Главная страница


Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи



Скачать 109.06 Kb.
НазваниеИспользование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи
Дата18.04.2016
Размер109.06 Kb.
ТипДокументы

Использование игровых приемов

для развития артикуляционной моторики

у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада на другой, в нарушении тонуса мышц, ощущения от движения орга­нов артикуляции, в наличии синкинезий, гиперкинезов и различного рода апраксических явлений. Эти нарушения сказываются на фонетической стороне речи, а в некото­рых случаях они приводят к недоразвитию фонематических процессов, в результате чего дети испытывают значительные затруд­нения в обучении письму и чтению.

Именно поэтому первым и важнейшим этапом в системе всей коррекционной ра­боты является выработка определенного положения органов артикуляционного аппа­рата, его подвижности, координированности и переключаемости движений, что достига­ется проведением специальной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика, с которой начинается логопедическое занятие, должна создавать тот психологический настрой у детей, который будет способствовать эффек­тивности занятия в целом.

Процесс развития артикуляционной мото­рики протекает активнее, быстрее, преодо­ление трудностей проходит легче, если педа­гог использует игровые формы работы. Ребе­нок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти ее условия, не замечает, что его учат.

Цель данного сообщения — познакомить с некоторыми игровыми приемами, которые могут быть применены логопедами и учителя­ми при развитии артикуля­ционного аппарата у детей с нарушениями речи.

Упражнения начинаются с гимнастики губ.

Упражнение «Лягушки улыбаютс я». Цель: выработать умение делать оскал зубов.

Учащимся предлагается отгадать загадку:

Выпуча глаза сидит,

не по-русски гово­рит,

Родилась в воде,

а живет на земле.

Если дети затрудняются отгадать загадку, то логопед им помогает наводящими вопро­сами. Когда отгадка найдена, учащимся показывается картинка с изображением трех веселых лягушат. Дети заучивают предложенное четверостишие:

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

Логопед отчетливо и с необходимыми паузами произносит стишок, а учащиеся выполняют заданное движение. Затем чет­веростишие можно разделить на две части: первую часть произносит ребенок, у которо­го идет автоматизация звука ш, вторую — тот, у кого закрепляется в речи звук ц.

Упражнение «Хоботок». Цель: выработать движе­ния губ вперед.

Детям предлагаются вопросы:

— У какого хорошо известного вам животного нос в виде длинной трубы?

Если учащиеся правильно угадывают животного, то им показывается картинка с изображением слона.

  • Как мы называем нос у слона? (Хо­бот.)

  • Каким словом мы назовем нос у ма­ленького слоненка? (Хоботок.)

Затем логопед дает учащимся описание упражнения и предлагает сделать из губ «хоботок», произнося слова:

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну...

На следующем занятии проводится рабо­та со второй частью стишка:

И на трубочку похожи...

Подудеть в нее мы можем:

Ду, ду, ду-ду-ду,

Ду, ду, ду-ду-ду!

(Можно сопровождать речь движениями, пальцами рук, кистью изображая трубу.) Обучая детей выполнять эти движения губами, педагог дает еще одно четверости­шие, обыгрывая его с детьми:

Вдоль по улице иду я

И в большую дудку дую:

Ду-ду-ду, да ду-ду-ду,

Я по улице иду!

(Можно показать картинку, на которой изображен мишка с трубой.)

Детям очень нравится игра, при которой происходит чередование артикуляционных укладов для губ (оскал зубов — вытягива­ние губ хоботком), под названием «Ребята-лягушата, ребята-слонята». Дети по сигналу логопеда (это может быть слово или кар­тинки с изображением слонят и лягушат) выполняют заданные движения. В данную игру полезно ввести элемент соревнования, в котором учитывается и внимание детей, и качество выполнения упражнений.

Координированность движений и их чере­дование, достаточно быстрое переключение с одного на другое педагог отрабатывает с помощью следующих стихов:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка-побудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять!

Ниже предлагаются упражнения для языка.

Статические упражнения

«Лопаточка». Цель: выработать уме­ние, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Стихи:

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять.

