Главная страница


Игры и упражнения на развития коммуникативных функций



Скачать 90.98 Kb.
НазваниеИгры и упражнения на развития коммуникативных функций
Дата14.04.2016
Размер90.98 Kb.
ТипДокументы

Комбинированное занятие: игры, упражнения, лепка

Тема: Игры и упражнения на развития коммуникативных функций

у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Подготовила: воспитатель

Могильченко Оксана Анатольевна

Детский дом – интернат №24 г.Москвы
Цели занятия:

Образовательная: ознакомление воспитанников с основными свойствами и приёмами работы с пластилином; формирование основных знаний по и приёмам ручной работы с пластилином (Приёмы подготовки пластилиновой массы к работе, приёмы лепке).

Развивающая: развития художественно – эстетических способностей у детей, воспитание слухового, зрительного восприятия, развитие оптико- пространственных представлений, памяти, внимания, развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционная: коррекция мелкой моторики, трудовых умений, пространственной ориентировки, внимания , памяти, связанной речи, терпения в работе. Формировать интерес к работе с пластилином.

Воспитательная: воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Тип занятия: комбинированный

Основной метод проведения занятия: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: альбомные листы разного формата в зависимости от количества изображений на одном листе ; пластилин разного цвета, подкладные доски, влажные салфетки. Иллюстрация к русской народной сказке «Маша и медведь», кукла Маша и мягкая игрушка – медведь, игра – мозаика.

Словарная работа: осень, дождь, пасмурно, осенние листья, сентябрь, октябрь, ноябрь, жёлтые, красные, оранжевые, разноцветные, деревья, листья , веточка.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Маша и медведь», рассмотрение иллюстраций, изучение частей композиции, беседа по сказке «Маша и медведь.

Приёмы лепки. Отщипывание, скатывание, надавливание.

План занятия


  1. Организационный момент. Календарь.

  2. Сообщение темы занятия.

  3. Развитие зрительного внимания.

  4. Песенка – потешка.

  5. Развитие оптико – пространственных представлений «Упражнение выбери дорожку»

  6. Развитие выразительности движений. Упражнение «Волшебные деревья».

  7. Рассмотрение образца. Определение последовательности работы.

  8. Русская народная сказка «Маша и медведь» . Лепка «Коллективная работа».

  9. Работы детей. Индивидуальная работа педагога с детьми.

  10. Оценка качества изделия.

  11. Итог занятия.


Ход занятия


  1. Организационный момент. Календарь.

Беседа по теме:

- Доброе утро, ребята! Давайте скажем вместе: «Доброе утро». Сегодня15 октября.

- Какой сегодня день недели? (День недели среда)

- Назовите время суток. (Время суток утро)

Ребята давайте посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? (Осень). Сегодня мы поговорим об осени.

- После, какого времени года наступает осень?

- Назовите осенние месяцы?

- Какая сейчас осень ранняя или поздняя?

- Что происходит осенью в природе, жизни зверей и птиц?

- Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

- Какая погода бывает осенью, если идёт дождь – дождливая, дует ветер – ветреная , на улице холодно – холодная, пасмурно – пасмурная, сыро, солнечно, ясно?

Мы с вами вспомнили признаки осени, назвали осенние месяцы, показали по картине изменения в природе осенью. Молодцы!

2. Сообщение темы .

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл гость, а кто он, мы узнаем, когда отгадаем загадку.

По завалам и оврагам

Ходит он хозяйским шагом,

Любит он пчелиный мёд

И малину с веток рвёт (Медведь)

- Правильно ребята, это медведь. (Показывает игрушку).

- Давайте мы с ним поздороваемся.

Каждый ребёнок здоровается с медвежонком и называет своё имя. (Давай дружить!)

- Все ребята познакомились с мишкой. А теперь мишка хочет с нами поиграть. Он с собой принёс солнечные лучики, давайте потрогаем их, и познакомимся с ними.

- Все ребята познакомились с лучиком.

- А теперь начнём играть.

- Закройте глазки, внимательно слушайте и повторяйте за мной. Когда лучик коснулся глаз – откройте глазки. Коснулся лба – поднимите и медленно опустите брови. Коснулся щёк - надуйте щёки, сделайте щёки – толстушки. А теперь сдуйте их, чтобы они стали худышками. Солнечный лучик коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи; коснулся пальцев рук – сожмите и разожмите кулачки (фонарики). А теперь пусть ваши пальчики поздороваются друг с другом. (Дети поочерёдно соединяют кончики пальцев правой руки с кончиками пальцев левой руки.

