное общение и сотрудничество.

Вместе с тем нужно отметить, что, говоря об ИКТ-компетентности, нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает, прежде всего, сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, «насытить» учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов навыков работы с информацией.

Использование информационных технологий -  мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу  формирования информационной компетентности учащихся.

Применяемые средства ИКТ, используемые мной, можно разбить на несколько больших групп: демонстрация мультимедийных презентаций, применение тестирующих программ и создание творческих проектов в обучении.

Демонстрация мультимедийных презентаций и использование Единой коллекции ЦОР — средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая мне возможность выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.

Мультимедийные ресурсы прочно вошли в школьную жизнь. С их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо. Использую мультимедийные ресурсы при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Данная форма дает возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. С помощью мультимедийных ресурсов повышается общая успеваемость учеников в школе, материал усваивается в несколько раз быстрее. Кроме того, цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы для самоподготовки школьников.

В учебном процессе применяю экранные средства: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые схемы, иллюстрирование алгоритма работы с офисными приложениями и т.п. Составляю презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу. Применение электронных материалов, учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиления его эмоционального воздействия, способствует прочному усвоению и систематизации знаний по предмету, формированию ИК-компетентности учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.

Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

  • образовательный аспект — восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

  • развивающий аспект — развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;

  • воспитательный аспект — формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.


Приведу примеры включения электронных образовательных ресурсов на различных уроках:

Урок изучения нового материала в 7 классе «Устройства вывода информации» Приложение 1

Урок в изучения нового материала в 9 классе «Кодирование графической и мультимедийной информации». Приложение 2

Урок изучения нового материала в 8 классе «Информация вокруг нас». Приложение 3

Применение тестирующих программ для контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает строго индивидуальную и дифференцированную диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость.

На своих уроках широко применяю разнообразные формы промежуточного и итогового контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, самостоятельные практические и контрольные работы. Перед началом изучения определенной темы обучающимся сообщаю содержание изучаемого материала и планируемый уровень знаний и умений. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы, привлекаю учащихся к выполнению творческих домашних заданий: подготовке докладов и рефератов, разработке кроссвордов по отдельным темам школьной программы.

Компьютерное тестирование знаний учащихся провожу с помощью программного обеспечения MyTest, позволяющее конструировать и применять конкретные тестовые задания, в которых учащийся получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также оценивается компьютером.

Приложение 4

Контрольные задания носят индивидуальный, дифференцированный характер, даю их для выполнения на уроке и во внеурочное время, дома. Такая система контроля позволяет мне организовать образовательный мониторинг, выявить пробелы в знаниях у учащихся, скорректировать работу по их ликвидации, а обучающимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлексию своей деятельности.

Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося.

В перечне целей, достижение которых обеспечивает обучение информатике на этапе основного общего образования, указывается развитие творческих способностей средствами ИКТ. В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. В декабре 2013 года я закончила курсы Intel V10.0 (Проектная деятельность), постараюсь использовать полученные знания на своих уроках.

Метод проектов рассматривается как одна из технологий достижения заявленного образовательного результата – формирования ключевых компетентностей учащихся.

Этот метод ориентирован на активное применение Интернет-ресурсов. Интернет-ресурсы позволяют учащимся не только осуществлять поиск информации, но и взглянуть на нее с позиции другой науки, другого периода времени. Таким образом, применение проектной технологии позволяет повышать уровень самооценки, самостоятельности учащихся в добывании знаний; усиливать практическую направленность обучения.

Результативность опыта


При использовании на уроках информационно – коммуникационных технологий я получила:

  • возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.);

  • применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.

  • раскрывать творческий потенциал учащихся

Приведенные ниже таблицы и диаграммы отражают позитивную динамику от использования в моей педагогической деятельности ИКТ технологий, что доказывает значимость применения данной технологии в процессе обучения информатике.

Результатом моей педагогической деятельности по данной теме можно считать следующие показатели:

Стабильность процента успеваемости учащихся и динамика качества знаний учащихся за последние 3 года (2010/2013 гг.)

Учебный год

Количество учащихся

«5»

«4»

«3»

% качества знаний учащихся

% успеваемости

2010 - 2011

99

29

35

35

64,6

100

2011 - 2012

98

29

37

32

67,3

100

2012 - 2013

123

29

54

40

67,5

100




Вывод: процент успеваемости учащихся за последние 3 года стабилен. Качество знаний увеличилось с 64,6% до 67,5% (на 2,9%)

Участие и результативность учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и состязаниях различного уровня

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школтников по информатике, но, к сожалению, призовых мест не занимают.

Все чаще учащиеся выбирают информатику на итоговую аттестацию:

2010 – 2011 учебный год:

В 9 классе – 1 человек из 17 учащихся – форма экзамена по билетам

- Андриянова Анна–оценка «5». Анна подтвердила свою годовую оценку.

В 11 классе – 6 человек из 26 учащихся – экзамен в форме ЕГЭ

- Мишин Валентин 56 баллов;

- Пронин Алексей 62 балла;

- Трошин Алексей 51 балл;

- Феофанова Анна 52 балла;

- Целовальникова Алена 61 балл;

- Чернова Анна 62 балла

Тактим образом средний балл по школе – 57,3 балла, средний балл по району 51,7 балл.