С целью чередования артикуляционных укладов для языка «лопаточка» — «иголоч­ка» используется стишок:

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык — иголочкой потом,

И потянем острием.

«Пиала». Цель: выработать умение де­лать язык широким, приподнимая края языка и удерживая форму чашечки. Учащимся показывается картинка с изображением пиалы (или сам предмет) и объясняется значение слова: пиала — круглая, расши­ряющаяся кверху чашка без ручки. Затем логопед показывает движение, и дети учат­ся его выполнять:

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась пиала,

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И бока к зубам прижмем.
Динамические упражнения

«Чищу зубы». Цель: выработать уме­ние удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами, делать круговые движе­ния языком. Перед знакомством с упражне­нием учащимся предлагается отгадать за­гадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб - всю добычу мою —

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Губы, зубы.)

Когда ответ найден, педагог показывает учащимся картинку с изображением губ и зубов и в дальнейшей беседе говорит о том, что зубы надо беречь, а для этого их надо чистить каждый день щеткой (которая тоже изображена на картинке). Похожее движе­ние, как будто чистишь зубы, можно делать и своим языком. Это движение нужно де­лать старательно и тоже каждый день, только при этом цель будет другая — сде­лать речь отчетливой, красивой. Описание сопровождается показом, логопед медленно и отчетливо произносит:

Чисти зубы,

Чисти зубы,

И снаружи

И внутри,

Не болели чтоб они.

(Паузы между стихами заполняются вы­полнением движений.)

«К а ч е л и». Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. Учащимся предлагается картинках изображением девочки на качелях. Логопед медленно произносит стишок:

На качелях я качаюсь,

Вверх, вниз, вверх, вниз.

И все выше поднимаюсь,

А потом — вниз...

Затем педагог сообщает, что для языка есть упражнение, которое называется «Ка­чели». Логопед, проговаривая четверости­шие, делает движение вверх — вниз языком и соответствующие, поясняющие движения кистью руки. Далее учащиеся разучивают упражнение и проделывают его, постепенно ускоряя. Можно закончить это упражнение, используя следующее четверостишие:

Все лето качели качались и пели,

И мы на качелях на небо летели.

Настали осенние дни,

Качели остались одни.

«Л о ш а д к а». Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.

Учащиеся рассматривают картинку, изо­бражающую серую лошадь и мальчугана-всадника. Логопед говорит, что эту лошадку зовут Серый Бок; когда лошадка бежит, копыта цокают. Логопед показывает корот­кий звонкий звук, похожий на цоканье ко­пыт, и затем обучает детей правильному выполнению артикуляционных движений, объясняя, что цоканье получается хорошо тогда, когда работает только язык, а ниж­няя челюсть и губы остаются неподвижны­ми. Упражнение сопровождается произне­сением стихов, после каждой стихотворной строчки учащиеся четыре раза цокают.

Я лошадка — Серый Бок!

Я копытцем постучу.

Если хочешь — прокачу.

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива

Я лошадка — Серый Бок!

Упражнение можно сочетать с движения­ми рук, согнутых в локтях (держат поводья), производимыми в такт «цоканию».

«И н д ю ш а т а». Цель: выработать подъ­ем языка, подвижность его передней части.

Перед детьми картинка с изображением поляны, на которой гуляют индюшата. Ло­гопед объясняет, что индюшата, разговари­вая между собой, «болбочут»: бл-бл-бл. За­тем дается описание упражнения, произво­дится показ. Когда ученики освоили арти­куляционные движения, им предлагается стишок:

Малышата-индюшата ^

Ножками топочут,

Весело болбочут:

Бл-бл-бл!

«Дятел». Цель: укреплять мышцы кон­чика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка на­пряженным.

Знакомство с упражнением начинается с загадки:

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

Затем учащиеся, рассматривая картинку с изображением дятла, вспоминают, что многие из них слышали стук дятла в лесу, что у него длинный и сильный клюв, кото­рым он стучит, издавая четкие звуки. Дети учатся подражать стуку дятла: д-д-д. За­тем читают стишок, после каждой строки добавляя: ддд:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Знакомство с новыми артикуляционными упражнениями может проходить в разных формах и на разных этапах занятия. Пока­жем еще ряд упражнений.