- Молодцы ребята, медвежонку понравилось, как вы играли!

- Ребята, сегодня нас ждёт интересное путешествие в сказку. Хотите узнать в какую? Тогда посмотрите сюда.

3. Развития зрительного внимания. Игра «Маша и медведь»

- Педагог показывает детям иллюстрации к сказке «Маша и медведь»

- Что вы видите на картинке? (Девочку Машу, которая вместе с подружками идёт по тропинке к лесу. Она машет рукой бабушке.)

- А на этой? (Предъявляет детям другую картинку.) (Машенька заблудилась в лесу и кричит: «Ау!»

- Что нарисовано с права? (Ель, гриб, земляничка, белка…)

- Какие предметы нарисованы внизу?(грибы, ягоды, заяц)

- Перечислите то, что девочка увидела в лесу. (Деревья, грибы, белка, ягоды, кусты, цветы, трава.)

- Ребята, посмотрите, у меня ещё много картинок. Давайте поможем мишке составить рассказ. (Педагог предлагает детям разложить картинки последовательно, чтобы получился рассказ.)

Мишка (педагог) выбирает одного из ребят, который раскладывает картинки по порядку, а другому предлагает составить по картинкам рассказ. Ему могут помогать другие ребята.

- Молодцы ребята, что помогли медвежонку вернуть сказку. А вы догадались, как она называется?(«Маша и медведь».)

- Ребята. Мы знаем интересную песенку – потешку и сейчас тебе её споём.

4. Песенка – потешка.

Дети встают в круг, вместе с педагогом произносят текст и выполняют соответствующие движения.

Раз – подняться. Потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – опять на стульчик сесть.

Дети рассаживаются на стульчики.

- Ребята, вспомните, что случилось с медведем в конце сказки. (Он испугался собак и убежал в лес.)

- Правильно, ребята! Давайте мы с вами поможем медведю, найти дорогу домой в лес.

5. Развитие оптико- пространственных представлений. Упражнение «Выбери дорожку»

Педагог раздаёт каждому ребёнку картинки с упражнением «выбери дорожку».

Инструкция: Найдите дорожку, которая ведёт к дому медведя. Возьмите карандаш и проведите по ней линии – укажите медведю путь.

Дети выполняют задание.

Педагог собирает работы детей.

- Спасибо, ребята, теперь медведь точно найдет дорогу.

- Какие вы молодцы! Как помогли вы нашему другу. Но это ещё не всё!

- Какие деревья растут в лесу?

- Сейчас мы с вами превратимся в деревья, которые живут в волшебном лесу. И тогда медведь с помощью, волшебных деревьев, домой доберётся ещё быстрей.

6. Развитие выразительности движений. Упражнение «Волшебные деревья».

Дети садятся рядом друг с другом, и педагог накрывает всех «волшебным платком»

Раз, два, три!

Моих деток в волшебные деревья преврати,

Вырастут большими, руки шире – шире,

А теперь поднимаем руки вверх,

И увидим всех – всех – всех.

Дети выполняют соответствующие движения.

Педагог, подходя к каждому ребёнку, дотрагивается до него и говорит названия дерева, в которое его превращает.

Дети расходятся по группе, и каждый изображает то дерево, в которое он превратился, а педагог ему помогает.

Подходя к каждому ребёнку. Педагог спрашивает, какое дерево тот изображает. Дети изображают своё дерево.

- Молодцы ребята! Кем мы сегодня были? (Волшебными деревьями – берёзой, клёном, осиной, рябиной, ёлкой.

Вы помогли медвежонку быстро добраться до своего дома, он говорит вам большое спасибо!

Показ слайда с записью от медведя, с пожеланиями ребятам.

7.Рассмотрение образца. Определение последовательности работы.

- Ребята, вам понравилась сказка про Машу и медведя?(Да).Ну и это ещё не всё,

посмотрите на меня все внимательно, что я держу в руке?.(Мозайку)

- Правильно, это игра- мозаика!

- Ребята , а как вы играете в эту игру?(Собираем разноцветную картинку)

-Правильно ребята! Посмотрите, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных деталей.

8.Русская народная сказка «Маша и медведь» . Лепка «Коллективная работа».

