Главная страница


Генетическая связь между классами неорганических соединений



Скачать 37.66 Kb.
НазваниеГенетическая связь между классами неорганических соединений
Дата05.04.2016
Размер37.66 Kb.
ТипУрок

Тема: Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Образовательные задачи урока:

1.Обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических соединений.

2. Раскрыть противоположность свойств соединений типичных металлов и типичных неметаллов.

3. На конкретных примерах получения одних веществ из других показать существование связи между неорганическими веществами.

4. Дать понятие генетической связи между классами неорганических соединений. Ввести понятие - «генетический ряд».

5. Научить учащихся выполнять задания по составлению уравнений реакций по схеме, а также составлять схемы превращения веществ.

Межпредметные связи: биология - классификации растительного и животного мира; использование минеральных удобрений, фотосинтез.

Внутрипредметные связи: химические свойства кислорода, водорода, оксидов, кислот, оснований.

Тип урока: урок совершенствования знаний и умений учащихся.

Основные методы: беседа в сочетании с самостоятельной работой, лабораторная работа, демонстрация опытов.

Оборудование урока: MD проектор, компьютер

На столах учащихся: Реактивы: простые вещества: сара, железо; оксиды меди (II), кальция; основания ( гидроксиды натрия, калия); кислоты ( растворы соляной и серной кислот); соли (карбонат кальция, хлорид магния); индикаторы (фенолфталеин, метиловый оранжевый). Оборудование: 10 пробирок, ложечки для веществ.

На столе учителя: 2 колбы с кислородом, сера, магний, ложечки для сжигания веществ, штатив.

Урок начинаем с актуализации опорных знаний учащихся ( на столах учащихся опорные схемы «Классификация веществ»). Вспоминаем типовые свойства классов соединений, устанавливая связь между изученными классами веществ, выясняем причину взаимного превращения одних веществ в другие. Важно убедить учащихся, что знания по химии, полученные ими, необходимы в практической жизни, так как они помогут понять сущность многих процессов, происходящих вокруг.

Карточка №1 Даны вещества: оксид кальция, азотная кислота, гидроксид натрия, оксид серы (VI). Записать формулы веществ в стольбик, указать к какому классу соединений они относятся, подчеркнуть одной чертой атомы или группы атомов, которые являются существенным признаком принадлежности данного вещества к определенному классу. Далее против каждой формулы записать формулы веществ, имеющих противоположные свойства. Например: CaO - P2O5

HNO3 – KOH

NaOH – HCl

SO3 - MgO.

На вопрос «В чем противоположность свойств этих веществ?», учащиеся отвечают, что оксид кальция, как основный оксид, не взаимодействует с основаниями, а при взаимодействии с кислотами образует соль и воду. Аналогично характеризуют свойства азотной кислоты и гидроксида калия. При дальнейшем выполнении этого задания учащиеся должны установить атомы каких элементов, входящих в состав молекул оксидов и гидроксидов явились причиной, обуславливающей противоположные свойства; подчеркнуть их двумя чертами. ( показать на экране правильный ответ этого задания).

Продолжая урок, отмечаем, что многие химические реакции человек использует для получения новых необходимых ему веществ. Так восстановительные свойства водорода используют в металлургии при восстановлении металлов из руд, строители используют свойство негашеной извести взаимодействовать с водой и при этом образовывать вяжущее вещество – гашеную известь, необходимого при кладке и штукатурке стен. Работать с этим веществом необходимо очень осторожно, так как при реакции выделяется большое количество теплоты, а полученная гашеная известь – едкое вещество.

Карточка №2. Имеющиеся на столе вещества классифицировать, используя опорные схемы. Составить генетические ряды, родоначальниками которых являются простые вещества, имеющиеся на столе. Записать уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения.

Закономерность генетической связи можно проследить на примерах окисления металла и неметалла и последующих реакциях с продуктами окисления.

Демонстрационный опыт: а) горение серы и магния в кислороде,

б) растворение продуктов реакций.

Составить на доске схемы: а) S →SO2→H2SO3;

б) Mg→MgO→Mg(OH)2

Генетическая связь существует не только между веществами одного генетического ряда, но и между генетическими рядами. Генетическую связь устанавливают и раскрывают через получение веществ одного класса из веществ другого класса при взаимодействии их друг с другом

S ↔ Mg



SO2 ↔ MgO



H2SO3 ↔ Mg(OH)2

↓ ↓

MgSO3 MgSO3

Лабораторный опыт. «Используя необходимые, имеющиеся на столе, реактивы получите прямым или косвенным путем хлорид кальция двумя способами. Правильность выполнения проверяем у доски ( 2 ученика).
С целью закрепления изученного на уроке выполнить задания по

карточкам №3 на рабочем месте.

Составить схему: основание→ основной оксид→соль



Неметалл → кислотный оксид

Подводим итог изученному на уроке:

  1. Металлы и неметаллы образуют генетические ряды.

  2. Между простыми и сложными веществами, представителями разных классов существует родственная связь, называемая генетической связью, которая проявляется в получении одних веществ из других.

  3. Знание генетической связи позволяет получать новые вещества определенного состава, необходимые человеку.

  4. выставляем отметки за урок.


Домашнее задание