«Гриб». Цель: выработать подъем язы­ка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

Логопед показывает детям картинку с изображением грибов и предлагает их по­считать. Затем говорит, что каждый из ре­бят с помощью языка, если поднять его вверх, к нёбу, и губ может тоже изобразить гриб, и тогда появится целая «семейка гри­бов». После этого дается описание упраж­нения «Гриб», делаются необходимые ме­тодические указания и проводится показ упражнения; далее оно воспроизводится учащимися. Здесь же можно привести те загадки о грибах, которые дети знают и обычно охотно вспоминают. В конце рабо­ты можно использовать стихотворение:

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка —

Шляпка на макушке.

Наша Даша в лес пошла,

Наша Даша гриб нашла.

Вот и нет волнушки

На лесной опушке.

С той же целью, что была в предыдущем упражнении, дети разучивают ряд движе­ний, названных «Гармошка»; сопровожда­ются они следующим четверостишием:

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Благоприятный эмоциональный фон для развития артикуляционной моторики соз­дают упражнения, выполняемые по ходу рассказа (сказки) о путешествии Веселого Язычка. Такие сказки составляются с учетом звукопроизносительных дефектов уча­щихся. К ним делаются рисунки, составля­ются книжки-раскладушки. Приведу при­мер одной из таких сказок.

Сейчас, ребята, я вам расскажу сказку про путешествие Веселого Язычка, и мы вместе с Язычком будем делать все упражнения по ходу его прогулки.

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (зубы), затем вторую дверку (губы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широкий положи

И спокойным удержи.

Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смот­реть по сторонам, и закачался он, как маятник у старинных часов: вправо, влево (упражнение «Маятник»). Покачался, покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Уви­дел, как девочка на качелях качается: вверх, вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быст­рее (упражнение «Качели»).

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит ска­зочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа), а затем на вторую (широким языком обнима­ются верхние зубы), на третью (кончик языка у верхних альвеол), на третьей весело попры­гал: д-д-д (упражнение «Ступеньки»).

Любопытный был Язычок, заглянул в окошко и увидел там... кого? (Показывается картинка, на которой изображена умывающаяся девочка.) Де­вочка собралась чистить зубы. Решил Язычок вме­сте с девочкой и свои зубки почистить (упражне­ние «Чищу зубы»). Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загру­стил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

(Упражнение «Маляр», выполняются круговые движения языком внутри полости рта.)

Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и за­пел: ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла (рот широко раскрыт, кончик языка бьет по бугорочкам). Учащиеся поют песню крокодила Гены, используя слоги ла, ло, лу, лы.

Вдруг услышал Язычок веселую дробь бараба­на. Это Буратино настукивал своими деревян­ными палочками по красному барабану: д-д-д — слышалось вокруг. Д-д-д — то же самое повторял Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)

Увидел Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка!

Шерстка гладка.

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела

И снова за дело.

(После каждой строчки дети цокают.)

Детям предстоит продолжить занятия. Логопед говорит, что после такой разминки (совершено целое путешествие, и такое веселое, интересное) хорошо пойдет вся дальнейшая работа, дети справятся со все­ми заданиями.

Успех в работе с детьми во многом опре­деляется содружеством логопеда, учителя, воспитателя и родителей. Их общей задачей должно быть регулярное проведение арти­куляционной гимнастики. Игровые приемы, которые предлагается при этом использо­вать, снимают у учащихся излишнее напря­жение и незаметно для детей подготавли­вают их к выполнению последующих за­даний.

ЛИТЕРАТУРА

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правиль­ного произношения. М.: Просвещение, 1981.

Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.

Выготская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успен­ская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. М.: Просвещение, 1984.

Генинг М. Г., Герман И. А. Воспитание у до­школьников правильной речи. Чебоксары: Чуваш­ское книжное изд-во, 1971.