2011 – 2012 учебный год. В 9 классе экзамен в форме ГИА не выбрал никто. 11 класс – выпуска не было.

2012 – 2013 учебный год:

В 9 классе – 2 человека из 14 экзамен в форме ГИА

- Балякина Ирина - оценка «4» (68%)

- Винокуров Егор – оценка «5» (86%)

Средний балл по школе - 4,5; по району – 4; по региону – 4,31.

В 11 классе – 1 учащийся из 17 – экзамен в форме ЕГЭ

- Прямицын Владимир 67 баллов.

Средний балл по школе 67, по району – 57,5 баллов; по региону – 65,08.

В 2012 – 2013 учебном году в муниципальном туре Всероссийского конкурса программистов Андриянова Анна заняла 5 место.

В этом же году учащиеся 9 класса принимали участие во Всероссийском конкурсе по информатике и ИКТ «Альбус» (осенняя сессия) и имеют следующиепоказатели:

Винокуров Егор 8 место (лауреат)

Сдобнов Василий 9 место (лауреат)

Балякина Ирина 11 место (участник).

Учащиеся 8 – 9 классов принимали участие во Всероссийском конкурсе «Мультитест» по информатике и ИКТ и меют следующие результаты:

8 класс из 2228 участников

Вострухов Дмитрий 29 место (диплом частника)

Синицин Егор 38 место (диплом участника)

Зуев Олег 39место (диплом участника)

Ростунов Алексей 40 место (диплом участника)

9 класс 2362 участника

Ларина Алена 14 место (диплом участника)

Сдобнов Василий 15 место (диплом участника)

Винокуров Егор 16 место (диплом участника)

Балякина Ирина 20 место (диплом участника)

Ученики впервые принимали участие в этих конкурсах и я считаю, что они показали неплохие результаты.

Во Всероссийской игре-конкурсе «КИТ – компьтер, информация, технология» учащиеся со 2 по 11 класс принимают активное участие и имеют следующие результаты 2011 г. : Борисова Т. - 1 место, Потапова О. - 3 место, Молчанова К. - 1 место, Макарова А. - 2 место, Суслова М. - 3 место, Винокуров Ег. - 3 место, Понявин С. - 3 место по району; 2013 г.: Маркова А. 4 кл. – 1 место, Молчанова К. – 5 место, Синицин Егор – 2 место, Зуев О. – 2 место, Абрамов А., Суслова М., Макарова А. – 3 – 5 место, Маркова Е. – 2 место по району.
Стратегию своей дальнейшей педагогической деятельности по достижении поставленной цели вижу в следующем:

  1. Использование интерактивных устройств (в частности, интерактивную доску);

  2. Создание целостной системы ЦОР;

  3. Создание личного WEB – сайта;

  4. Внедрение дистанционного обучения;

  5. Подготовка и оформление исследовательских работ учащихся класса для участия в творческих интерактивных конкурсах;

  6. Мотивирование учащихся на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий;

  7. Повышение ИКТ - компетентности родителей;

  8. Организация обучения родителей, желающих научиться работе на компьютере с целью помощи ребенку в обучении.

  9. Использование метода проектов.



Ожидаемые результаты:

  1. В связи с активным применением ИКТ в учебно-воспитательном процессе, считаю, что возрастет число учащихся, участвующих в различных конкурсах и проектах;

  2. Появится возможность более активно участвовать в олимпиадах регионального и Всероссийского уровня;

  3. Увеличится количество учебно-методических материалов, что позволит заинтересовать большее количество учащихся к выполнению творческих мультимедийных проектов;

  4. Изменится качественная подготовка учащихся к учебным занятиям;

  5. Родители получат оперативную и качественную информацию по вопросам обучения, воспитания, жизнедеятельности детей в школе.

Заключение

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школе, инновационные технологии. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации, коммуникабельностью, развитием общества. Поэтому в настоящее время информационные технологии занимают важное место в моей профессиональной деятельности.

С применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Следует также сказать, что мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций обучаемого. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, психоэмоциональное состояние обучаемого.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

  • Повысить объём выполняемой на уроке работы;

  • Усовершенствовать контроль знаний;

  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

  • Формировать навыки исследовательской деятельности;

  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Работа по формированию ИК-компетентности позволила мне повысить эффективность обучения, уровень технологической подготовки учащихся к свободному владению средствами ИКТ в обучении, повседневной жизни, выработать навык работы с различными источниками информации, достичь более высокого уровня интеллектуального развития и сформированности общеучебных умений и навыков.

В роли учителя информатики я чувствую на себе большую ответственность за то, насколько хорошо дети, оканчивая школу, владеют современными информационными и коммуникационными технологиями. Стараюсь делать всё, чтобы, уезжая учиться в большие города, мои ученики не чувствовали себя людьми из «глубинки», а смогли успешно продолжать обучение, жить и работать в информационном обществе.

Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.

Список используемой литературы


  1. Министерство образования и науки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mon.gov.ru/

  2. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/subjects/11?page=84

  4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://standart.edu.ru/

  5. Бешенкова С.А., Прытко Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. - №4.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.

  7. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 2005. - №1.

  8. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность и как ее формировать // Информатика и образование. - 2004. - №3.