- Сегодня, мы с вами тоже, будем собирать мозайку, только не из деталей, а из пластилина.

Наша работа, будет очень не обычной, и трудоёмкой. Мы будем лепить сюжет из сказки «Маша и медведь». Педагог показывает образец сделанной заранее картины из сказки.

- Ребята, у каждого на столе лежит листок бумаги с изображением елки , дерева и пенька.

- А также пластилин коричневого, зелёного, оранжевого, красного, белого и жёлтого цвета.

Как вы думаете, какое время года можно украсить такими яркими цветами. (Правильно, осень). Кто мне скажет, что мы будем украшать, зелёным цветом (елку и листья деревьев). А для чего нам нужны такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый? ( Мы из этого пластилина, будем лепить разноцветные осенние листочки).

- А для чего же нам нужен, коричневый пластилин? ( Мы из него будем лепить, ствол деревьев).

- Правильно ребята, вы молодцы!

- А сейчас мы с вами начнём работу.

Педагог, предлагает детям выбрать по одному куску пластилина любого цвета.

– Ребята, прежде чем мы начнем, лепить из пластилина, его нужно размять, для того, чтобы он стал мягкий и послушный.

– Сначала мы выбираем картинку, которую вы первую будете украшать пластилином.

- Потом, мы выбираем пластилин по цвету нашего рисунка. (Например; облако - белый пластилин, ствол дерева - коричневый пластилин, листья на деревьях разноцветный пластилин.

Затем показывает, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, и скатывать их в маленький кружочек.

- После того прикреплять их к основе рисунка. (Показ педагога).

- Ребята у вас рядом лежит специальная доска, чтобы вы складывали на неё сделанные вами катушки. Когда вы соберёте их много, можно выкладывать картинку. У каждого из вас получиться собственная картинка. В конце занятия, мы вырежем ваши картинки, сделанные из пластилина, и сделаем одну общую сюжетную, коллективную работу.

9.Работы детей. Индивидуальная работа педагога с детьми.

- Итак, комок пластилина разминаем, чтобы он был мягкий.

Дети выполняют работу вместе с воспитателем. У кого не получается педагог оказывает помощь ребёнку.

- Теперь отщипнём маленький кусочек пластилина, и скатываем из него маленький шарик. Складываем шарики на подкладные доски, и когда мы на катаем нужное нам количество шариков, мы приступим к работе с картинкой.

- Теперь мы имеем нужное количество скатанных шариков, и мы приступаем накладывать и надавливать их на картинку.

Педагог контролирует выполнения работы детьми, помогает к выполнению деталей.

- Мы с вами сначала размяли пластилин, потом отщипывали пластилин и скатывали их в маленькие кружочки. Далее готовые детали прикрепили на картинку. Молодцы ребята!

10.Оценка качества изделия.

Оценивается педагогом.

- Дети посмотрите, какие вы молодцы!

- Посмотрите, какие разные деревья получились у ребят.

Дети рассматривают. (Педагог помогает перечислить достоинства работы)

- У вас получились замечательные деревья, красивый медведь, нежная Машенька и прекрасный лесной домик. Сейчас я вам раздам ножницы, и мы с вами вырежем все наши сделанные картинки.

Педагог показывает, заранее изготовленный плакат с изображением неба и зелёной поляны.

- А сейчас мы с вами приклеим на плакат наши сделанные картинки и наполним лес сказочными героями из сказки «Маша и медведь». (Дети с педагогом приклеивают все изделия на общий плакат)

11.Итог занятия.

Проверка долговременной памяти.

- О чём мы сегодня с вами говорили?

- Что вы узнали об осени?

- Кто сегодня приходил к нам в гости на занятия? (Медведь)

- Во что вы сегодня играли?

- Каких персонажей из сказки мы сегодня с вами лепили?(Машу и медведя)

- Из чего мы лепили волшебные деревья?(Пластилин)

- Вспомните и назовите последовательность лепки? (Разминаем пластилин, отщипываем кусочек, скатываем в маленький кружочек).

- Молодцы ребята, вы сегодня очень постарались, и сделали замечательную картину по сказке.

- Теперь мы её вставим в рамку, и она у нас в группе будет висеть на самом видном месте.

На следующем занятие мы будем лепить ягоды и грибы. Подумайте, какие ягоды вы хотели бы слепить.